Алия Багаутдинова: «Переработкой и утилизацией отходов я занимаюсь более 10 лет. С каждым годом мне все больше и больше нравится моя работа» Алия Багаутдинова: «Переработкой и утилизацией отходов я занимаюсь более 10 лет. С каждым годом мне все больше и больше нравится моя работа» Фото: Сергей Елагин

Драгоценные металлы из отходов с населения

— Алия Ринатовна, расскажите, чем занимается компания «Экоутилизация» и с чего вы начинали.

— Мы занимаемся переработкой и утилизацией отходов техники, электроники, кабельной продукции и прочего оборудования. Переработкой отходов мы с мужемс начали заниматься еще в 1996 году, в то время мы работали с ломами и отходами черных и цветных металлов. Постепенно пришли к тому, что нам стало интересно направление по переработке лома и отходов с содержанием драгоценных металлов и неразрывно связанная с этим утилизация техники, электроники и прочего оборудования.

В 2015 году была создана компания «Экоутилизация» по переработке и утилизации отходов в основном III и IV класса опасности. Это отходы бытовой техники, кабельной продукции, оргтехники и прочего оборудования. Сегодня мы активно работаем с населением, создали собственную сеть приемных пунктов в Республике Татарстан и Нижегородской области, в них мы принимаем отходы у граждан.

— Сколько у вас приемных пунктов?

— Всего у нас 39 пунктов, из них в Казани находится 20. Есть приемные пункты в других районах Татарстана — Зеленодольском, Лаишевском, Высокогорском.

«На сегодняшний день мы активно работаем с населением, создали собственную сеть приемных пунктов в Республике Татарстан и Нижегородской области, в них мы принимаем отходы у граждан» «Сегодня мы активно работаем с населением, создали собственную сеть приемных пунктов в Республике Татарстан и Нижегородской области, в них мы принимаем отходы у граждан» Фото предоставлено ООО «Экоутилизация»

— Вы принимаете отходы от населения на платной основе?

— Да. У нас есть прайс-лист, цены самые разные. Любой гражданин, будь то школьник или пенсионер, кто угодно может прийти, сдать свои отходы, которые у него образовались дома. Например, сломалась техника какая-то, образовалась макулатура, пленка, любые ликвидные виды отходов в чистом виде, человек приходит, сдает, мы за это платим ему деньги. Отходы взвешиваем, цена в прайс-листе указана за один килограмм.

К нам можно принести сломанные телевизоры, стиральные машины, мониторы, ноутбуки, жесткие диски, блоки питания, колонки, клавиатуры, видеокарты, сетевое оборудование и любую другую технику и оборудование.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

— После того как население приносит отходы в приемные пункты, что с ними происходит дальше?

— Мастер-приемщик оценивает и взвешивает сырье. Если мы что-то не принимаем, он об этом сообщает и информирует, куда это можно сдать. Потому что мы принимаем только те отходы, которые можем переработать либо передать на дальнейшую переработку или утилизацию. Если такой возможности нет, то мы просто перенаправляем население к другим приемщикам.

По мере накопления отходов приемщик сообщает менеджеру, что нужно их вывозить. Менеджеры приезжают, вывозят все эти материалы на производство, там все это взвешивается снова, сверяются данные. Далее экологи оформляют необходимые учетные документы, эти данные заносятся в экологическую отчетность. Следующий этап — утилизация либо переработка. Готовая продукция далее реализуется производителям будущих товаров и новых изделий.

— Каким образом организован процесс переработки драгоценного сырья?

— Процесс переработки сырья с содержанием драгоценных металлов проходит наиболее глубокую и длительную переработку, в результате мы получаем драгоценные металлы — золото, серебро, платину, палладий. Их у нас покупают ювелирные организации по всей стране, не только татарстанские.

«К нам можно принести сломанные телевизоры, стиральные машины, мониторы, ноутбуки, жесткие диски, блоки питания, колонки, клавиатуры, видеокарты, сетевое оборудование и любую другую технику и оборудование» «К нам можно принести сломанные телевизоры, стиральные машины, мониторы, ноутбуки, жесткие диски, блоки питания, колонки, клавиатуры, видеокарты, сетевое оборудование и любую другую технику и оборудование» Фото: Сергей Елагин

«Нужно научиться не только потреблять, но и грамотно утилизировать»

— Как у вас возникла идея распространения приемных пунктов по городу?

— Нашей системе сбора третий год, и в свое время мы ее создавали как новую инфраструктуру бытового обслуживания населения в Казани. Поскольку сейчас сети магазинов находятся в шаговой доступности у каждого многоквартирного дома, наша политика состоит в том, чтобы люди имели комфортную возможность не только потреблять, но и передавать свои отходы на утилизацию и специализированную переработку также в шаговой доступности. Поэтому нами была разработана система пунктов приема отходов, которые располагаются на территории торговых центров города и жилых комплексах города.

Самый первый пункт мы выставили в Авиастроительном районе, у торгового центра «Птичий рынок». С самого начала мы увидели активность населения — официальный график работы был с 8 часов утра, но, когда приемщик приходил к 7, уже стояла очередь. Или стояли какие-то свертки, коробки, мешки с отходами. То есть кто-то просто приносил и безвозмездно оставлял, а кто-то в порядке очереди ждал вознаграждения за отходы. Наша практика показала, что мы на верном пути, но той системы сбора, которая сегодня есть, недостаточно, нужно развиваться еще активнее.

— Какие планы у вашей компании на ближайшие годы?

— Есть планы масштабировать бизнес, увеличить производственные мощности, двигаться, развивать это направление дальше, довести до ума систему сбора в Казани в частности и в Татарстане в целом, увеличивать количество приемных пунктов. Потому что можно сколько угодно строить производственные мощности, выделять миллиарды денег на перерабатывающие заводы, но если нет системы сбора, если не собирать эти отходы и не обеспечивать себя вторичным сырьем, то нечего будет перерабатывать.

«Наша практика показала, что мы на верном пути, но той системы сбора, которая сегодня есть, ее недостаточно, нужно развиваться еще активнее» «Наша практика показала, что мы на верном пути, но той системы сбора, которая сегодня есть, недостаточно, нужно развиваться еще активнее» Фото: Сергей Елагин

— Какие именно вы планируете развивать вашу деятельность?

— Мы понимаем, что наши пункты приема уже не вмещают все отходы, которые приносит население. Думали, что с этим делать, может, достраивать еще один павильон рядышком либо его модернизировать со временем. Сейчас разработали проект новых, более вместительных павильонов, которые уже появляются в новых точках города.

— А как быстро растет распространение ваших пунктов?

— Мы стараемся увеличивать количество пунктов, но есть свои нюансы. В карте по благоустройству Казани не предусмотрены территории, предназначенные для установки таких павильонов. И как-то быстро эту ситуацию изменить нельзя, поэтому везде, где мы сейчас располагаемся, — это коммерческая земля. Мы снимаем в аренду участок земли, ставим павильон, подводим за свой счет электричество, устанавливаем видеонаблюдение, сигнализацию, нанимаем сотрудника, которого обучаем приему отходов, и прикладываем еще много сил для запуска нового пункта.

«Мы понимаем, что наши пункты приема уже не вмещают все отходы, которые приносит население» «Мы понимаем, что наши пункты приема уже не вмещают все отходы, которые приносит население» Фото предоставлено ООО «Экоутилизация»

— Как у вас обстоят дела с кадрами, тяжело ли привлечь к такой работе заинтересованных людей?

— Дефицит кадров отражается и в нашей сфере. Мы часто находимся в поиске новых сотрудников, привлекаем их прозрачной системой работы и социальной значимостью такого труда, доносим до людей, чем именно мы занимаемся, в чем польза такой профессии. У нас есть полностью оснащенное производство, оборудование, также есть наставничество, дружный коллектив, хорошие условия работы. Мы часто находимся в поиске мастеров-приемщиков и других узких специалистов, которых готовы обучать сами.

«Я думаю, рано или поздно мы придем к тому, что для каждого абсолютно нормально будет сортировать вторсырье и передавать в переработку» «Я думаю, рано или поздно мы придем к тому, что для каждого абсолютно нормально будет сортировать вторсырье и передавать в переработку» Фото: Сергей Елагин

«В среднем в одном приемном пункте в месяц собирается 28–30 тонн отходов»

— Как меняется отношение общества к сортировке и сдаче отходов?

— Люди, после того как пару раз сдают вторсырье, начинают понимать сам процесс и привыкать, осознают, что это удобно. Речь уже не идет о получении какой-то финансовой выгоды, идет именно экообразование граждан и смена их привычек. Люди вовлекаются всей семьей, жены собирают, мужья отвозят, дети тоже принимают участие.

С марта 2022 года был принят закон об обращении с вторичными ресурсами и их вовлечении в хозяйственный оборот, он обязывает каждого гражданина эти отходы сортировать, накапливать и передавать на переработку. И проблем со сбором и сортировкой у осознанных людей нет, проблемы возникают с тем, что они не знают, куда им конкретно можно все это отнести. Раньше они возили крупную бытовую технику в приемки в отдаленных районах, туда нужно ехать на машине. А именно в черте города не было возможности сдать легкую технику — чайник, монитор компьютера, клавиатуру и другое. Сейчас такие пункты есть, и люди пользуются, поэтому мы видим, что мы на правильном пути. Количество людей, которые приносят отходы, увеличивается.

Я думаю, рано или поздно мы придем к тому, что для каждого абсолютно нормально будет сортировать вторсырье и передавать в переработку. Когда федеральный закон принят, но на земле не работает, сложно его исполнять. А когда для этого все есть, все предусмотрено и организовано, то исполнять этот закон, реализовывать на месте становится легко и комфортно. В свое время и автомобилисты не всегда пристегивались, и страховых полисов не было. Всегда сначала возникают нововведения, и только потом народ к ним привыкает, когда осознает, что они несут положительные изменения.

«В среднем в одном приемном пункте в месяц собирается 28-30 тонн отходов, в некоторых даже больше, это зависит от места расположения пункта» «В среднем в одном приемном пункте в месяц собирается 28–30 тонн отходов, в некоторых даже больше, это зависит от места расположения пункта» Фото: Сергей Елагин

— А ваша компания занимается экопросвещением или привлечение людей к переработке состоит только в открытии пунктов в шаговой доступности?

— Мы состоим во всех интернет-сообществах, которые есть, начиная от Татарстана до Москвы. Так или иначе в соцсетях мы у людей «мелькаем», что-то у них откладывается. Где-то в печатной форме — интервью выходят, заметки, работаем в телеграм-чатах и так далее. Тут важно информирование населения о том, что такое в принципе существует. Мы активно работаем с управляющими компаниями, они публикуют информацию в общедомовых чатах, люди быстро это все подхватывают.

В Казани в этом плане люди очень активны и отзывчивы — много сортируют, охотно сдают, поддерживают любые инициативы. Я считаю, что Казань — классная «зеленая» площадка в этом отношении.

— Сколько мусора приносит население?

В среднем в одном приемном пункте в месяц собирается 28–30 тонн отходов, в некоторых даже больше, это зависит от места расположения пункта. Выходит, если перемножить, более тысячи тонн ежемесячно. Некоторые только откроешь, сразу начинает приходить много людей, а где-то не так активно. За все время был один пункт, для которого, видимо, не очень хорошо была подобрана локация, он простоял год, но особой активности не было, пришлось переехать.

— Администрация города поддерживает вашу деятельность?

— Со временем поддержки стало больше. Они начали проникаться этой проблемой, понимать, что она действительно большая. Проводится немало встреч с представителями администраций районов города, на которых мы обсуждаем текущие вопросы и находим пути их решения.

«Лично мое мнение состоит в том, что на сегодняшний день регоператоров по обращению с отходами должно быть как минимум два — по смешанным отходам и по вторичным материальным ресурсам» «Мое мнение: сегодня регоператоров по обращению с отходами должно быть как минимум два — по смешанным отходам и по вторичным материальным ресурсам» Фото: Сергей Елагин

«Регоператоров по обращению с отходами должно быть как минимум два»

— Поговорим о сфере переработки и утилизации отходов в целом. У вас в Казани есть компании-конкуренты?

— Нет. Именно по той категории отходов, которыми занимаемся мы, другие компании не работают.

— Что бы вы изменили в системе обращения отходов?

— Мое мнение: сегодня регоператоров по обращению с отходами должно быть как минимум два — по смешанным отходам и по вторичным материальным ресурсам (оператор ВРМ).

Мне симпатична новая программа УК «ПЖКХ» — «Точка сбора». Туда среди прочего можно сдать старую мебель. Я часто в жизни замечаю такую проблему, когда у людей сломалась мебель, например диван, или нужно вывезти крупногабаритный матрас — это всегда целая эпопея. Кто его вынесет? Человек не может это поднять сам. Куда он его потом отвезет, тоже непонятно. И на контейнерную площадку не вынесешь, они сейчас или маленькие, или закрытые, там не оставишь свой матрас, разбитый шкаф и еще что-то. Как люди выходят из этого положения? Все загружается на площадки по размещению бесплатных объявлений — «отдам бесплатный диван, только заберите». И это висит годами, никому это не нужно, человек сам справиться с этим не может, и вот такие площадки, как у ПЖКХ, — хорошее решение.

Еще бывает, кто-то обращается к платным сервисам, готовым вывести сломанную мебель. Есть много людей, готовых за тысячу рублей забрать условный диван или матрас. Человек с радостью отдает деньги, лишь бы эту рухлядь вывезли, наблюдает за тем, как два газелиста забирают ее. А куда эти газелисты мебель повезут, неизвестно! То ли они в первом овраге скинут, то ли в Дербышках где-то, то ли еще где-нибудь по пути домой разгрузятся. А когда такие возчики будут знать, что есть площадки по приему, которые работают 24/7, и им не надо искать овраг, рисковать штрафом, попадая под надзорную камеру, то они будут приезжать на эти площадки и оставлять все там. И заработали, и природу не загрязнили, с чувством выполненного долга поехали домой. На этой площадке все начинается с накопления, а заканчивается первичной обработкой, и оттуда это уже это можно реализовывать как сырье, как материал для переработчиков и утилизаторов.

— Вы утверждаете, что должно быть как минимум два оператора по обращению с отходами. Выходит, один не справляется сразу с двумя направлениями?

— Просто это сложно качественно заниматься и теми и другим отходами. Вторичный материал ценен до тех пор, пока он чист и сух.

— Как вы относитесь к серым сборщикам, которые по своей инициативе собирают отходы в частном порядке?

— Мы на серых сборщиков не оглядываемся. Да, они есть. Даже когда я просто еду по городу, вижу, что стоят какие-то локальные приемки «куплю макулатуру» и так далее. Но в конечном счете этот человек все равно привезет эти оптовые заготовки переработчику, а не выкинет в лес. Ему же нужно заработать, поэтому результат тот же. Пусть лучше так, чем вообще наплевательское отношение к отходам. Просто они у нас как-то вне системы немножечко. Если бы еще их как-то «обелить», то, наверное, еще лучше станет.

«Много времени уходит на совмещение работы и воспитания детей, а если есть хоть какое-то свободное время, то я люблю отправляться в путешествия» «Много времени уходит на совмещение работы и воспитания детей, а если есть хоть какое-то свободное время, то я люблю отправляться в путешествия» Фото: Сергей Елагин

Решила помочь мужу, влюбилась в Казань и получила образование эколога

— Поговорим немного о вас. Почему вы решили заниматься именно тем, чем вы занимаетесь?

— Переработкой и утилизацией отходов я занимаюсь более 10 лет. С каждым годом мне все больше и больше нравится моя работа, тем более что это не только производство, но и взаимодействие с населением, которое мне по душе, также я получаю моральное удовлетворение от социальной направленности деятельности.

Еще я очень люблю Казань. Куда бы я ни ездила, каждый раз возвращаюсь в наш город с огромной любовью и невероятной благодарностью к нему. Мне кажется, что лучше и краше столицы Татарстана нет ни одного города в мире. Даже когда я уезжаю в отпуск куда-то за границу или по работе в другие города России, обращаю внимание на некую неустроенность городов. А когда приезжаешь в Казань или приглашаешь к себе гостей, то все замечают, насколько комфортно, красиво и уютно у нас городе. Поэтому городу хочется своими силами дать что-то полезное, сделать его краше и чище.

— Вы по образованию эколог?

— У меня три образования, по первому я экономист-финансист, по второму образованию я юрист, и в прошлом году также отучилась по направлению «экологический инжиниринг и аудит». Знания этих трех сфер — финансовой, юридической и экологической — дает очень хорошую базу для той деятельности, которой мы занимаемся. Что касается именно экологического профиля, я обучалась в Тольяттинском государственном университете, в прошлом году защитила диссертацию на отлично.

— Какие у вас есть увлечения помимо работы?

— У меня одно увлечение — это воспитание троих детей. Много времени уходит на совмещение работы и воспитания детей, а если есть хоть какое-то свободное время, то я люблю отправляться в путешествия. Когда есть возможность уехать хотя бы на два-три дня, я с удовольствием этим пользуюсь.

— Ваши дети заинтересованы тем, чем вы занимаетесь?

— Да, они заинтересованы в вопросах экологии. Дочь учится в третьем классе и состоит в экологическом отряде. Сыновья занимались сбором пластика в школе, старший сын на летних каникулах подрабатывал на нашем производстве.

— И наш традиционный вопрос: раскройте три секрета успешного бизнеса.

— Верить в то дело, которым ты занимаешься, быть терпеливым. И, наверное, быть оптимистом, иначе не справиться.