IMG_2077.jpg
Олеся Балтусова: "У нас же то и дело звучат слова, что эти трехсотлетние камни не нужны. Ощущение культурной катастрофы усиливается..."

УЛЬТИМАТУМ ОТ СОБСТВЕННИКА: «СОГЛАСУЙТЕ СНОС ИЛИ Я ВООБЩЕ УХОЖУ!»

- Олеся, как думаете, ваши с президентом экскурсии что-то изменили в отношении высших чиновников Татарстана к сохранению архитектурного наследия?

- Уточню – не только семь экскурсий по туристическим маршрутам, но и ставшие уже ежемесячными объезды, как и заявлялось в самом начале… Да, можно сказать, пробита брешь в глухой стене невосприятия темы. Однако говорить об изменении отношения я бы поостереглась. Понимание ценности старины, как понимание искусства, видимо, дается не всем. Но, главное, первые лица - Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов - работают в одном ключе - сохранения старины. А остальные вынуждены равняться.

- То есть сохранение старой Казани возможно лишь в том случае, если она станет для руководства республики и города само собой разумеющейся (безотносительно денег, политики, интриг и так далее) ценностью. Возможно ли такое неполитизированное отношение к проблеме первых лиц РТ?

- Минниханов очень искренне поддержал четыре музея, находящиеся в плачевном состоянии, под угрозой утраты, - Горького, Боратынского, Ленина и Толстого. Он везде побывал, выслушал музейщиков, чувствовалось, что проникся обаянием атмосферы дворянских усадеб, ощущением их ценности для казанцев. Проекты реставрации музеев профинансированы полностью, работы ведут реставраторы, в компетенции которых можно не сомневаться.

Но проблемы, конечно, остаются. В Казани - 552 памятника, и потеря каждого из них - как утрата части организма. Постоянно то один, то другой собственник выставляет ультиматумы: «Дайте надстроить четвертый этаж или снесу!», «Согласуйте застройку двора со сносом флигеля или я вообще ухожу!» Или осматриваем руины трех самых старых (конец XVII века) в тысячелетней, вообще-то, Казани домов (старше их только кремлевские корпуса), и происходит диалог в стиле: «Этот дом мы ставим на охрану». «Зачем сохранять этот сарай? Надо снести и строить новый в облике». В любом европейском и уважающем себя азиатском городе самые старые дома берегут, поддерживают их жизнь в аутентичном состоянии. У нас же то и дело даже от очень образованных, казалось бы, людей звучат слова о том, что эти трехсотлетние камни здесь не нужны. Ощущение культурной катастрофы усиливается.

 - Не жалеете, что согласились стать помощником президента? Уверенности в своих возможностях изменить отношение к городу прибавилось или убавилось?

- Прибавилось. Я пять раз отказывалась, потому что чувствовала себя прекрасно в роли экскурсовода, журналиста и культуртрегера. Но Минниханов предложил больше, чем должность. Объективно он дал мне возможность зайти к инвесторам и чиновникам, которые стояли к общественности отнюдь не лицом, со стороны лица, убеждать их в необходимой и срочной работе. Тогда, на шестой экскурсии, увидев комплекс сопряженных проблем, он сказал о том, что решать эти проблемы можно только обладая статусом и полномочиями.

print_372561_227193.jpg
"Увидев комплекс сопряженных проблем, Минниханов сказал, что решать эти проблемы можно только обладая статусом и полномочиями"

За год очень многое изменилось. Результаты можно потрогать руками. К примеру, идет работа на объектах самого крупного инвестора - Алексея Семина, который закрепил за каждым памятником реставратора и работает по всем канонам, даже публикует в прессе этапы снятия лепнины с фасадов для реставрации. На памятниках деревянного зодчества слаженно работает команда министерства лесного хозяйства Татарстана - можно пройти по Старо-Татарской слободе и полюбоваться… Есть чему порадоваться. Это дает силы.

Но прибавилось и печали. Те самые памятники, которые сносили в январе прошлого года, когда я вышла на площадь (первый и пока единственный раз в своей жизни), до сих пор не воссозданы. Это номера Банарцева, дом Потехина и доведенный собственником до аварийного состояния дом Юшкова на Театральной. Тогда ваше издание проводило целое расследование по теме. Так вот, воз и ныне там! И причина как раз в том, что желание уничтожать есть, а сохранять - нет. Что сейчас на весах? Наша особенность и слава - остатки казанской старины, и наши амбиции - высотное и разное агрессивное строительство. То есть сохранение и развитие в противовес сносу и новоделам.

Дорвавшиеся до статуса любимого строителя у какого-либо инвестора наши руководители архитектурных мастерских потеряли любовь к своему городу. Им всерьез нравятся бездушные монстры, построенные на месте старых кварталов, когда-то называвшихся путешественниками и историками «жемчужиной Казани». Их устраивает современный вид площади Тукая, над которой смеются гости столицы, над этим диким кольцом на фасаде торгового центра, над этим странным зданием пенсионного фонда. Местами город действительно нуждался в перестройке, никто не спорит. Но программа «ветхое жилье» включала в себя ряд ошибок, одна из них поистине ужасна: вместе с рядовыми трущобами под экскаватор попали уникальные дома. Нет больше изумительной резьбы «дома с балконом» – дома Сергеева на Тельмана, но стоит бетонная глыба безликой, неуместной там высотки. И процесс идет дальше!

print_374461_232486.jpg
 "В Казани - 552 объекта культурного наследия, и потеря каждого из них - как утрата части организма"

Утратив идентичность, свою собственную прелесть многовековой истории, Казань становится рядовым городом с хаотичной застройкой. Баланс сохранения и развития – такой принцип заложен в основу стратегии, которую республиканские министерство культуры и общество охраны памятников сейчас вносят в кабинет министров Татарстана. Причем перемена градостроительной мысли необходима не только Казани, но и Чистополю, и Елабуге, и другим историческим городам Татарстана. России в целом - тоже. Мы немного поработали на тему внесения изменений в ФЗ-185 в части сохранения объектов культурного наследия после их отселения по аварийности, инициатива ушла в Государственную думу. Ждем. Если внесут, все города страны смогут законно сохранять памятники и реставрировать их, приспосабливая к современной жизни. Все-таки надо понимать: варваров много, а наследие у нас одно.

О ТОМ, КАК МИННИХАНОВ ПОЖАЛЕЛ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОБНЕСТИ СТАРЫЙ ГОРОД СТЕНОЙ

- Вы говорили, что руководство Татарстана будет постигать архитектурно-градостроительные азы на семинарах в архитектурно-строительном университете. Что-то сделано?

- 20 июня в КГАСУ начался цикл научно-практических семинаров для членов градостроительной комиссии при мэре и президенте. Он называется «Анализ лучшей практики градостроительного развития крупных городов мира» и рассчитан на полгода. За парту сели министры и их замы, присоединились инвесторы и мэры крупных городов, главы районов республики. Семинары состоят из теоретической и практической частей. Общий анализ дают приглашенные мастера, затем силами КГАСУ разбираем конкретные примеры, в том числе и казанские. Началось сотрудничество с институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и его креативной командой, которую Минниханов пригласил обследовать наши набережные и общественные пространства.

print_370041_219186.jpg
 "Конечно, хотелось бы все спасти, отреставрировать все, приспособить, благоустроить... Но… step by step, как говорят персонажи сказки, в которую я попала"

- Как думаете, насколько объективна доходящая до президента информация о состоянии исторического центра?

 - У Минниханова высокопрофессиональная команда, и если я где-то ошибаюсь, могу рассчитывать на ее помощь и совет. Это я к тому, что много мнений насчет центра, в мире существуют разные подходы, применяются разные методы. Президент сам много ездит по миру и посылает нас перенимать опыт, например в Баку. Или недавно я ездила в Латвию и Калининградскую область. Насчет Баку он согласился с нами - мы опоздали лет на 15 и не можем, как там, обнести старый город стеной, отреставрировать за счет бюджета и сдавать арендаторам. Но могли бы, как в Латвии, приспосабливать памятники к жизни, реставрировать деревянные окна и двери в ходе акций на празднике города. Дело только в подходе и в работе с людьми. Пока хромает именно эта сфера – общественные слушания и опросы населения, взаимодействие с жителями памятников.

В Латвии я участвовала в фототуре Балтийского архитектурного центра, мы с выпускниками и преподавателями КГАСУ посетили Ригу, Юрмалу и Кулдигу. Потрясает отношение к старине – для них это эффективное вложение, это престижно и прибыльно. Можете представить?! Они перестраивают деревянные дома в элитные особняки (при этом сохраняются «родные» материалы) и продают как золотые. Мэр Кулдиги провел несколько акций по реставрации окон и дверей, создал мастерскую при местном музее, которая на каждом городском празднике ставила палатку и привлекала горожан мастер-классами по быстрому и недорогому способу реставрации. Там, кстати, тоже преференций нет, и продать за один рубль они смогли только один памятник. Но латыши сохранили булыжные мостовые, местами переложив их квадратной плиткой и тем самым найдя компромисс с противниками булыжника. Перенимать нам надо подходы в работе с собственниками, жителями города и инвесторами. Работа с людьми важнее работы с памятниками.

print_404378_314832.jpg
 "Проекты реставрации профинансированы полностью, работы ведут реставраторы, в компетенции которых можно не сомневаться"

- Есть ли в Казани объекты, взятые в собственность не добровольно-принудительно, а добровольно?

- Понимаю, что беру самый резонансный пример, но… Семин мог заняться чем-то другим, а не объектами культурного наследия. В выборе объектов он разборчив: все это особняки руки неординарных зодчих, с историей, с атмосферой места, с очень сложными проектами реставрации. Настоящая коллекция.

На аукционах люди тоже покупали дома мотивированно. Дом Дружининой приобрела неказанская строительная компания, которая занимается деревообработкой, ее руководители желают сделать в этом красивом деревянном особняке свой представительский офис. За этот дом взялся Борис Лурье, известный в Татарстане работой по дому Боратынских и Троицкой церкви в Свияжске, а в России - многими проектами сохранения деревянной старины. Сейчас дом обследуют и обмеряют, затем разберут и увезут на реставрацию в мастерскую, начнут делать фундамент. Хорошо идет работа по реставрации дома Котелова на Гладилова – тоже проданный с аукциона объект.

Люди за год приходили самые разные, интерес к объектам в центре реально есть. Например, пришел ученик Арбузова и спрашивал дом в Катановском переулке, рядом с музеем великого ученого. Скоро, надеюсь, этот деревянный дом тоже будет приведен в порядок и приспособлен к жизни.

- Нередко приходится слышать разговоры, что, дескать, этот дом архитектурной ценности не представляет, туристов не привлечет, поэтому можно его и снести. Вам, в том числе и как экскурсоводу, не видится ли надуманным это педалирование архитектурно-туристической темы? Не кажется ли, что туристам не особо интересна архитектура Казани? Казань любопытна своим уникальным духом, который и разрушается с уничтожением таких вот «неказистых» домов. И интересна старая Казань, прежде всего, не туристам, а нам, казанцам…

- А вам не кажется, что вы пытаетесь говорить словами некоторых «слуг народа» о том, что Казань не центр, а уездный городок с незатейливой архитектурой? Если им кто-то на ухо нашептал и этим серьезно навредил имиджу, выставив невеждой, не значит, что их слова должны повторять приличные издания.

view_370582_222464.jpg
"Минниханов очень искренне поддержал четыре музея, находящиеся в плачевном состоянии, под угрозой утраты. Он везде побывал, выслушал музейщиков..."

Казань всегда была центром, почти с самого дня основания, - столицей ханства, края, губернии, автономии, республики. И работали здесь лучшие архитекторы - московские, петербургские, нижегородские. Очень даже интересна наша архитектура туристам! Вылезайте из офиса, из машины, запишитесь на пешеходную экскурсию «Улица Карла Маркса», «Улица Кремлевская» или «Улица Большая Красная». Нам есть что показать: какая игра модерна, какие курьезы с классицизмом и эклектикой! Вы правы в одном, за каждым домом у нас – люди и судьбы, да какие! Рассказывать можно часами: здесь Ахматова ждала направления, там жил Маршак, тут жил и работал Кони, здесь Горький впитывал фактуру для рассказов, гуляли российские императоры, расцветал татарский театр, рос вождь революции, да много… И беречь эти маленькие деревянные дома следует из уважения к тем людям, к тем событиям, к тем временам. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости, сказал один гениальный человек. И туристы это еще как понимают, особенно иностранные, из той же Латвии, или частые у нас китайские гости. Дом, в котором жил Арбузов, ценен именно тем, что вот он, этот самый деревянный одноэтажный домик с садом, и именно за этим столом работал химик, давший миру знаменитые открытия в области фосфорорганики. Эту печь топил, эти книги читал. И можно посидеть на его террасе и примерить на себя этот уклад профессорской семьи.

- А что больше всего интересует туристов на экскурсиях?

- Отличие! Мы здесь другие для российского туриста, у нас для них как бы не совсем Россия. Все знают, что Казань и Татарстан часто путают с Казахстаном и считают заграницей. И ведь неспроста - эта речевая и географическая ошибка складывается из общего нашего звучания: мы и Азия, и мусульманский оплот, и татарская столица, наследница Золотой орды, и торговый Восток. А еще - нефтяная столица и криминальный город. Это я перечисляю стереотипы, сложенные в портфель экскурсовода.

Кстати, туристы очень интересуются ценами на недвижимость, на продукты, примериваются, не стоит ли сюда приехать - пожить-поработать. Так что экскурсовод еще немного и риэлтор. Но, самое главное, туристы просят показать им старый город - хотят потрогать руками тысячу наших лет! Немногим везет, и они попадают в XVI век – нижний храм Благовещенского собора. Остальным остаются уцелевшие улицы максимум конца XVIII - начала XIX веков.

НЕУСТАНОВЛЕННЫЕ ЛИЦА, СКРЫВШИЕСЯ В НЕИЗВЕСТНОМ НАПРАВЛЕНИИ

- Когда вы начинали экскурсии с президентом, а также работу на должности его помощника, составляли программу-минимум и программу-максимум? Что удалось реализовать, что – нет?

- Я максималист, но реалист. Конечно, хотелось бы все спасти, отреставрировать все, приспособить, благоустроить общественные пространства, реконструировать наши погибающие парки. Но… step by step, как говорят персонажи сказки, в которую я попала.

- Говорилось о том, что ряд объектов будет восстановлен «один в один» (те же номера Банарцева, дом Потехина). В какой стадии процесс?

- По дому Потехина и номерам Банарцева проекты были представлены в минкульт, сейчас должно идти обследование и согласование последних деталей перед началом строительства. Информации о сроках нет. Надеюсь, что пока.

- Выяснилось ли, кто виноват в сносе этих памятников?

- Как практиковалось все предыдущие годы, виноваты неустановленные лица, скрывшиеся в неизвестном направлении. У меня нет информации по уголовному делу. Судов, насколько мне известно, не было.

print_403923_313985.jpg
"Перемена градостроительной мысли необходима не только Казани, но и Чистополю, и Елабуге, и другим историческим городам Татарстана. России в целом - тоже..."

- Определилось ли будущее дома Маяковского?

- Напомню, на момент отселения стоматологии здание было в удовлетворительном состоянии и требовало только капремонта и реставрации фасадов. Его целенаправленно довели до вида чудовищных руин. Сейчас там даже внутри все раздолбано. Также хочу заметить, что это не дом Маяковского, а дом Юшкова Константина Александровича. Здание было построено в 1869 году по проекту архитектора гражданского инженера Николая Евграфовича Аникина для возвратившегося в Казань Юшкова, богатого человека и активного городского деятеля. Вот как описывает здание казанский историк Лев Жаржевский: «Влево от этого дома, на месте пятиэтажной «сталинки», шел ряд красиво оформленных в архитектурном отношении лавок. Крыша этих лавок служила основанием расположенного как бы на уровне второго этажа сада с красивой оградой — один из богатейших землевладельцев края мог позволить себе такие затеи. После его смерти дом перешел к купеческому семейству Челышевых (Челышовых), а уже после революции тут разместились редакции нескольких газет, в том числе и «Красной Татарии». В эту самую «Красную Татарию» кто только не приходил, не только Маяковский, это известно. Литературные вечера, встречи с писателями и поэтами - это был центр журналисткой и писательской жизни. Ну а во что его превратили потомки - на их совести. Наше дело - добиться спасения здания и его реставрации с возможной реконструкцией. Есть такое понятие - «держать центр». Такие знаковые объекты в городе не должны исчезать, они его держат, наш центр города. Но собственник до сих пор не заказал проект, мечется в поисках дополнительных квадратных метров. Лучше бы задумался об иной функции дома.

-  В итоге будут срезать этажи с номеров «Булгар» или нет?

- Не будут, согласовано решение в существующем виде, верхние этажи будут полностью остеклены. Пять этажей остаются, и внутри строится семиэтажный дом - понизили с 10 этажей. Это протокол последнего объезда центра, когда в отношении этажности была поставлена точка.

- Не совсем понятно, что происходит с гостиницей «Казань»…

- Она стоит… на честном слове реставратора Ирины Аксеновой. Точнее, стоит фасадная стена: только она - предмет охраны этого памятника федерального значения. Ирина Александровна ведет проект реставрации стены. По ее словам, лепнину и орнаменты на фасад вернут, а по периметру планируется новый дом в стиле модерн XIX века. Закончить должны к 2015 году…  Эта гостиница – олицетворение уничтожения старой Казани. Если не говорить о круге ответственных лиц, допустивших работы в подземном этаже, результатом которых стало повреждение несущих конструкций и проседание всего здания, то примерно так: реставратор наконец-то допущен к объекту, но пришел он уже на руины и пытается сохранить то, что осталось.

- В одном из интервью вы говорили о желательности платного въезда в исторический центр. Это как, просто мысли вслух, или такие планы прорабатываются?

- В этом интервью я говорила о туризме, экскурсиях и маршрутах, об экологии города, нашей умирающей зелени и увеличивающемся автопарке и вскользь прошлась на тему возможного ограничения въезда в центр по примеру городов мира. Но одна редакция передернула мои слова в угоду громкому заголовку. Не стоит демонизировать мою личность, лучше помогите информационно.

Серьезно, я с прошлого года учусь на курсах градостроительства в КГАСУ и прекрасно знаю и тезисы Блинкина, и разные научные подходы. Всем ясно, что предпринимать что-то в этом отношении стоит лишь после устранения ошибок в работе общественного транспорта, которых у нас миллион, и после организации системы платной парковки вдоль тротуаров, которой у нас нет, после строительства перехватывающих паркингов, которое только началось.

- Ваше мнение о строительстве в историческом центре высоток?

- Не будучи экспертом в строительстве, мнение высказывать не берусь. Лучше спросите меня о сокращении зеленых зон в городе и отсутствии детских площадок. И я отвечу, потому что это просто и понятно. Мы, жители центра, имеем все и не имеем ничего. Нам близко до оперного театра, но нам негде гулять с детьми, а красивые детские площадки элитных домов - за высоким забором с охранником-цербером. У нас есть Национальный музей и Кремль в шаговой доступности, но нет толком  парка или сквера, где было бы можно посидеть на удобной лавочке, где висел бы общественный гамак, как в парке Горького в Москве. Общественный туалет также не установлен до сих пор ни в одном массовом месте, например, весь город гуляет у НКЦ, а подходили ли вы к ближайшим кустам? И как, глаза не резало? В этом смысле центр брошен органами благоустройства.

- Среди прочего на экскурсиях Минниханов предлагал устраивать опросы общественного мнения по поводу проблем исторического центра. Что-то делается?

- Опросы надо проводить. Однако эта миссия была возложена на все СМИ республики, ибо кто как не они?.. Некоторые действительно проводили и заслуживают высшего балла. Год историко-культурного наследия продолжается, всех коллег прошу быть активнее - идет такой беспрецедентный процесс по приведению центра города в порядок, надо как можно детальнее его фиксировать.

- Экскурсии продолжаете водить?

- Да, когда в моей битве драконов случаются передышки, и можно сложить вострый меч на время, убрать доспехи в угол, снять шлем и пообщаться с нормальными любопытными живыми людьми. Раз в месяц это случается.