Рустам Миниханов: "Иногда сохранить в 10 раз дороже, чем сохранить облик. Здесь надо действовать выборочно: где можно сохранить - сохранить, где сохранить сложно - лучше сохранить облик" |
К ВОПРОСУ О «ЛИШНИХ» ЭТАЖАХ
Серия семинаров (их должно быть 7) для татарстанских чиновников называется «Анализ лучшей практики градостроительного развития больших городов и крупногородских агломераций». Вчерашний был вторым, тема - «Восстановление и градостроительное развитие исторических центров крупных городов». Приглашенной звездой стал вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук (как представил его ректор КГАСУ Рашит Низамов, «ведущий московский архитектор, реставратор, дизайнер») Илья Лежава. Его доклад назывался «Современная методология реконструкции исторического города».
Столичное светило рассказало о том, какие коллизии обязательно возникнут при «совершенствовании исторических районов Казани».
Проблема первая. Что мы подразумеваем под памятником? Нередко то, что мы считали таковым, перестает быть им. Лежава проиллюстрировал ситуацию на примере здания, где располагалась царская Государственная дума, а потом – музей Ленина. В 50 - 60-е годы здание считали архитектурным недоразумением и хотели снести, а сегодня это памятник. Сталинские высотки после смерти вождя были объявлены вредительскими – много денег уходило на эксплуатацию, от них предлагали избавиться, а сегодня это чуть ли не главные московские памятники. Происходит мимикрия, отметил Лежава, не всегда ясная трансформация памятников в непамятники, на которую надо обратить внимание.
Проблема вторая. Новоделы. Историки обычно не любят, когда разрушенный некогда памятник отстраивается заново по старым чертежам, эскизам, фотографиям. Но вот возродили Иверские ворота, и многие москвичи сегодня уже и не подозревают, что их долго не было… Или почему снесли гостиницу «Москва» (памятник, между прочим), а на ее месте построили что-то ее напоминающее? Потому что в прежнем виде она уже не могла функционировать, и если город хотел новую гостиницу, старую требовалось уничтожить. Спорно, но никуда не денешься.
Проблема третья. «Так называемая реставрация». В Москве реставрируется много домов. Но реставрация это только по названию, а фактически - уничтожение всех «внутренностей», с обязательной надстройкой лишнего этажа. Иначе никто не берется – невыгодно заниматься обычной реставрацией. «Надо это обсудить – годится ли так делать, - предлагает Лежава. - Потому что говорить: «Все памятники надо охранять и больше ничего», - невозможно, город очень сложен».
Илья Лежава заявил, что при крупной городской реконструкции нельзя зацикливаться на чем-то одном, надо использовать и реставрацию, и новодел, и имитацию, и современную архитектуру |
МИННИХАНОВ: «ИНОГДА СОХРАНИТЬ – В 10 РАЗ ДОРОЖЕ»
Проблема четвертая. Единение старого и нового. Например, стеклянная пирамида в Лувре. Мнение о ней в мире неоднозначно, но, как это ни странно, постепенно пирамида сама становится памятником. На призывы ее снести многие уже возмущаются, указывая, что это приобретение Парижа. «Это единение нового и старого у вас тоже будет происходить», - предупредил Лежава.
Проблема пятая. В Москве проходил конкурс проектов по расширению столицы, поступило много предложений от западных архитекторов, и 70% из них касались благоустройства. «В общем, в Москве все в порядке, ничего трогать не надо, - утверждают западные профи, - но благоустройство у вас отстает». «Поскольку в Казани ожидается реконструкция старых районов, надо сразу закладывать линию всего благоустройства, а это целый мир, который у нас все еще находится на низком уровне», - указал Лежава.
Проблема шестая. Эксперты. «Когда говоришь о перечисленных выше вопросах, люди утверждают, что надо создавать экспертные советы, - констатировал академик. - Это, конечно, нужно, но не надо забывать, что, когда была построена Эйфелева башня, Гюго и другие эксперты считали, что ее надо взорвать немедленно, потому что эта железяка портит Париж. А сейчас это символ Франции и даже Европы… Когда взрывали Храм Христа Спасителя, тоже обратились к экспертам, и все они сказали, что эту страшную купеческую золоченую чернильницу надо немедленно взорвать. Этот храм ведь взорвали не просто по приказу сверху, а по совету экспертов. Поэтому с экспертами тоже надо быть аккуратными».
Подытоживая, академик заявил, что при крупной городской реконструкции нельзя зацикливаться на чем-то одном, надо использовать и реставрацию, и новодел, и имитацию, и современную архитектуру.
«Очень интересно, - подвел черту под первой частью семинара президент РТ Рустам Минниханов. - Мы сталкиваемся с тем, что вы говорите, и не всегда наша позиция сходится с позицией людей, которые борются за сохранение. Иногда сохранить в 10 раз дороже, чем сохранить облик. Здесь надо действовать выборочно: где можно сохранить - сохранить, где сохранить сложно - лучше сохранить облик, сохранить фактуру. Ваши примеры очень поучительны». Но здесь президент отвлекся на телефонный звонок, предложив обсудить услышанное без него, но с участием его помощника Олеси Балтусовой и прокурора РТ Кафиля Амирова. К сожалению, диспута журналистам услышать не довелось – в трансляции вырубили звук.
По мнению Александра Дембича, чтобы центр сделать привлекательным, нужно освободить его территорию в основном для культурно-развлекательных, познавательных и образовательных функций |
ЧИСЛО ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ЖЕСТКО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ
Вторая часть семинара касалась казанских проблем уже непосредственно. Заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ, профессор Александр Дембич попытался ответить на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы исторический центр Казани заработал именно как исторический центр, привлекающий и горожан, и гостей города?»
Понятно, что сохранить историческую среду, одновременно сохранив в пределах старой Казани столичный центр, будет очень сложно. «Дневное население» классического Вахитовского района в некоторые моменты достигает 200 тыс. человек. «Как может нормально функционировать центр при таком состоянии дел!» - возмутился профессор и обратился к опыту иностранных городов, столкнувшихся с аналогичными проблемами. В ходе исторического экскурса выяснилось, что и в Париже, и в Лондоне, и в Вене, чтобы сохранить исторический центр, за его пределы вынесли деловую функцию. «Города начинают разуплотнять свой центр, убирать оттуда деловую функцию, чтобы превратить центр в культурную зону», - рассказал Дембич. Он напомнил, что были аналогичные предложения и для Казани. Предлагалось несколько вариантов размещения делового района – на правобережье Казанки, между «Миллениумом» и Ленинской дамбой; в районе старого аэропорта; в акватории грузового порта. По мнению Дембича, последний вариант наиболее разумен: «Сегодня, по генплану, предполагается грузовой порт вынести за пределы города, и эта территория становится наиболее актуальной. Там проходит линия аэроэкспресса, Большое и Малое казанские кольца – то есть транспортом место обеспечено очень хорошо».
Но если деловая функция, которая сегодня заполняет казанский центр, оттуда уйдет, что с ним делать? Только одно: «Благоустраивать, приводить в порядок, накапливать ту степень комфорта, который сегодня необходим, чтобы центр сделать привлекательным, освободить его территорию в основном для культурно-развлекательных, познавательных и образовательных функций». Что для этого необходимо сделать в первую очередь (помимо вынесения деловых функций)? Первое. Ограничить парковочные места, одновременно развивая маршруты общественного транспорта. Для каждого юридического и физического лица регламентируется количество парковочных мест, остальные могут поставить машины только на перехватывающих парковках. Второе. Поэтапное обустройство пешеходно-прогулочных связей. И конечно, для всего этого необходима разработка проекта планировки территорий, корректировка правил землепользования и застройки.
В будущем деловым центром Казани может стать и Кировский район |
ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДЛАГАЕТ РАССТАТЬСЯ С КОМФОРТОМ
Подводя итог семинару, Минниханов особо остановился на транспортном вопросе: «Проблема в том, что у нас очень много личного транспорта… Все-таки надо продумать меры по упорядочению транспорта. Парковки есть, но никто туда не заезжает, даже не думает. Возможно, некоторые улицы надо сделать только для общественного транспорта... Что бы мы ни делали, с каждым годом машин все больше... Я не знаю... Какие в мире есть решения? Давайте подумаем, будем эту тему дальше продолжать. И желательно, чтобы это исходило от вас (градостроителей – авт.): если это скажет мэр, скажут, что Метшину в голову пришло. Нужны круглые столы, диспуты. Если это будет говорить мэр, это одно, если это будут говорить специалисты, то другое... Мы сами себя загоняем в такой коллапс, что никто ничего не может делать. Просто невозможное количество машин - столько людей в городе нет, сколько машин… И в то же время мы должны предоставить качественные транспортные услуги населению».
Чуть позже президент РТ уточнил, что центр Казани должен стать более пешеходным: «С чем-то надо расставаться, с комфортом, чтобы каждый на своей машине не мог подъехать», - предложил Минниханов.
И попутно глава РТ предложил свой вариант размещения деловых функций Казани: «Одно ядро - где грузовой порт. Другое - где Смарт Сити (возле международного аэропорта Казань - авт.), это 100 процентов, потому что он сидит на трассе интермодальных перевозок. Третье – где Иннополис (Верхнеуслонский район РТ – авт.). И еще, может, в Кировском районе, который все равно перестраивать надо».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 132
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.