КАЗАНЬ – В ТРОЙКЕ САМЫХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ

На костылях появился сегодня в зале совещаний исполкома мэр Казани Ильсур Метшин. Градоначальник предпочел не комментировать личные проблемы, а без промедлений перешел к городским. В числе тем сегодняшнего дня оказались результаты туристического сезона. Как рассказал начальник управления внешних связей и туризма исполкома Иван Кадошников, в этом году Казань вошла в тройку самых привлекательных для туристов городов РФ.

«Через 291 день в Казани стартует Универсиада 2013 года, - начал Кадошников. – Известность столицы республики, по опыту других городов, многократно возрастет после того, как в Казани побывают около 100 тысяч спортсменов и болельщиков из 170 стран. Как неоднократно отмечал президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, по количеству участников, а значит, и по сложности в организационном плане Универсиада превосходит даже предстоящие Олимпийские игры в Сочи».

Так что в рамках подготовки к Универсиаде исполком активно продвигает Казань как туристический бренд, и прежде всего в интернете. «В настоящий момент информация о городе уже доступна в электронной версии одного из самых популярных путеводителей по Европе на портале www.inyourpocket.com, - сообщил Кадошников. - До конца года запланирован и первый выпуск InYourPocket о Казани в печатном виде».

Кроме того, ведется интернет-маркетинг в социальных сетях. С апреля доступно бесплатное приложение для iPhone о туристических маршрутах города. С 27 августа начал работу сall-центр Универсиады – информация доступна на русском, татарском и английском языках. К весне 2013 года в картах Google Street view будет доступен весь город. В Санкт-Петербурге будет развернута промокампания – реклама Казани и Универсиады появится на 22 уличных видеоэкранах, 700 стикерах в метро и 1100 видеомониторах питерских автобусов. А через два дня в Москве на крупнейшей туристической выставке пройдет презентация билетной системы Универсиады.

Впрочем, не только Москва и Петербург охвачены вниманием туристических пиарщиков Казани. «В части продвижения за рубежом в этом году маркетинговые мероприятия проводились для туроператоров, инвесторов и СМИ из Франции, Италии, Турции, Китая, Казахстана, - рассказал Кадошников. - В частности, презентации Казани для туроператоров и инвесторов из Турции прошли в июле текущего года в рамках состоявшейся в Казани российско-турецкой конференции. В результате въездной поток из Турции вырос на 25 процентов». А въездной поток из Китая после целой череды промомероприятий вырос в два раза.

В результате Казань в независимом рейтинге крупнейшего в мире сайта о путешествиях TripAdvisor поднялась с девятого места в прошлом году на третью строчку в этом – оценку дают сами туристы. Таким образом, Казань стала самым привлекательным городом России после Санкт-Петербурга и Москвы. Позади нее такие города, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Красноярск и даже Сочи.

БОЛЕЕ ТРЕТИ ТУРПОТОКА – ИЗ ГОРОДОВ УРАЛА И ПОВОЛЖЬЯ

Если до тысячелетия в 2005 году Казань ежегодно посещали порядка 300 тыс. человек, то год спустя – уже вдвое больше. И с тех пор ежегодно турпоток возрастает на 10 - 12%. В 2011 году столицу РТ посетили 1 млн. 170 тыс. человек. А за 8 месяцев этого года Казань посетили 700 тыс. туристов, причем 35% из близлежащих регионов.

Среднестатистический турист тратит в Казани около $100, ответил Кадошников на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». 340 тыс. человек, судя по данным отельеров, приехали больше чем на день. Благодаря этому уровень средней загрузки номерного фонда по Казани превысил 52%, а у 6 ведущих отелей загрузка перешагнула 64%. Хорошо это или плохо, становится понятно, если вспомнить, что на одной из пресс-конференций президент ГРК «Корстон» Анатолий Кузнецов отметил, что уровень окупаемости гостиницы начинается при заполняемости в 25%.

Свыше трети туристов приезжают в Казань из Нижнего Новгорода, Марий Эл, Ульяновской области, из городов Урала. Почему к нам едут из соседних регионов, понятно – с точки зрения среднего россиянина, Казань - очень интересное место: тут тебе и история, и архитектура, и один из крупнейших в мире аквапарков, и торговые центры на любой вкус. Куда труднее понять, почему наши ответственные за туризм чиновники практически весь свой пыл тратят на привлечение иностранцев. Почему-то кажется, что даже минимум усилий по работе в соседних регионах мог бы дать максимальный эффект. Согласитесь, что одно дело – конкурировать с Саранском и совсем другое – с Парижем или Барселоной. А деньги люди тратят одни и те же. Только россияне готовы пожить в Казани не день-два, а, возможно, задержаться здесь подольше. Для этой категории, понятно, нужны не многозвездочные отели, а качественные и чистые недорогие гостиницы. С этим, что греха таить, проблемы еще есть.

При этом гостиничная отрасль растет довольно бурно. За прошлый год было открыто 6 отелей, номерной фонд вырос на 306 номеров. Кроме того, в Казани, наконец, начали открываться хостелы – их уже 12. «В этом сегменте очень важно найти золотую середину между бюджетной ценой размещения порядка 500 рублей в сутки и качеством проживания гостей», - отметил Кадошников.

Сейчас в Казани строятся 11 гостиниц на 1700 мест. В том числе и гостиницы международных сетей Ramada и Hilton, а также три отеля одного из самых востребованных сегментов - две-три звезды. Уже буквально через неделю в Казани планируется открытие четырехзвездочной гостиницы «Биляр Палас» на ул. Островского на 169 мест. До конца года на пересечении пр. Победы - ул. Ломжинская откроется апарт-отель «Рубин» на 117 мест.

Остановился Кадошников и на некоторых проблемах. В частности, одна из них – невозможность нормального подъезда туристических автобусов к объектам на ул. Кремлевская. В связи с этим разработан проект реконструкции ул. Дзержинского. Та сторона, что прилегает к Александровскому пассажу, находится в безобразном состоянии. Между тем там как раз и можно было бы разместить заездные карманы для автобусов. «На организацию 7 заездных карманов на центральных улицах исторического центра Казани - Татарстан, Пушкина и Большая Красная, реконструкцию улицы Дзержинского, а также организацию разворотной петли возле пенсионного фонда на улице Пушкина необходимо 25 миллионов рублей», - сообщил Кадошников.

«НАША ЗАДАЧА – ПОКАЗАТЬ ВСЕМУ МИРУ НОВУЮ РОССИЮ…»

Метшин оценил доклад как бодрый, но заметил, что кроме отчета стоит ставить и задачи на будущее.

«Выход на третье место в рейтинге TripAdvisor – это определенный результат, - отметил мэр. - И хорошо, что мы удерживаем достигнутую планку, несмотря на огромное количество строительных работ, которые не позволили нам провести «Сотворение мира», пригласить цирк «Дю Солей». Но работы очень много - необходимо достичь еще те базовые стандарты, которые приняты во всем мире в туристическом бизнесе. А мы пока лучшие на фоне худших...»

Метшин отметил, что спортивными объектами, развязками и дорогами людей не удивишь.

«Наша задача - показать новую Россию – за двадцатилетний период истории новой России еще никогда не приезжали люди со всего мира. Благо, Казань – столица многонациональной республики, и мы должны показать весь колорит не только в искусстве, но и в кухне народов мира».

Заговорив о кухне, градоначальник напомнил, что в Казани 170 предприятий общепита, которые так или иначе будут задействованы в гостеприимстве. «Как минимум двое должны там изъясняться по-английски!» - заявил он. И тут же перешел к вопросу такси, вспомнив свой опыт посещения шенчьжэньской Универсиады, когда водитель-китаец ни слова не знал по-английски. Метшин поручил собрать крупнейших операторов рынка такси, чтобы обсудить этот вопрос в ближайшее время.

«ТУРКОМПЛЕКС РАЗРОЗНЕН, ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ СОГЛАСОВАНИЯ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что в Казани действительно есть на что посмотреть. Но достопримечательности надо уметь правильно преподнести.

Камиль Тарзиманов - директор «Салават тур»:

- В Казани есть недостаток гостиниц уровня двух-трех звезд, а работающие имеют ценовую политику, близкую к четырем звездам. Это преграда для привлечения турпотока эконом-класса, людей, которые были бы готовы платить за гостиницу в ценовом режиме 1000 - 1500 рублей в сутки с питанием. Не обязательно, чтобы эти отели были в центре Казани, у нас небольшой город, на туристическом автобусе можно легко добраться до исторического центра.

В городе мало мест, которые предлагаются для осмотра туристам, несмотря на то что в Казани очень много интересных исторических мест. Это связано с профессионализмом принимающих фирм и их гидов. Часто в городах, где достопримечательностей меньше, из одного домика, который однажды посетила знаменитость, делают хороший объект показа, близкий к глобальному. К сожалению, у нас принято показывать очень узкий спектр объектов. Состояние тех зданий, которые можно было бы осмотреть, пока не лучшее. Хотя есть и другие примеры. Музыкальная школа на Жуковского привлекает туристов, этот объект сделали привлекательным, хотя само по себе для обывателя - это не самое интересное место. Но из него смогли сделать конфетку. Если приложить усилия, то многие объекты можно сделать привлекательными для туристов.

Если говорить о сфере услуг, то пока мы еще в начале пути комплексного удовлетворения этой сферы. Мы отстаем в согласованности комплекса – питание, проживание, музейные экспозиции, транспорт, логистика. Все это пока находится в разрозненном состоянии.

Венера Тагирова – генеральный директор тур-агентства «Grand Вояж»:

- Конечно, в городе есть недостатки, которые препятствуют тому, чтобы Казань стала популярнее у туристов. Прежде всего, цены на гостиницы, пусть их и достаточно в городе, но цена даже за эконом-класс, на мой взгляд, завышена. Туристам показывают сейчас только несколько самых интересных объектов, они не отличаются разнообразием. Требуются вложения в исторические объекты, которые можно сделать привлекательными для туристов, этому пока не уделяется должного внимания. Также в городе мало мест для прогулок, тех же самых красивых парков.

Очень важный для туризма вопрос - развитие ресторанного бизнеса. У нас, на мой взгляд, очень мало достойных ресторанов, где относительно выгодные цены. А в тех заведениях, где цены более или менее, меню и кухня не отличаются разнообразием.

Есть и такая проблема - туристам тяжело ориентироваться в городе, потому что у нас очень мало вывесок и указателей. Многие казанцы-то иногда с трудом ориентируются. Если сравнивать с Зеленодольском, например, там очень много указателей, сложно заблудиться. Есть трудности с переводом названий улиц, что доставляет проблемы иностранцам.

В Европе, например, распространено брать машину на прокат. У нас в городе подобных автосалонов мало, цены там очень высокие.

Влада Саетова – директор "Киви тур":

- На мой взгляд, Казани не хватает зеленых зон и парков для прогулок. Мне очень нравятся комплексы вроде «Туган авылым», где чувствуется национальный колорит республики. Но сейчас он находится в несколько запущенном состоянии. Я часто вижу там туристов, которых привлекают местные особенности, кулинария. Такие места нужно развивать. Было бы хорошо организовывать для туристов прогулки по историческим улицам, может быть, малоизвестным. Сейчас этому уделяют мало внимания.

В любой стране есть информационные бюро, их всегда легко найти. Там туристам бесплатно всегда предоставляются карты, путеводители, каталоги. У нас же с этим пока трудности. Должны быть какие-то информационные стойки, чтобы туристам было легко ориентироваться.

Ирина Тюрина - пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:

- Казань действительно очень активна на туристическом рынке: проводит огромное количество мероприятий, в том числе для специалистов турбизнеса, для туроператоров у них довольно много ознакомительных туров. Мало того, что они развивают свою инфраструктуру, они еще очень много делают для того, чтобы рассказать и показать ее специалистам, чтобы те видели, что продают.

Казань одно время считалась направлением «выходного дня». Сейчас она уже вышла за эти рамки, потому что те, кто едут в Казань, осматривают и окрестности. Да и в самой Казани есть что посмотреть: Кремль, крупнейшая в Европе мечеть "Кул Шариф", падающая башня Сююмбеке, которая становится более известной, чем Пизанская, улица Баумана, стилизованная татарская деревня и так далее.

Казань хороша и тем, что там останавливаются практически все пассажирские теплоходы, которые следуют по Волге, в 2011 году только водным путем город посетили около 180 тысяч человек. И этот город занимает одну из ведущих позиций в России по посещаемости.

Вообще считается, что 98 процентов иностранцев, которые приезжают в Россию, посещают Питер, Москву, Золотое кольцо. Но сейчас в эту тройку начинает активно вклиниваться именно Казань, и это очень хорошо. Стереотип, что в России можно смотреть только Москву, Питер и Золотое кольцо, а дальше, собственно, ничего и нет, надо ломать. Благодаря Казани он ломается.

Чуть-чуть туристов размазываются по Камчатке, Транссибирской магистрали, Байкалу, немножко ловят семгу на Кольском полуострове, но это слезы, копейки. А Казань, она сразу заявляет о себе как о еще об одном направлении массового посещения туристами - и Российскими, и иностранными, и это абсолютно логично, если посмотреть как она развивается, в том числе и благодаря Универсиаде, - очень активно строятся гостиницы и в целом инфраструктура. Так что очень логично, что Казань замечена на международном рынке.