«Если вы пользуетесь знаками препинания — значит, вы уже ушли туда, в минус. Вообще знаки препинания не надо ставить», — такие наставления сегодня давали руководителям и HR-специалистам компаний Татарстана в Национальной библиотеке РТ. Лекцию о том, как промышленным предприятиям республики работать с поколением Z и просто понимать их, собрала глава АИР РТ Талия Минуллина. Приглашенным гостем оказался профессор Волгоградского государственного университета доктор философских наук Андрей Макаров. О том, как бизнесу советовали не звонить зумерам и не учить их морали, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
На что тогда живет современное молодое поколение? «Вообще-то содержат родители, — объяснял Андрей Макаров. — Считают, что родители вечные. Посмотрите: родители гораздо более энергичные! Это факт!»
«Может, мы просто не умеем вовлечь и увлечь молодое поколение нашей промышленностью?»
«А может быть, у нас ресурсов достаточно? А может быть, мы просто неправильно ими распоряжаемся? А может, мы просто не умеем вовлечь и увлечь молодое поколение нашей промышленностью?» — рассуждала о кадровом голоде руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. Сегодня в конференц-зале Национальной библиотеки РТ АИР организовали довольно необычную открытую лекцию на тему «Управление поколением Z на промышленных предприятиях». В качестве спикера выступил доктор философских наук, профессор Волгоградского государственного университета, культуролог, доктор философских наук Андрей Макаров.
Забегая вперед, выступление гостя из Волгограда напоминало некий тренинг для старшего поколения о том, как ему работать с молодыми и вообще понимать их. «У нас безработица сегодня по отдельным муниципалитетам 0,15–0,16 процента. Это критический уровень безработицы для инвестиционного развития и в целом для развития экономики. Сегодня любой крупный инвестор, который приходит в нашу республику (а мы занимаемся сопровождением проектов на ежедневной основе) задает понятный вопрос: „А где мне взять персонал?“», — обозначила проблему Минуллина.
Андрей Иванович Макаров — российский ученый, философ, культуролог, д. ф. н., профессор кафедры философии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), публицист и телеведущий. Является председателем регионального отделения Российского общества интеллектуальной истории. Координатор российско-французской образовательной программы «Практическая философия: сократический диалог» (совместно с Institute Pratiques Philosophiques — Институтом философских практик (Франция).
Родился 30 июня 1965 года. В 1991-м окончил исторический факультет Волгоградского государственного университета. После окончания работал младшим научным сотрудником этнографической лаборатории НИСа ВолГУ, а затем преподавателем истории философии и культурологии. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную философии западноевропейского традиционализма (1999 год) и докторскую диссертацию по теме надындивидуальной памяти (2010 год).
С 2006-го основатель и сопредседатель научно-исследовательского общества и лектория «Интеллектуальные среды».
С 2011 года — ведущий авторской телепрограммы «С верой в сердце» на канале «Россия-1» и «Волгоград-24».В 2012-го стал лауреатом первой премии Второго всероссийского фестиваля телерадиопрограмм и телевизионных фильмов ВГТРК «Человек и вера».
С 2012 года работает в должности профессора кафедры философии ВолГУ. С 2013-го старший научный сотрудник в Волгоградском музее изобразительного искусства им. Машкова, читает публичные лекции по философии искусства.
С 2016 года является соруководителем федерального проекта «Курилка Гутенберга» в Волгограде и Волжском. В 2020-м был награжден медалью ВолГУ «За заслуги». В 2022 году награжден дипломом и знаком за победу во Всероссийском конкурсе «Золотые имена Высшей школы» в номинация «За достижения в просветительской деятельности».
Имеет свыше 80 научных публикаций и учебно-методических работ по философии культуры, философии образования, истории западноевропейской философии, теории памяти.
Предпринимаемых мер по вовлечению в трудовую деятельность мигрантов, подростков и мамочек в декрете уже недостаточно, заметила глава АИР. Не стоит рассчитывать и на роботизацию, заочно возражала Минуллина (возможно, ненамеренно) недавно приезжавшему в Иннополис помощнику президента России Максиму Орешкину и целому министерству экономического развития РФ.
Из-за высокой стоимости роботов и их последующего обслуживания не каждое предприятие сможет себе это позволить. Выход — грамотное перераспределение трудовых ресурсов внутри региона и новый подход к рекрутингу представителей поколения Z, которые сейчас все активнее входят в мир труда.
И именно особенностям трудовых взаимоотношений с поколением Z, их ценностям, мотивации и ожиданиям от места работы и работодателя посвятили мероприятие. Надеясь получить пошаговый план работы с зумерами, на лекцию пришли руководители, HR-специалисты (спойлер: не получили). То ли для массовки, то ли для наглядного примера, то ли просто общего развития в зал в добровольно-принудительно порядке пригласили и студентов. Правда, в итоге готового рецепта аудитория скорее не услышала. Но зато, кажется, узнала много нового о зумерском поколении.
«Поколение Z, или поколение зумеров, — это уже настоящее и будущее работодателей», — начал лекцию ученый. Поджарый, в темном свитшоте с выглядывающим белым воротничком рубашки, черных джинсах и кедах, Макаров сам был похож на представителя поколения Z. Он лихо оперировал зумерскими терминами: «муд», «плюс вайб», «кринж», «хикки». Видимо, поэтому пришедшие на мероприятие представители старшего поколения не всегда понимали его, а позже, в ходе дискуссии, выражали свое несогласие с подходами Макарова.
Ученый объяснил, что, говоря о поколениях, часто путают это понятие с когортой. Когорта — это все люди, рожденные в определенное время, а поколение — это часть когорты, которая обладает общими мировоззренческими установками, сформированными в подростковый период под воздействием культурных и исторических событий.
Поколение Z сформировалось в 1997–2012 годах в условиях ослабления исторической динамики, обратил внимание Макаров. Для зумеров истории и исторических событий не было. А то, что «журналисты генерят в виде исторических событий», на таковые «не тянет». Так что главным событием для поколения стало изобретение соцсетей и смартфонов, инфлюенсеры и блогеры «отжали» аудиторию у телевидения. Поведение и потребности поколения Z формировали потребительское благополучие и перенасыщенность образами и идеями культурного пространства. Именно поэтому зумеры так отличаются от поколения Y — детей перестройки.
Выступление Андрея Макарова напоминало некий тренинг для старшего поколения о том, как ему работать с молодыми и вообще понимать их
«Посмотрите на территорию даже Татарстана! Территория огромная, а людей нет!»
Зарплаты растут, общество «сытое, на секундочку» и у почти у каждой семьи есть «жировая прослойка», рассуждал Макаров. И это значит, что общество скорее не одобрит решение отправить ребенка работать с 14 лет. Хотя раньше это, наоборот, вопросов не вызывало и было достойным. Поколение Z это понимает. «Вот часто говорят, и мои исследования это показывают, что зеты долго не работают, отключен инстинкт самосохранения. Нет ситуации выживания. А что, вы хотите, чтобы снова была ситуация выживания, что ли?» — интересовался лектор.
«Как же, а мы в свое время… — говорил Макаров словами старшего поколения. — Просто возьмите фотографии каких-нибудь 20-летних в 50-х и сравните с современными. Увидите, что это небо и земля. Изменилась структура питания, воспитание, лица другие, более молодые. Сейчас в 30 лет [человека] уже не поймешь, это 30 или 18. <…> Я боюсь, что скоро нас ждет биохакинг, вообще возрастов внешних не будет! Туда огромные средства вливаются, и люди будут менять внешность в сторону молодости». В качестве примера лектор привел актрису Ренату Литвинову, которая в свои почти 60 лет выглядит «моложе своей дочери».
Прогнозы по рождаемости в России пока не оптимистичные. Можно было бы пойти по пути массового ввоза мигрантов, который выбрал Запад, но этого нет. И если нет, стране «придется приспосабливаться» к ситуации низкой безработицы и «небольшого количества людей». «Посмотрите на территорию даже Татарстана или какой-нибудь европейской страны. А посмотрите на Россию. Территория огромная, а людей нет! Это вызов!» — описывал спикер, казалось бы, очевидные вещи.
Для работодателей «ушел фактор голода», людям теперь «есть во что одеться и так далее», идет тенденция «потребительского минимализма». Лектор вспомнил свои выступления перед «банкирами»: «Я рассказывал про поколение Z и говорю [им], что их не особо интересуют карьера и деньги. И это небо и земля. Предыдущее поколение было готово землю ногами рыть, перестройка, чтобы деньги получить». Макаров передавал боль банкиров из старшего поколения, дескать, они предлагают платить больше за то, чтобы молодежь трудилась дольше. Но не срабатывает. Предложение повысить или угроза понижением, дескать, тоже не работает.
«И я им говорю: „Ну вот вы в свои лохматые 90-е могли быть таким успешным, что могли заработать на квартиру, даже в Москве“. Кончилась эта история! Или что, кто-то реально думает, что может заработать на квартиру за пять лет в Москве? Прикиньте даже то, что им (поколению Z — прим. ред.) предлагается. На квартиру можно заработать? Если бы можно было, то не существовало бы ипотеки на 2 тысячи лет. Вот поколение ипотеки. Или что, ипотека — это так здорово?» — снова вопрошал лектор. Молодежь не привлечешь зарплатой, новыми вещами и даже возможностью путешествий: «Ездить даже никуда не хотят, да и не могут».
На что тогда живет современное молодое поколение? «Вообще-то содержат родители, — объяснял докладчик. — Считают, что родители вечные. Посмотрите: родители гораздо более энергичные! Это факт!» Как выяснилось из лекции, у поколения Z есть «энергетическая проблема», случаются панические атаки и частые депрессии.
Минуллина попросила Макарова назвать позитивные черты поколения. И сама привела одно: беспокойство об экологии. В то же время, по ее словам, многие молодые люди не знают, когда отменили крепостное право, или какие-то знаменитые произведения искусства
«Надо быть на плюс вайбе! А если вы пользуетесь знаками препинания — значит, вы уже ушли туда, в минус»
Почему среди поколения Z высокая текучка персонала? Если предыдущее поколение было готово «работать за еду», то молодое — нет, пояснял Макаров. И тут ненадолго отвлекся на тему того, как надо общаться с поколением Z. Так, обращенные к молодежи восклицательные предложения отпугивают, это «кринж, или кринге», а ставить точку в конце предложения в «зумерской среде» не принято, потому что это признак агрессии. «Надо быть на плюс вайбе! А если вы пользуетесь знаками препинания — значит, вы уже ушли туда, в минус. Вообще знаки препинания не надо ставить», — наставлял лектор.
Еще один совет работодателям — не вторгаться в ментальное, личное пространство молодого сотрудника. Примером была распространенная ситуация в автобусе, когда одна часть пассажиров хочет открыть окно, а другая требует его закрыть. Если для старшего поколения такие «разборки» — это развлечение, то младшему от них не по себе. В молодом поколении, следовало из лекции, совмещаются высокая коммуникабельность и психологическая ранимость.
«Они не звонят по телефону — это очень агрессивно. И даже голосовые — агрессивно! — продолжал Макаров рассказывать „правила жизни“ поколения Z. — Как вы думаете, почему предпочтительнее не звонок, а переписка? Очень простое объяснение [молодежи]: я же не знаю, чем человек занимается, и его отрываю».
При этом для поколения Z характерна ценность — «непринятие иерархии», а еще у него появилась жизненная стратегия «быть все время на плюс вайбе». «Понимаете, что такое „на плюс вайбе“? — спросил Макаров у зала, но ответа не получил. — А, ну все понятно. На плюс вайбе — это, понимаете, в таком хорошем муде. Муд — настроение. Психологи насчитывают около 213 мудов. Как только минус вайб, энергия сливается в воронку и человек начинает себя очень плохо чувствовать даже физиологически, тошнить начинает!»
Оказалось, у Макарова есть даже «лайфхак, как всегда быть на плюс вайбе»: «Например, кто-то вам что-то говорит на минус вайбе. Начальник смотрит на то, какую хрень вы, подчиненный, сотворили, и говорит: „Нет, ну это вообще никуда не годится“. Очень токсично, агрессивно. И они делают так. [Говорят:] „Ну что же“. „Ты плохой работник!“ — „Ну что же“. Видите как? <…> И попытки старого мира пробить новый своими технологиями давления, например эмоционального, это так называемый женский менеджмент. Это давление на страх, на эмоцию. Так как они не выдерживают давления, они изобрели технологии. Например, не приходить [на работу]». Здесь же Макаров объяснил аудитории, что такое «гостинг»: «Это когда ваш сотрудник уходит на обед и больше не приходит. И это уже есть».
В таком случае как разговаривать с поколением Z? Как с «разумными, эгоистичными субъектами, на их языке», посоветовал лектор. И рекомендовал постепенно «прививать новые установки», языковые конструкции, использовать в речи «прокладки», «переходы». А как удержать молодых сотрудников? Да, зарплата — важный элемент, но это не все. У молодого поколения уже нет интенции долго держать усилие на одном направлении, психика требует разнообразия. «Человек будет перемещаться, если вы не приковали его к батарее и он не голоден!» — пояснял спикер. И в ответ на вопрос из зала указывал, что повышение не работает в качестве мотивации, потому что объем новых обязанностей, как правило, несопоставим с ростом зарплаты. Давить на мораль и учить жизни «взрослых людей уже поздно», следовало из выступления.
Уже после окончания лекции Минуллина попросила Макарова назвать позитивные черты поколения. И сама привела одно: беспокойство об экологии. В то же время, по ее словам, многие молодые люди не знают, когда отменили крепостное право, или какие-то знаменитые произведения искусства.
Люди этого поколения очень логичны и рациональны, но для этого «необязательно глубину иметь и знать, что там порезал Иван Грозный», ответил Макаров. Он рассказал историю: «Я прихожу в бассейн, туда заходит то ли мама, то ли бабушка с маленьким мальчиком. Она спустилась, он стоит на бортике, она говорит: „Миша, не бойся воды, прыгай!“ Он ей отвечает: „Я воды не боюсь, я утонуть боюсь“. Подплывает тренер: „Миша, прыгай, ты не утонешь“. Миша прыгает, идет ко дну, его выталкивают, говорят: „У тебя получается!“ Миша, отфыркиваясь, говорит: „У меня не получается“».
Получается, что для молодых людей главная мотивация — чтобы их не мотивировали. Скорее нужны «особые настройки», в том числе на рабочий вайб.
Макаров уверен, если на предприятии воняет, то мало шансов, что молодежь на нем задержится. Это эстетически ориентированное поколение
«Я бы нанял «зетов» для «зетов». Не как консультанта, а как некоего куратора…»
На пресс-подходе журналисты продолжили допытывать. Мол, предприятия создают детские сады, поликлиники, организуют отдых, но люди все равно не идут. По мнению же Макарова, прежде чем что-то делать, это нужно исследовать, т. е. сначала поговорить, а потом предлагать. В ближайшие дни в Сочи соберутся специалисты по поколениям, рассказал он. «Нас очень мало! Такое впечатление, что интерес огромный, а исследований мало. Так что нужно исследовать, у них спрашивать, что им нужно», — указал философ.
При этом Макаров уверен, что на предприятии должен быть некий «посредник». Грубо говоря, «переводчик с зетовского“ на другой язык». «Я бы нанял „зетов“ для „зетов“. Не как консультанта, а как некоего куратора, который может сказать, что на самом деле говорят, — сказал он. — Я владею их языком и вижу, как „зет“ что-то говорит руководителю, а он не понимает просто, они не понимают друг друга. Тут несложно это перевести. При этом „зеты“ недипломатичны, они говорят прямо, но понимание сложно устроено».
Плюс это эстетически ориентированное поколение. Если на предприятии воняет, то мало шансов, что молодежь на нем задержится.
Он рассказал и о своем французском коллеге — философе Оскаре Бренифье, которого наняли «заниматься логикой со всеми рабочими всех заводов Renault». «С рабочими логикой заниматься! Это очень правильно. Корпоративы теперь в форме лекций, просмотров фильмов», — указал Макаров.
Конечно, технические специальности не так популярны у молодого поколения, в творчестве они видят больше признания. Эстетика индустриальности прошла, хотя заводы и «брутальная тема». Выходом может быть работа с местом. «Проведите в цехах концерт — слэм, рок, рэп. <…> Нужно себя с пространством правильно вести. Если вы в новое пространство входите, то ни в коем случае хотя бы в первый час нельзя там поругаться и так далее. Налипнет на стены. Соответственно, нужно осваивать пространство, разворачивать какие-то события, которые бы оставались на этих стенах», — описал Макаров.
— Для них же нет авторитетов? — уточнила одна из журналисток.
— Авторитетов нет, а инфлюенсеры есть, — уточнил Макаров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.