Сегодня в доме правительства разрешилась интрига вокруг конфликта в КНИТУ-КАИ, как и вокруг фигуры нового руководителя. Глава республики встретился с представителями руководства вуза и ведущих преподавателями, чтобы представить им новую - компромиссную - креатуру казанского Кремля на пост ректора и обсудить в целом происходящее в вузе. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» один из участников встречи, в ней приняли участие 22 представителя КАИ, входящих в ученый совет вуза, – руководство вуза, деканы факультетов.

Интересно, что во встрече (она, кстати, проходила за закрытыми дверями) не принял участие и.о. ректора Николай Абруков. Кроме того, на мероприятии присутствовали премьер-министр Ильдар Халиков, руководитель аппарата президента Юрий Камалтынов.

Отметим, что сам по себе случай небывалый – чтобы руководство и ведущие ученые вуза едва ли не в полном составе пришли на встречу к президенту.

По словам участника встречи, Рустам Минниханов выразил беспокойство по поводу происходящего в вузе и произнес довольно длинную речь о своем отношении к обстановке в КАИ. Вскоре после встречи пресс-служба президента опубликовала видео, в котором приведено выступление Минниханова. Газета «БИЗНЕС Online» публикует его практически дословно.

4.jpg
Рустам Минниханов: «Я хочу принести свои извинения и извинения правительства, что мы довели эту ситуацию – и искренне хотим эту ситуацию поправить»

Во-первых, я вас всех приветствую, рад вас видеть. Приношу свои тоже извинения даже, потому что то, что у нас в авиационном институте происходит, это как бы процессы, которые не позитивные. Поэтому сегодня мы собрались обменяться мнениями – у вас, я считаю, есть что сказать и в наш адрес, и у нас есть свое видение и предложения. Во всяком случае, надо ситуацию выправлять – это не только наш, это один из ведущих российских технических вузов. И те задачи, которые ставятся президентом страны, и те задачи, которые мы озвучиваем, без серьезной исследовательской науки мы не решим. 

Здесь у нас стратегия - нефтепереработка, нефтехимия, полимеры – это технологическая…  И конечно, машиностроение. Авиационный наш кластер – наша задача на новый уровень поднять КАПО им. Горбунова – строительство нового завода, мы полным ходом этим занимаемся. Вертолетный завод динамично движется вперед, моторостроительный завод, и, конечно, автомобильный кластер – КАМАЗ и Ford-Sollers. Я уже не говорю о заводе им. Горького и других машиностроительных предприятиях – все они питаются теми знаниями, которые люди получают на базе вашего университета.

Ситуация, которая сложилась, была очень сложной. Те действия, которые были, исходили из целей сблизить производство, бизнес и науку. И те решения, которые были приняты в том числе и с нашим участием – мы же не можем сказать, что это Москва, министерство. Надо сказать, что желания были искренними. Многое сделано – удалось получить статус исследовательского университета… Мы, с одной стороны, неплохо продвинулись и в материально-технической базе, но, с другой стороны, последние наши кадровые решения оказались не позитивными. Не буду давать оценку, но в любом случае состояние коллектива оставалось в напряжении.

Нужен был человек, который мог бы объединить всех, учесть все интересы, потому что ученые – каждый имеет свое видение, свою позицию. После того как начали звучать предложения рассмотреть кого-то со стороны, с учетом и ваших обращений, наше предложение было по поводу Гильмутдинова.

Президент отметил также, что звучали предложения поставить во главе вуза «варяга», назначенного федеральным центром.

Но на этом берегу надо договориться. Понятно, что задача Гильмутдинова – собрать всех вас в единое целое, как вы были. Сблизить вас с нами, активизировать нашу работу, чтобы наш технический университет не тратил время на какие-то деструктивные процессы, а приложил все усилия для движения вперед.

Я думаю, что Альберт Гильмутдинов – человек неконфликтный, человек узнаваемый. И не только в России очень позитивно к нему относятся. Оба министра, и старый, и новый, сказали, что этот человек для них понятный. Хотя мы смотрели и внутри вуза – достаточно много достойных кандидатов, но мы далеко зашли. Когда происходят все эти процессы, ты не можешь оставаться в стороне. Так или иначе каждый из вас или с этим, или с этим… 

Я хочу принести свои извинения и извинения правительства, что мы довели эту ситуацию – и искренне хотим эту ситуацию поправить. И я обращаюсь к вам. Это возможно, если у нас будет единая позиция, единые цели, но эта цель одна, просто каждый озвучивает ее по-своему. Общая задача – сделать наш технический университет одним из ведущих университетов страны, чтобы он был в мировом рейтинге. Я нисколько не сомневаюсь, учитывая потенциал Татарстана, имея такую школу КАИ, что эта задача нам по силам. Поэтому я готов выслушать от вас массу критических высказываний и в наш адрес – и готов услышать, что нам нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, чтобы в коллективе было спокойно, чтобы мы созидательно работали в интересах прежде всего Татарстана. А это один из ведущих субъектов Российской Федерации. 

5.jpg
Минниханов, представляя Гильмутдинова, сказал, что его задача – «собрать всех в единое целое, чтобы университет не тратил время на какие-то деструктивные процессы»

Итак, вопрос о первом лице вуза фактически решен. Минниханов, представляя Гильмутдинова, сообщил, что уже имеется приказ о его назначении и.о. ректора, изданный минобрнауки РФ. И завтра он будет представлен в этом качестве ученому совету КАИ. С другой стороны, ему еще предстоит процедура выборов, а их дата, напомним, пока не назначена. Не факт, кстати, что в КАИ все будут приветствовать креатуру казанского Кремля – во всяком случае, один из известных ученых в вузе на условиях анонимности высказал нашему корреспонденту недоумение, что «в ректоры продвигается  человек, ранее не имевший опыта работы в КАИ». Однако, инициаторы «письма 48-ми», видимо, все же удовлетворены решением (смещением Абрукова) – дискутировать с президентом никто не стал. А общее мнение выразил один из инициаторов письма Геннадий Дегтярев, до понедельника занимавший пост президента вуза. Сегодня Геннадий Лукич сказал газете «БИЗНЕС Online»: «Гильмутдинов - человек, который знает по существу все образовательные системы мира, он шесть лет по приглашениям университетов США, Канады, Китая, Европы работал. Настоящий ученый, имеющий 15 патентов, в том числе иностранных. Поэтому по тем параметрам, с которыми он приходит, можно сказать, что научная общественность вуза его поддержит».

==video876==

КТО СТАНЕТ МИНИСТРОМ?

Отметим, что Гильмутдинов – действительно «человек со стороны», который (см. справку) до сих пор не имел к авиационному вузу никакого отношения. Закончил физфак КГУ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент академии наук РТ. Профессор кафедры общей физики КГУ. В 1991 - 1998 годах был приглашенным профессором университетов и исследовательских центров Канады, США и Европы. В 2007 - 2008 годах работал заместителем министра образования и науки РТ, с марта 2009-го - министр образования и науки РТ.

Интересно, что теперь разгорается не менее мощная интрига вокруг поста министра образования, который занимал Гильмутдинов с марта 2009 года. У этой должности в РТ уже сложилась репутация «расстрельной». Достаточно сказать, что его предшественник Наиль Валеев продержался на ней менее двух лет, а работавшие до него Фарис Харисов и Раис Шайхелисламов были отправлены в отставку в результате недовольства их работой в казанском Кремле.

Приход Гильмутдинова на пост министра стал достаточно неожиданным – и на него возлагались большие надежды. Газета «БИЗНЕС Online» писала, что, судя по первым шагам нового министра, у него полный карт-бланш от Минтимера Шаймиева - тогда президента РТ. Но в последние месяцы активно циркулировали слухи о его отставке – и как видим, она фактически состоялась. Уходом, так сказать, по горизонтали.

Судя по всему, предложение перейти на пост и.о. руководителя КНИТУ-КАИ могло быть для министра неожиданным. В конце прошлой недели Гильмутдинов собирался прийти на интернет-конференцию «БИЗНЕС Online». Однако неожиданно отложил свой визит и на этой неделе снова несколько раз переносил его. Видимо, это связано именно с назначением на пост и.о. ректора. Впрочем, подробности сообщит сам Альберт Харисович, который завтра, 21 сентября, обещал прийти на интернет-конференцию. Если, конечно, она снова не будет отложена.

2.jpg
Геннадий Дегтярев: «Как говорят, «по одежке встречают, по уму провожают»

А НАМ ОСТАЕТСЯ РАЗВЕ ЧТО ТЫКАТЬ ПАЛЬЦЕМ В НЕБО

По просьбе газеты «БИЗНЕС Online» ситуацию оценили эксперты.

Рафаэль Хакимов - директор института истории им. Марджани АН РТ:

- Очень сложный вопрос, очень сложная ситуация… Альберт Гильмутдинов как ученый более-менее известен. А вот как министр - мы в последнее время видели, что к нему было много претензий. Поэтому мне трудно сказать, насколько он справится с КАИ. Потому что в КАИ ситуация очень непростая. Я, конечно, знаю об этом только со стороны, через знакомых, друзей, коллег, в первую очередь технарей, с которыми общаюсь.

У нас ведь вся авиация в России - в тупике. И в связи с этим авиационные вузы тоже оказываются в сложной ситуации, когда не востребованы. Говорят, будет Ан-70, но будет там или не будет… И если даже будет, это еще не спасает целый университет. Казанский вертолетный завод, он, да, держится, но тот масштаб востребованности выпускников авиационного вуза, который был прежде, уже исчезает.

КНИТУ-КАИ, конечно, переключился на КАМАЗ в значительной мере. И надо сказать, они неплохо совместно работают. Но ведь КАМАЗ сегодня связан с Daimler. А у Daimler, естественно, свои традиции. И насколько будет востребованным КАИ в новой ситуации, когда Daimler может оказаться основным акционером… А он претендует на контрольный пакет КАМАЗа. То есть возникает ситуация, когда и здесь проблемно. И тогда кого в КАИ будут выпускать?

Так что КНИТУ-КАИ сегодня оказывается в ситуации смены руководства и смены всей стратегии. И то, что КАИ наработал за последние годы (а это подготовка специалистов-экономистов, менеджеров и так далее), многие другие вузы бросились в ту же сферу. И там уже переизбыток специалистов.

Получается, что задача у ректора вдвойне сложная. Надо и в коллективе нормализовать обстановку, а это тоже связано со стратегией вуза. И конечно, все эти рыночные подходы, которые у нас стали очень популярны, в том числе и в Казанском федеральном университете, они не выводят университет из таких сложных ситуаций. Потому что университет - это, прежде всего, лицо в научном мире. Если этого нет, если нет научных школ, которые в КАИ, например, закладывали еще Туполев, Королев, Глушко, то тогда это уже будет не университет, а лишь институт, который то ли будет востребован, то ли нет. А КАИ сегодня - это все же национальный университет, у него должен быть какой-то мировой рейтинг…

Наиль Валеев – экс-министр образования РТ, депутат Госсовета РТ, член комитета ГС РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам:

- Будет ли сложно Гильмутдинову на новом месте? Сказать затрудняюсь, может быть, ему будет и комфортно. Но, во всяком случае, коллектив огромный, очень непростой, много известнейших крупных ученых. У каждого свой характер, они независимые люди, каждый – личность, управлять в таком коллективе очень нелегко. Одно назначение, видите, было, а назначение в вузе не очень оправданно.

Всегда были выборы, а министерство лишь утверждало решение трудового коллектива, и это было справедливо. Мы все проходили через выборы…Трудно сказать, кто может стать новым министром образования – как говорится, начальству виднее, а нам остается разве что тыкать пальцем в небо. Но есть в министерстве замечательный первый заместитель министра - Мустафин Данил Махмутович. Он уже долго работает, это профессионал, человек, прошедший 10 лет в школе, 10 - в вузе и теперь уже, наверное, 10 лет в министерстве. Так что он знает все. Но, повторюсь, начальству виднее. Не думаю, что назначат кого-то из другого региона, к примеру.

Какие были претензии к Гильмутдинову, как к министру, сказать сложно. А вот по поводу ректорства… Мне кажется, что ректором такого крупного национального научно-исследовательского образовательного центра должен быть человек, изнутри знающий эту кухню. Ректорская работа непростая – я тоже 10 лет работал ректором в Елабуге, прошел и через министерство, и думаю, что тут нужен человек, скорее, свой, которого уважают в коллективе. Просто чтобы не наломать дров… Нелегко это, надо формировать команду, а человек, уже работавший в вузе, знает всех и без каких-то болезненных осложнений проведет этот процесс.

Геннадий Дегтярев – экс-президент КНИТУ-КАИ, профессор, завкафедрой автоматики и управления:

- Гильмутдинов – человек, который знает все образовательные системы мира по существу. Он шесть лет по приглашению университетов Канады, США, Китая, Великобритании, Германии работал, в совершенстве владеет английским, настоящий ученый, иначе его бы и не приглашали. Но он не только фундаментальщик, закончивший физический факультет КГУ, он еще и прикладник. У него 14 - 15 патентов, не только российских, а иностранных. По тем параметрам, с которыми он приходит, научная общественность вуза его поддержит, как говорят: «По одежке встречают, по уму провожают».

О выборах ректора судить сложно – когда-то будут. Я думаю, что должен быть дан какой-то период, в течение которого люди увидят, соответствует ли то, что наработал новый руководитель, нашим представлениям его возможностей вести нас вперед. Пожелайте нам успехов и удачи!

Александр Салагаев – завкафедрой конфликтологии КХТИ:

- Назначение человека со стороны ректором вуза – сложный вопрос. Обычно бывает преемственность – происходят назначения из своей среды, в КХТИ, например, вообще сын бывшего ректора стал ректором. В других вузах тоже свои…

В КАИ вообще очень сильна корпоративность, и не знаю, примут они «чужака» или нет. Тем более что я бы оценил деловые качества Гильмутдинова не слишком высоко. Ученый он, безусловно, интересный – в своей отрасли спектроскопии он получил признание, но это все-таки довольно узкая область. Что же до организаторских качеств, то они, на мой взгляд, очень слабые, это видно по работе в министерстве образования. На последнем антикоррупционном совете, где я присутствовал, рассматривался, к примеру, вопрос учебников – министерство заказало учебники московских издательств, но даже не смогло их вовремя вывезти. Это было в 2011 году, в 2010 году – уж такую простую вещь, как вывоз, не могли организовать. Совершенно не было контроля за программой «Килечэк» - в результате на обучение за границу ездила половина чиновников вместо преподавателей и студентов. Уволили одного человека, другой получил выговор, но отвечает в любом случае министр…

Так что это не подарок КАИ, это очень серьезный вуз, и там нужен другой ректор типа Дегтярева. Все-таки во главе вуза должен быть менеджер, но с научным багажом, он должен иметь и признание коллег, он должен понимать суть вопросов. Тут нельзя сказать, что во главе вуза должен быть чистый менеджер или чистый ученый. Чистые менеджеры уже наворочали в вузе такого, что до сих пор расхлебывают.

Если говорить о должности министра образования – могут поставить кого-нибудь из районов республики. Например, Айдар Калимуллин - нынешний директор института педагогики и психологии КФУ, бывший ректор Елабужского педагогического университета. Если говорить о заместителях, то, конечно, это Мустафин, но он никогда не был самостоятельным руководителем, хотя ведет практически всю работу. Осмысленный и понимающий, знающий человек, умеющий слушать и разговаривать с людьми.