Федеральные торговые сети пересматривают формат своего бизнеса в Татарстане на фоне кризиса и снижения спроса на товары. В январе в Казани закрылся гипермаркет электроники и бытовой техники федеральной торговой сети "МИР", который располагался в торговом комплексе MEGGA на Сибирском тракте. Таким образом, сеть "МИР" в Татарстане сжалась до одного магазина - в Казани на улице Декабристов. Между тем, в лучшие времена на карте "МИРа" Татарстан был представлен четырьмя гипермаркетами, а сама компания вынашивала грандиозные планы. 

Компания "МИР" вышла на казанский рынок в 2003 году, открыв крупнейший на тот момент магазин бытовой электроники в Казани на пересечении улиц Декабристов и Чистопольской (площадь 1152 кв.м.).  Открытием этого магазина компания заявила о своих планах в течение ближайшего года-двух занять 15% местного рынка бытовой техники и электроники.

В том же году был открыт магазин в торговом комплексе MEGGA (2100 кв.м.). Третий магазин "МИР" в Казани (1400 кв.м.) открылся в декабре 2005 года в ТЦ "Сувар-Плаза", после чего компания вышла за пределы Казани, открыв в 2007 году магазин в Набережных Челнах (ТЦ "Русь", около 2000 кв.м.).
 
Однако планам не суждено было сбыться. В течение последних полутора лет один за другим закрылись три магазина: сначала в "Сувар-Плазе", потом в Набережных Челнах, а 17 января и самый крупный - в торговом комплексе MEGGA.

С чем связано сокращение присутствия торговой сети "МИР" в Татарстане? Газета «БИЗНЕС Online» получила комментарий в пресс-службе компании:

- В текущем году мы были вынуждены закрыть наш второй магазин в Казани и единственный в Челнах. Закрытие указанных магазинов связано с тем, что эти объекты при действовавших условиях аренды и уровне спроса не вышли на эффективные показатели продаж. И, если ранее мы все же надеялись, что ситуация изменится, то с наступлением кризиса стало понятно, что эти магазины будут генерировать еще больше убытков. Повлиять на эффективность работы этих магазинов только снижением арендных ставок невозможно, а уровень спроса и потребительской активности в Татарстане и до кризиса был ниже, чем в других регионах.

Оставшийся магазин в Казани пока работает вполне стабильно, и совсем покидать регион мы не собираемся, но и не планируем открывать новые объекты. В связи с кризисом мы существенно скорректировали планы расширения сети и в более успешных регионах, так что о планах в Татарстане можно будет говорить только после того, как полностью стабилизируется экономическая ситуация в стране.

Надо отметить, в "МИРе" на улице Декабристов каких-либо признаков закрытия обнаружить не удалось. Скидки до 15% на определенные группы товаров, как утверждали продавцы в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», вовсе не распродажа, а обычные плановые меры: такова политика магазина.

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать закрытие магазинов "МИР" участников татарстанского рынка бытовой техники и аренды недвижимости.

Дина Сайфутдинова, директор по PR и стратегическому маркетингу ГК DOMO:

- Последние три-четыре года компания "МИР" потеряла динамику развития, не показывает роста, существенно урезан рекламный бюджет, и как итог – потеря позиций, в том числе и на рынке Татарстана. Это не первый магазин, который они закрывают. Насколько мне известно, сегодня на всю республику остался один действующий магазин "МИР" - в Казани на улице Декабристов. Это фактически означает уход компании с татарстанского рынка. Я считаю, это объясняется не только внутренними причинами сети, но и падением потребительского спроса на рынке бытовой техники.

Андрей Гируцкий, заместитель генерального директора "Единой Арендной Системы":

- "МИР" теряет позиции на рынке. Думаю, это связано со сменой руководства компании: основатель компании отошел от дел, а его преемник, видимо, оказался слабым руководителем. Я, как покупатель, вижу, что формат "МИРа" не соответствует времени. Две тысячи квадратных метров – это мало. Даже с точки зрения логистики один такой магазин в городе не может эффективно функционировать.  

Жанна Печенко,
фото Марии Зверевой

Справка

"МИР" - одна из крупнейших торговых сетей национального масштаба. Насчитывает 71 магазин по всей России (19 - в Москве и 52 - в крупных городах России). В ассортименте магазинов "МИР" более 10 тысяч наименований товаров ведущих мировых производителей.