«КАЖДЫЙ ХОРОШИЙ ПИСАТЕЛЬ – ЭТО ПРОРОК»

Как сообщил на пресс-конференции, предшествующей началу сезона, главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев, в свое время рассматривали вопрос, взять ли в работу одну из двух пьес Туфана Миннуллина – «Дивана» и «Мулла». Тогда взяли «Дивану». Сейчас, после терактов 19 июля, настало время «Муллы».

- Теракты нас подтолкнули к этой пьесе, мы посвящаем ее светлой памяти драматурга Туфана Миннуллина. Но Миннуллин не скрывал, что был атеистом, поэтому пьеса в некоторых местах «плавает», - ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Бикчантаев.

Текст пьесы в театре слегка дорабатывается, финал, скорее всего, будет трагичным. Фабула пьесы отнюдь не банальна: в деревенскую мечеть местный житель, ставший крупным бизнесменом, привозит молодого муллу. Тот, искреннее верующий человек, сталкивается с тем, что понятие веры для многих сельчан - всего лишь проформа, дань традиции.

Сам мулла, несмотря на молодость, прошел уже определенный путь. В детстве попал в места не столь отдаленные, как принято говорить, «на малолетку», затем учился в медресе. Жизнь, которая его окружает, он не очень-то и знает. В финале в муллу стреляет один из местных жителей… Рубикон перейден, заповедь «Не убий!» нарушена.

- Перед тем как брать пьесу в работу, мы ходили в медресе, советовались с имамом. Жаль, что у нас некоторые вроде бы верующие люди смешивают понятие религии и веры, - говорит Бикчантаев.

По его словам, пьеса «Мулла» - это провидение Миннуллина, предвидение того страшного, что начинает твориться в обществе, когда совершается такое жуткое преступление – поднимается рука на священнослужителя. Ведь убить человека, посвятившего себя служению Богу, - это двойной грех.

- Каждый хороший писатель – это пророк, - констатировал Бикчантаев.

Естественно, что Миннуллин мог уловить настроения, которые начинают формироваться в обществе, когда понятия «вера» и «религия» действительно подменяются, когда святотатство не ужасает, а священнослужители порой подают не самый положительный пример прихожанам. То романтичное отношение к священникам, что было два десятка лет назад, когда начали возвращать храмы и мечети, проходит, многое обнажается. Сейчас надо учиться не обрядам, а действительно вере и тем заповедям, что она с собой несет. Вера – она стоит в стороне от этого, истинная вера важнее обрядовой стороны. Об этом и о том, как прийти к этой вере, будет спектакль «Мулла».

Премьера традиционно назначена на 7 ноября - день рождения бывшего главного режиссера театра Марселя Салимжанова. Конечно, в театре сами решают, кому посвятить будущий спектакль, но если бы рядом с именем Туфана Миннуллина появилось бы имя Валиуллы Якупова, это был бы сильный ход.

КАЛАФ СДЕЛАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИНЦЕССЕ В ПЕКИНЕ

Актерам театра им. Камала в этом году предстоят очень ответственные гастроли – 14 октября часть труппы, занятая в сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот», вылетает в Пекин. В делегации - более 40 человек.

Премьера фьябы состоялась в апреле прошлого года, спектакль шел при аншлагах и был приглашен на международный театральный фестиваль в Пекин. Этот форум каждый год имеет свою тему, в этом году он посвящен Европе и носит название «Сказочная Европа». Казанские актеры сыграют историю татарского принца Калафа и жестокой принцессы 18 и 19 октября - им поручено открывать театральный фестиваль.

Кроме этого, в январе состоятся традиционные гастроли в Москву, актеры выступят на сцене Малого театра. Традиционно такие поездки проходят при аншлагах – москвичи заранее раскупают билеты.

Кстати, о билетах. С этого сезона совсем необязательно покупать их в кассе, выстаивая очередь. Билеты теперь можно просто забронировать через интернет.

Вторая инновационная новость касается записей спектаклей. В самом ближайшем будущем их можно будет (естественно, не бесплатно) скачивать с сайта театра. Это особенно приятно для тех, кто живет далеко от Казани и за границей и поэтому не имеет возможности ни прийти на спектакль, ни купить диск.

Сейчас в театре прорабатывается правовая сторона вопроса, ведь надо учесть авторские права режиссера, сценографа и композитора.

ВСЕ ОБ ИОСИФЕ ПРЕКРАСНОМ

Из новых постановок в этом сезоне в надо ждать еще одну премьеру – спектакль по пьесе норвежского драматурга Йона Фоссе «Однажды летним днем». Первый спектакль назначен на 23 ноября.

- Репетировать очень сложно, пьеса по скандинавски «холодная», моя героиня почти не общается с другими персонажами, у меня одни монологи, - рассказала исполнительница главной роли Люция Хамитова.

- Возможно, с этим спектаклем мы сможем выехать на гастроли в Норвегию в недалеком будущем, - сообщил исполняющий обязанности директора театра Ильфир Якупов.

Инсценировку романа турецкого писателя Орхана Памука «Меня зовут Красный» делает неоднозначная Ярослава Пулинович, ставит спектакль ученик Камы Гинкаса, режиссер из Магнитогорского театра Максим Кальсин, сценограф – «масочный» художник Алексей Вотяков. Зная команду, которая работает над спектаклем, можно предположить, что постановка получится далекой от традиций.

Не забыты и юные зрители. Для них актер и режиссер Радик Бареев ставит спектакль по пьесе Ильгиза Зайниева «Игра с монстриком». Пьеса была удостоена премии в конкурсе «Новая татарская пьеса». Предполагается, что в этом шоу будут использованы инновационные технологии.

Любопытный проект, но это уже на сцене Дома актеров, замышляет Бикчантаев.

- Я бы хотел сделать с командой актеров спектакль об Иосифе, взяв и текст Кул Гали, и Томаса Манна. Но для этого нужны деньги, ведь актеры не могут репетировать, скажем, полгода и ничего не получать, - поделился он своими соображениями.

Вообще же в театре им. Камала всерьез говорят о том, что сотрудничать с ними может культовый режиссер Эдмундас Някрошюс. Ему предложено поставить сагу о великом переселении татарского народа «Мухаджиров» Махмуда Галяу. В начале будущего года Някрошюс проведет в театре им. Камала мастер-класс, а потом, возможно, согласится и на постановку.

ТАК ВСЕ-ТАКИ «ПОЧЕМУ?»

Новый сезон актеры театра им. Камала откроют 28 сентября традиционной «Голубой шалью». А накануне возле театра состоится праздник для зрителей с песнями, танцами, розыгрышем подарков от партнеров театра и даже «красной дорожкой», по которой пройдут любимые артисты.

В «Голубой шали» замена. Вместо ушедшей в декретный отпуск актрисы главную героиню сыграет певица Айгуль Хайри.

- Эту роль некоторое время назад пробовала репетировать певица, народная артистка РТ, лауреат «Золотой маски» Альбина Шагимуратова. Ей было интересно, нам тоже, она очень старалась, но у нас было только пять репетиций, так как Альбина связана множеством контрактов - от La Scala до Большого театра, - рассказал Бикчантаев.

Был затронут вопрос и фестиваля «Науруз» в будущем году.

- Мы собираемся проводить его в таком формате: соберем лучшие спектакли тюркоязычных стран, пусть их будет не так много, но это будут действительно явления, - рассказал заведующий литературной частью театра, театральный критик Нияз Игламов.

И порадовал: на «Наурузе» будет и программа off, ее главная фишка в будущем году – приезд спектакля Питера Брука «Warum, Warum». То есть «Почему, почему?». Это коллаж текстов Антонена Арто, Шарля Дюллена, Гордона Крэга, Всеволода Мейерхольда и даже Уильяма Шекспира об искусстве актера. Если получится, эта постановка станет не менее сенсационной, чем приезд в прошлом году «Идиота» Някрошюса.

Кстати, о «современнике нашем Уильяме Шекспире». В 2014 году ему исполняется 450 лет. Год, конечно же, будет связан с его именем. Бикчантаев намеревается ставить одну из пьес великого английского драматурга. Какую – пока неизвестно, да и сначала надо выиграть грант на постановку.