ЧТО СТАЛО С «УПРОЩЕНКОЙ» ПОСЛЕ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «РЕФОРМЫ ЕСН»?
Федеральное законодательство в части контроля и надзора совершенно не разделяет хозяйствующие субъекты по масштабам их деятельности. Возьмите, например, Кодекс об административных правонарушениях. В нем мы насчитываем 57 органов исполнительной власти, наделенных контрольно надзорными полномочиями. Так вот, все их требования, скажем, к КАМАЗу или к какому-нибудь индивидуальному предпринимателю будут абсолютно одинаковыми.
Единственным исключением были специальные налоговые режимы для малого бизнеса, но что стало с «упрощенкой» после так называемой «реформы» ЕСН, всем хорошо известно.
Чтобы понять, во что это все выливается на практике, возьмем, к примеру, такое уважаемое ведомство, как Ростехнадзор. Законодательство обязывает его проверить организацию, даже не осуществляющую(!) никакой производственной деятельности и располагающуюся в офисе, ничем не отличающимся от обычной городской квартиры, - на предмет соответствия ее требованиям 36 федеральных законов, 24 постановлений правительства РФ и 106 нормативных актов федеральных ведомств в виде приказов, постановлений, правил и распоряжений.
А если организация будет заниматься хоть какой-нибудь производственной деятельностью, вышеприведенный список заметно увеличится.
ОТСУТСТВУЕТ, НЕ РАЗРАБОТАН, НЕ ПРОВЕДЕНЫ, НЕ ЗАВЕДЕНЫ…
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Это перечень нарушений, выявленных Ростехнадзором, после плановой проверки реального предприятия малого бизнеса, которое не ведет практически никакой деятельности, а из персонала там директор да главный бухгалтер. Итак, перечисляем:
- отсутствует ответственный за электрохозяйство и его заместитель, назначенные в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (правил); не составлено распоряжение, определяющее лиц из числа административно технического и оперативного персонала, имеющего право единоличного осмотра электроустановок; не составлено распоряжение о порядке хранения и выдачи ключей от электроустановок; распорядительным документом не определен перечень должностей и профессий, требующих присвоения первой группы по электробезопасности; не составлено распоряжение о назначении работника из числа электротехнического персонала с третьей группой по электробезопасности для проведения инструктажа персоналу с первой группой по электробезопасности;
- отсутствует подготовленный электротехнический персонал для обслуживания электроустановок организации в соответствии с требованиями правил; не организовано обучение, проверка знаний, инструктаж персонала в соответствии с требованиями ПТЭЭП; не разработан план мероприятий по предупреждению электротравматизма; не составлен перечень средств защиты, используемых в электроустановках; не укомплектованы электроустановки испытанными защитными средствами согласно перечню;
- отсутствует проектная документация; отсутствует акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон с энергоснабжающей организацией; составить ознакомительную схему электроснабжения; не составлен график планово-предупредительного ремонта и профилактических испытаний, не составлен перечень работ, выполняемых электротехническим персоналом в электроустановках в порядке текущей эксплуатации, утвержденный руководителем в соответствии с требованием правил;
- не проведены испытания и измерения параметров электрооборудования;
- отсутствуют инструкции: производственные инструкции по эксплуатации электроустановок; должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах по применению переносных электроприемников; инструкции по предотвращению и ликвидации аварий; инструкцию по учету электроэнергии и ее рациональному использованию; инструкцию по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок;
- не заведены журналы: оперативный, учета и содержания средств защиты, учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием их технических данных, журнал учета работ по нарядам и распоряжениям, учета и присвоения первой группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, журнал инструктажа командированного персонала.
И так далее…
А электрооборудования там – лампочки освещения, несколько компьютеров, да распределительный щит с электросчетчиком в собственном офисном помещении.
НЕ ПОД СИЛУ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Более чем 20-летний опыт работы в малом бизнесе привел к осознанию парадоксальной ситуации. С одной стороны, объем и сложность требований, предъявляемых законодательством, регулирующим хозяйственную деятельность, не под силу субъектам малого предпринимательства, а это сотни тысяч предприятий. С другой стороны, если задаться целью обеспечить реальное выполнение всех этих требований на практике, то, во-первых, не хватит такого количества проверяющих, а во-вторых, весь малый (а может, частично и не только малый) бизнес придется закрывать.
Причем зачастую контроль за деятельностью предприятий подразумевает не выявление нарушений, которые реально могут представлять угрозу для здоровья и жизни людей, а контроль качества оформления разрешительной документации.
Какой же выход из этой ситуации? Как ни странно, подсказку я нашел в выступлении одного из руководителей контрольно-надзорных органов.
В 2008 году руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский, теперь уже бывший, заявил: «Ростехнадзор предназначен для осуществления надзора на опасных производственных объектах крупного бизнеса, компаний государственного масштаба. Надзор за малым бизнесом должны осуществлять другие структуры». Боевой генерал со свойственной ему прямотой заявил, что необходимо пересмотреть государственный реестр опасных производственных объектов и реестр организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. И в новый реестр должны войти только те объекты, которые представляют непосредственную угрозу здоровью и жизни людей, загрязняют окружающую среду, относятся к разряду «особо опасных».
СНЯТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА
Действительно, прав генерал. Зачем Ростехнадзору проверять организации малого бизнеса, чья деятельность осуществляется в условиях, сопоставимых с обычной городской квартирой? Никто же реально не ходит, кроме газовиков, проверять квартиры граждан и ничего, живут люди. Зачем проверять, например, Роспотребнадзору оценочную фирму? Пусть идут проверять продавцов подозрительного фастфуда или выискивают просроченные продовольственные товары на полках магазинов.
Но, с другой стороны, напрямую связывать надзорные и контрольные функции, скажем, налоговой службы или МЧС в части пожарной безопасности с масштабом или видом деятельности бизнеса, я бы не стал. Определенное движение в решении всех этих проблем, похоже, уже началось. Так, в рамках работы «Открытого правительства» ведется разработка так называемых «дорожных карт» по отдельным проблемным вопросам. Разрабатывается новая редакция Трудового кодекса, который сегодня совершенно не учитывает особенности работы малого бизнеса
Но необходимо идти дальше. Приведение в какие-то разумные рамки тех требований, которые сейчас предъявляются ко всем без разбора хозяйствующим субъектам, должно, на мой взгляд, стать очередной «дорожной картой» по снятию так называемых административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса.
И для начала необходимо проанализировать, какие контрольно-надзорные функции находятся в зависимости от размеров, условий ведения бизнеса и его вида деятельности. И соответственно ограничить эти функции какими-то разумными рамками. Конечно, это большая работа, но и оставлять все в нынешнем виде нельзя.
С одной стороны, объем законодательных требований к малому бизнесу запределен. Сегодня можно любое предприятие малого бизнеса закрыть на совершенно законных основаниях. Сложившаяся ситуация является мощнейшей потенциальной коррупционной средой и положение заведомого нарушителя, в котором оказывается рядовой предприниматель, идеально для административного давления на бизнес.
Но, с другой стороны, нужно обеспечивать занятость населения, обеспечивать рост поступлений в бюджет от малого бизнеса, увеличивать долю малого бизнеса в ВВП.
А вот улучшение предпринимательского климата и повышение деловой активности как раз и находится в прямой связи с пресловутыми административными барьерами.
Справка Сергей Никифоров родился в 1961 году. Закончил Казанский финансово-экономический институт (по специальности «экономист») и академию народного хозяйства при правительстве России (по специальности «аудит»). До 1991 года работал на государственных предприятиях - заводе «Полимерфото» (замдиректора по экономике), КПО «Тасма» (замначальника отдела труда и заработной платы, начальник планово-экономического отдела, главный экономист). С 1991 года - гендиректор «ФБК «Поволжье» (PKF), до 2005 года компания называлась «Аудит - консалтинг». «ФБК «Поволжье» (PKF) входит в состав группы ФБК, одной из крупнейших в России, специализирующейся в сфере аудита и консалтинга. Также компания является полным членом международной ассоциации PKF, входящей в десятку крупнейших в мире организаций, осуществляющих деятельность в области аудита и консалтинга, насчитывает более 400 офисов в 125 странах мира, штаб-квартира находится в Лондоне. Заслуженный экономист РТ и РФ. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.