«Россия, я думаю, тоже будет под санкциями не один год. Этот опыт для нас тоже представляет интерес», — говорила сегодня на открытии нового здания генерального консульства Ирана в Казани глава АИР РТ Талия Минуллина. Дипмиссия из центра Suvar Plaza переехала в кирпичное пятиэтажное здание 2012 года постройки недалеко от Казанского ипподрома. Еще совсем недавно его сдавали в аренду за 700 тыс. рублей в месяц. Отношения между республиками развиваются, признавались гости. Правда, пока Татарстан «кратно больше продает туда, чем они нам». Развитию отношений помог бы запуск прямого авиасообщения, эту тему уже обсудили с раисом РТ Рустамом Миннихановым. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Открытие нового дома генерального консульства Ирана в Казани состоялось сегодня
«Из теплых восточных стран приехали, снег нам привезли»
Сегодня в Казани открылось новое здание генерального консульства Ирана. Из центра Suvar Plaza, в котором с апреля этого года идет ремонт, дипломатическая миссия переехала в Советский район недалеко от Казанского ипподрома. Теперь генконсульство располагается по адресу ул. Седова, 22. Это кирпичное пятиэтажное здание 2012 года постройки. Еще 5 октября, согласно информации из открытых источников, оно полностью сдавалось в аренду за 700 тыс. рублей в месяц.
Напомним, начало дипломатических отношений между Татарстаном и Ираном было положено без малого 17 лет назад — в 2007 году. Генеральные консульство Исламской Республики стало вторым в Казани после турецкого. На открытии предполагалось, что первое время иранская дипмиссия будет располагаться в арендуемом помещении, а позже для него будет построено отдельное здание. Но в отдельное здание консульство переехало только в 2024 году.
По данным «БИЗНЕС Online», генконсульство планировало переехать аккурат к саммиту глав государств стран БРИКС и пригласить на открытие президента Ирана Масуда Пезешкиана, но не успели все подготовить.
Открытие состоялось сегодня в 12 часов. Но из-за погодных условий церемония получилась оперативной и, что называется, без лишних слов. Помимо снега, собиравшихся гостей встречала красная ковровая дорожка и татарская музыка (вероятно, как дань уважения принимающей стороне). Немного заранее появился руководитель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. Он поприветствовал присутствующих: «А что хмурые-то все такие?» Позже к нему присоединился заместитель министра промышленности и торговли РТ Герман Лернер, и Шамиль Рахимович о чем-то негромко его расспрашивал. С некоторым опозданием прибыла руководитель агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина.
Хозяин мероприятия — генеральный консул Ирана в Казани Давуд Мирзахани — тоже приехал незадолго до начала церемонии. Он приветливо улыбался, но заметно волновался. Главным же гостем стал замминистра иностранных дел Исламской Республики по консульским, парламентским вопросам и делам иранцев, проживающих за рубежом, Вахид Джалалзаде.
Хозяин мероприятия, генеральный консул Ирана в Казани Давуд Мирзахани, приехал незадолго до начала церемонии
«Большие дела делают большие люди», — поприветствовал Джалаладзе подоспевшего следом спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. «Я не большой, вы большой, — отшутился Фарид Хайруллович и заметил: — Из теплых восточных стран приехали, снег нам привезли. Не было снега».
Первым взял слово генконсул. Он поблагодарил всех присутствующих и, заметив, что «погода очень холодная», решил долго не выступать, передав слово Мухаметшину. Тот тоже был краток. По его словам, в последнее время значительно расширился объем взаимоотношений между Татарстаном и Ираном. «Нас сближает религия, наши экономические отношения, наши политические взгляды на события в мире», — перечислял Фарид Хайруллович.
Глава Госсовета РТ отметил, что в последнее время значительно расширился объем взаимоотношений между Татарстаном и Ираном
«На сегодняшний день Россия является очень хорошим и близким партнером нашей страны, у нас очень много общего, — продолжил череду кратких выступлений Джалаладзе. — С радостью могу сказать, что отношения в сферах культуры, экономики каждый день развиваются. Мое присутствие сегодня в Казани на открытии нового здания генерального консульства означает, что мы намерены расширять наши взаимоотношения с Республикой Татарстан». Также он шутя заверил присутствующих, что теплым взаимоотношениям между республиками не помешает сегодняшняя холодная погода.
Честь торжественно перерезать ленту предоставили Мухамедшину, Марзани и Джалалзаде
«С Ираном идут хорошие отношения, но непросто. Медленно, но верно. И генконсульство играет большую роль в этом деле», — заметил также Агеев. Он выразил надежду, что в будущем удастся сделать целую дипломатическую деревню в Казани, где проведут следующее заседание БРИКС.
Минуллина рассказала, что опыт Ирана интересен, потому что страна 40 лет находится под санкциями, за это время их экономика «трансформировалась кардинальным образом»
«Пока мы кратно больше продаем туда, чем они нам»
После символического (потому что сотрудники генконсульства уже неделю работают в новом здании) перерезания красной ленточки гости переместились в здание генконсульства на небольшой фуршет. Подавали сэндвичи, брускетты, кексы, торт-медовик и различную выпечку. К удивлению, на столах не было традиционных блюд иранской кухни.
А пока Минуллина очаровывала представителей генконсульства, рассказывая им, что Татарстан производит синтетический каучук, шины, самолеты, суда, автомобили, а самые продаваемые вертолеты — это вертолеты МЧС, которые используются для эвакуации и медицины катастроф. Со своей стороны Мухаметшин делился с иранскими коллегами, что в декабре в Москве на заседании комиссии по международным вопросам, где соберутся представители всех субъектов РФ, он будет ставить задачу им заключать соглашения и устанавливать партнерство с территориями Ирана.
Опыт Ирана интересен, потому что страна 40 лет находится под санкциями, призналась Минуллина в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». За это время их экономика «трансформировалась кардинальным образом», сильно выросла и «стала мощной, сильной». «Россия, я думаю, тоже будет под санкциями не один год. Этот опыт для нас тоже представляет интерес», — отметила она. По итогам прошлого года татарстано-иранский товарооборот составил $178 миллионов. Правда, Минуллина призналась: «Пока мы кратно больше продаем туда, чем они нам». В структуре преобладает продукция сельского хозяйства.
Отдельно она выделила открытие офиса АО «Мир Бизнес Банк», который на 100% принадлежит госбанку «Банк Мелли Иран». Организация предоставляет финансовые услуги по нормам шариата и показывает «динамичный рост». «Я думаю, что в рамках эксперимента по партнерскому банкингу у нас есть очень хорошие перспективы, чтобы Иран показал какие-то реальные проекты, инвестиции с помощью этих инструментов», — поделилась глава АИР.
В свою очередь, Лернер отметил возможность кооперации в сфере автомобилестроения. «Потому что Иран достаточно хорошо импортозаместился, компонентов очень много производят. Есть у них компания по производству энергетических установок „Мапна“ — они в свое время импортозаместили Siemens. Тоже достаточно хорошие турбины производят, могли бы повзаимодействовать с нашими предприятиями», — сказал он. Стоит отметить, что у РТ имеется большой интерес в развитии проектов в энергетике с компанией «Мапна» — для модернизации Заинской ГРЭС необходима мощная турбина, и как один из вариантов рассматривается покупка парогазовой турбины иранского производства.
Развитию отношений Татарстана и Ирана помог бы и запуск прямого авиасообщения, признавались собеседники издания
Вспомнил Лернер и о том, что к генконсульствам Казани скоро присоединится и Индия. Об этом стало известно на саммите глав государств стран БРИКС. Правда, когда именно это случится, он затруднился уточнить — «зависит от индийских коллег». Он вспомнил, как несколько лет назад было решено открыть генконсульство Саудовской Аравии, но этого пока так и не случилось. «Но с Индией, я думаю, быстрее все получится. Тем более у нас буквально вчера закончилась бизнес-миссия в Индию — города Мумбаи и Нью-Дели. Наш вице-премьер возглавлял [делегацию] Олег Коробченко», — поделился он.
Развитию отношений Татарстана и Ирана помог бы и запуск прямого авиасообщения, признавались собеседники нашего издания. Ранее перелет осуществляла частная компания, но из-за ковида полеты прервали, а потом не смогли возобновить. В сентябре 2022-го был анонсирован запуск авиакомпанией Nordwind прямых рейсов Казань – Тегеран, однако в день запуска перевозчик отменил рейс из-за низкого спроса. Вторая попытка в марте 2023 года тоже не увенчалась успехом.
Как оказалось, эту тему иранские дипломаты сегодня же поднимали на встрече с раисом РТ Рустамом Миннихановым — «чтобы не лететь через Стамбул». В официальном релизе пресс-службы главы республики действительно говорится, что заместителем главы иностранных дел Исламской Республики Джалалзаде «обратил внимание на необходимость возобновления прямых рейсов между Казанью и городами Ирана». Других подробностей не приводится.
В официальном релизе пресс-службы главы республики говорится, что заместителем главы иностранных дел Исламской Республики Джалалзаде «обратил внимание на необходимость возобновления прямых рейсов между Казанью и городами Ирана»
При этом Минниханов также отметил, что в условиях кризиса в международных отношениях сотрудничество России и Ирана «приобретает особую ценность и актуальность», а открытие нового здания генконсульства он назвал важным символом. Стороны также отметили необходимость усилить работу по наращиванию товарооборота. В этой связи приобретает особую актуальность полноценное функционирование международного транспортного коридора «Север – Юг».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.