IMG_8354.jpg
По мнению Тухватуллина, изменив название, кинофестиваль потерял и в статусе

«У НАС БЫЛ ХОРОШИЙ СТАРТ»

- Рамиль Чингизович, какое впечатление произвел на вас кинофестиваль этого года?

- Каждый год фестиваль проходит по-разному. Я с удовольствием вспоминаю, как мы хорошо стартанули, и появился «Золотой минбар» - само по себе название было притягательным для мусульман всего мира. И мусульманский мир воспринял наш фестиваль очень положительно. Но то ли мы сглазили, то ли еще что-то, но бренд «Золотой минбар» мы потеряли. Исчезли наши юридические права на название, и вместе с ними исчезла высокая планка, исчез интерес к фестивалю.

- Плохо. «Как корабль назовешь – так он и поплывет». Почему так получается?

- У меня ощущение, что мы сами загоняем себя в какой-то тупик, мы начинаем враждовать, амбиции выходят на первый план, и сами же от этого много теряем. Говорить о фестивале этого года я могу с некой грустинкой. Побывав на открытии, я уже не захотел пойти на закрытие. У меня сложилось впечатление, что это было какое-то непонятное мероприятие, к которому не проявили интерес руководители из первого эшелона власти. Вообще было непонятно – чье это мероприятие, какого министерства? Открытие было скудным по художественным идеям, оно было несолидное.

- Таким же, даже немного хуже, было и закрытие.

- Жаль…Мы сейчас не должны замалчивать это, иначе мы потеряем наш фестиваль. Мне показалось, например, что президент фестиваля шейх Равиль Гайнутдин был какой-то потерянный, какой-то суетный. Видимо, что-то в судьбе фестиваля его волнует и не устраивает. Прозвучала неприятная фраза, что фестиваль хотели бы принять другие регионы. Если мы так будем думать и говорить, то наш фестиваль действительно может перейти в другой город, как бы не старался Минтимер Шарипович Шаймиев.

IMG_3154.jpg
Одна из целей организации фестиваля – возрождение татарстанского кино

«НЕПОНЯТНО, ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ СОБИРАЛОСЬ ЖЮРИ»

- Что вы можете сказать о составе жюри этого года?

- Я не понял по какому принципу оно собиралось. Я не понял по каким критериям был выбран в жюри представитель нашей республики.

- Кстати, вы не знаете, что там произошло с названием фестиваля?

- Была скандальная ситуация между организаторами и учредителями, не нашли они общий язык. А фестиваль, между тем, так и хочется по-прежнему называть «Золотым минбаром». Но пока он просто Казанский кинофестиваль – в этом есть некая обезличенность.

- Вы еще в нулевые начали снимать кино в Татарстане…

- Да, это были первые ласточки – «Пропасть», «Зулейха», «Дилемма», «Орлы», «Золотая суббота». Наверное, я имею право оценивать и наш кинофестиваль и то, что у нас сейчас снимают. Молодец Ильдар Ягофаров, молодец Фарид Давлетшин, наш татарско-узбекский режиссер, они что-то пытаются делать и делают. Но у меня возникает впечатление, что наше кино никому не интересно, ни нам самим, ни комиссии. Лев Гумилев написал такую фразу, что у тюрков так бывает: идет человек, хромает, и рядом идущий с ним тоже начинает хромать. Принимающая сторона не должна быть обделена. Цели при организации фестиваля были благие – возродить наше кино.

- Скорее, наверное, все-таки создать.

- Хотя бы просто запустить, процесс не должен останавливаться.

«ЭТО БЫЛО МЕСТЕЧКОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»

- Как вы полагаете, почему это происходит? Может быть, не тем людям дали в руки в этом году делать фестиваль? Как вы вообще расцениваете роль «Татаркино»?

- «Татаркино»… С одной стороны, я их понимаю. И до фестиваля, и после у них нет денег, они не сразу к ним поступают. Им верят и помогают под честное слово. Я прекрасно знаю их ситуацию, знаю, что они не могут оплатить настоящих «звезд», поэтому в этом году пригласили непонятно каких актрис. Но с другой стороны, эти же деньги, что им выделяют, можно потратить по-другому. Ведь фестиваль был и солидным, и брендовым, и во всем был вкус. В республике был большой праздник кино, сейчас же это местечковое мероприятие, тусня. И тусня не киношная, а непонятно какая. «Татаркино» - это не отдельная организация, это – структура минкульта, у нее нет отдельного финасирования. И хотим мы того или нет, но за все ответственно первое лицо в отрасли. Это – мероприятие министерства культуры, о чем можно еще говорить?

- Что вы можете сказать о качестве татарстанских фильмов, которые были представлены в этом году?

- Я смотрел не все фильмы. «Собаку» видел на предпремьерном показе и отнесся к этой ленте неоднозначно. Дело не в тематике и не в режиссере, а в сценарии, его качество страдает. В фильме есть несомненные попытки соприкоснуться с философскими мотивами, но фильм мне показался неубедительным. Надо было делать его жестче. Идти до конца. Подбор актеров – неудачный.

- Что касается исполнителя роли кандидата в мэры Рустема Гайнуллина – да. Все время «играет лицом». Но Купцов в роли егеря, по-моему, хорош.

- Согласен. Повторюсь, с драматургией у нас проблемы. Когда кризис, люди, как правило, обращаются к классике. И у нас есть прекрасные классики, которые затрагивают важные темы, их не берут в работу наши молодые режиссеры. Они почему-то берут материал полегче. Увы, сейчас среди нас нет такой глобальной фигуры в драматургии. Ушел Туфан Миннуллин – и глыбы нам не хватает. А просто поверхностно брать тему – ну к чему это?

IMG_4632.jpg
На нынешнем фестивале призы за лучшую женскую роль и за лучшую операторскую работу получили кинофильмы из Ирана

«ДЕНЬГИ РЕШАЮТ МНОГОЕ, НО НЕ ВСЕ»

- Как вы объясняете успех, который в последние годы сопутствует иранскому кино?

- Они снимают очень глубокие фильмы. Страна закрытая, сложная, но кино в ней есть. И бюджет у их фильмов не всегда большой.

- То есть вы полагаете, что деньги не все решают?

- Деньги решают многое, но без стержня, без идеи одними деньгами делу не поможешь.

- Вы недавно снялись в «Сокровищах озера Кабан», каковы впечатления от работы?

- Я с самого начала участвовал в съемках фильма «Сокровища озера Кабан», я им помогал. Посмотрим, что получится, экран покажет.

«СОКРОВИЩА ОЗЕРА КАБАН» - ПРОЕКТ КОММЕРЧЕСКИЙ»

- Вы думаете, что этот фильм нас потрясет?

- У этого фильма свои задачи. Он в любом случае коммерческий. Там будут фишки с точки зрения современности - казанское ханство, царица Сююмбике. И потом, фильм выйдет на фоне Универсиады. Если же говорить о глубоком кино, оно немножко другое.

- Почему вы в этом году не выставляли свой фильм на фестиваль?

- Фильм «Золотая суббота» - это детектив, он – не в контексте Казанского кинофестиваля, не в формате. Мне было интересно еще раз поработать с полицией, мы начинали делать этот фильм еще до перехода на должность вице-премьера Асгата Сафарова.

- Татарстанское кино такое молодое, можно сказать, еще новорожденное, но уже попало в кризис. Как ему выбираться?

- Нужно давать снимать. Нужны финансы. Не будем снимать – не будет опыта. Надо более эффективно работать с Москвой, с федералами, там денег много. Посмотрите, наши молодые кинематографисты – Денис Осокин, Алексей Барыкин, их коллеги, они все начали движение в сторону федералов. Федералы дают им деньги. Ждать деньги только от республики нельзя. И министерство культуры РТ должно вести себя по-другому. Программа по развитию кино до сих пор не принята, все на уровне концепции.

«Я ГОТОВ ВНОВЬ ОКУНУТЬСЯ В РАБОТУ»

- Вы были начальником управления культуры, спорота, развития языков народов РТ в кабмине. Почему вы ушли с этой должности?

- Так сложились обстоятельства. Причины были объективные, но я готов вновь окунуться в работу. Хочется быть полезным республике, и я могу быть полезным. Если появится такая возможность, я продолжу работу на государственной службе.

- Почему вы ушли из университета культуры?

- Люди, наши будущие кинематографисты, заканчивают учиться. Они должны идти куда-то работать. А куда? Зачем я буду их обманывать? Я не считаю себя профессиональным педагогом, хотя у меня есть филологическое образование. Я больше организатор, я – лоббист. Мои продюсерские способности более ценны, чем другие. Хочется наладить работу с федералами, бизнес более активно привлекать.

- Какие у вас планы в кино? Есть как-то задумка?

- Очень хочется снимать. Есть и задумка - хочется реабилитировать нашу историю. Кино – это хороший способ показать историю народу. Как бы мы ни накидывали одеяло на эту тему, она существует, мне бы хотелось поставить в кино «Мухаджиров» Махмуда Галяу. Это – эпос, это рассказ о великом переселении татарской нации, эту тему надо раскрывать с помощью кино. Но для того, чтобы двигать мой фильм, и кинематографии Татарстана, и мне нужен рычаг.

- Рычаг – это что?

- Это полномочия. Тогда, возможно, что-то сдвинется.

Справка

Рамиль Тухватуллин – актер, режиссер, кинопродюсер, народный артист РТ, лауреат Госпремии РТ им. Габдуллы Тукая. Родился в1966 году в Аксубаевском районе Татарстана. Окончил Казанское театральное училище, филфак КГУ и юридический факультет ТИСБИ.