С ближайшего понедельника в Татарстане начинается период агитации. Один из доступных и привычных ресурсов для кандидатов и партий по традиции – бесплатное время на телевидении. Сегодня в НКЦ "Казань" прошло распределение эфирного времени, на жеребьевку были приглашены все 180 кандидатов - одномандатников, выдвинутых по всей республике, а также представители участвующих в выборах Госсовета Татарстана четырех партий - "Единой России", КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России".

НЕ МНОГО, НО И НЕ МАЛО

На сцене, кроме председателя ЦИК Анатолия Фомина, присутствовали представители канала ТНВ и радио "Новый век". На двух столах были выложены сотни конвертов, из которых и выбирали свой собственный представители партий и кандидаты. В конверте указаны день и время, когда кандидат или партия смогут бесплатно прорекламировать себя.

Анатолий Фомин напомнил: "Когда мы говорим о бесплатности эфирного времени, то надо понимать, что это бесплатно, конечно, только для кандидатов и для политических партий, но никак не для бюджета. Для интереса могу сказать, что только одна телекомпания, если выступать придут все партии и все кандидаты, потратит на эти на выступления… почти девять миллионов рублей…"

Каждой партии будет предоставлено по 60 минут эфирного времени на телевидении и на радио. Это время делится пополам: половина – на дебаты, в которых пожелали принять участие все партии, половина – на выступления представителей партий либо на партийные ролики, это по желанию партий.
Каждому кандидату будет предоставлено по полторы минуты эфирного времени. "Конечно, это немного, но это и немало", – сказал Анатолий Фомин.

КОГДА СМОТРЕТЬ?

Информация для тех, кто ждет выступлений кандидатов.
Весь февраль каждую среду по республиканскому ТВ будут проходить получасовые дебаты партий.

Каждый четверг можно будет посмотреть партийные ролики либо партийные выступления.

Для выступления кандидатов-одномандатников определены понедельник, вторник и пятница, а в последнюю неделю февраля – только вторник и пятница (в понедельник, 23 февраля – праздничный день, и выступлений не будет). В выделенное время можно будет посмотреть и послушать сразу 16 – 17 кандидатов.

КТО УСЛЫШИТ КАНДИДАТОВ?

Этот агитационный период в печатных СМИ, на радио и телевидении будет длиться 19 рабочих дней. Начнется он в следующий понедельник – 2 февраля.

Однако, традиционный ажиотаж вокруг распределения бесплатного эфирного времени некоторые кандидаты и эксперты, опрошенные газетой "БИЗНЕС Online " считают не вполне обоснованным, поскольку сомневаются в ее эффективности.  

Насима Столярова, депутат Госсовета РТ, кандидат в депутаты Госсовета РТ по Чуйковскому одномандатному избирательному округу № 9:

- Я участвовала в этом мероприятии – жеребьевке по распределению бесплатного эфирного времени, и мне было жаль моего собственного потраченного времени. Полторы минуты – это просто издевательство над кандидатом. О каких проблемах избирателей расскажешь за полторы минуты? Разве сообщишь им, как ты собираешься эти проблемы решать? Да и вообще сомневаюсь, что нас услышит много избирателей…
Закия Шафикова, гендиректор ЗАО "Инвестиционная компания "Элемтэ", кандидат в депутаты Госсовета РТ по Дербышкинскому одномандатному избирательному округу № 14:

- Полторы минуты – это, конечно, мало. Но все равно хорошо, что у избирателей будет возможность увидеть не просто портрет кандидата на листовке или в газете, а самого депутата. Конечно, пассивные избиратели вряд ли заинтересуются выступлениями кандидатов. Но вот избиратели активные, уверена, в обозначенное для кандидатских выступлений время обязательно включат телевизор или радио.

Любовь Агеева, главный редактор газеты "Казанские истории", доцент кафедры истории и связей с общественностью КГТУ (КАИ), экс-руководитель пресс-центра Госсовета Татарстана:

- Если кандидату кажется, что полторы минуты – это мало, то он должен понимать, что это не чье-то субъективное решение. Так положено по закону: время распределяется пропорционально между всеми кандидатами. Если кандидат считает, что полторы минуты для рекламы ему недостаточно, есть возможность платной агитации.

А вот насколько может быть эффективная такая политическая реклама, вопрос другой. На Западе, например, в США, как раз и выделяется на такую рекламу полторы минуты. Мне, когда я была с российской делегацией в Америке, очень хотелось спросить американских кандидатов: а вам хватает этих полутора минут?..
Впрочем, можно ведь сделать полутораминутный ролик, который будет очень эффективным и всем запомнится. Полторы минуты для ролика – это очень много. Один такой ролик, демонстрировавшийся по ТВ на прошлых выборах в Думу России, мы изучали на занятиях со студентами как пример весьма эффективной рекламы. Наверное, многие помнят: человек открывает последовательно дверь квартиры, дверцу холодильника и, если не ошибаюсь, микроволновки, и все они вещает: "Голосуй за Е!"…

В политической рекламе, как, впрочем, и везде, важен умный подход. Не получается так – делай по-другому. Нет денег на продолжительную рекламу, подумай, как сделать ярким и запоминающимся маленький ролик или свое полутораминутное выступление…

Владимир Марченко, специалист в области социальных коммуникаций:

- Безусловно, полторы минуты – это мало. На моей памяти единственный случай, когда удалось за столь короткий промежуток времени донести до избирателей образ политика, был в начале 90-х, когда появился Жириновский. Тогда его манера выступления и лозунги были в новинку, это и сработало.

Но дело даже не в объеме эфирного времени – в политической рекламе, как и в любой другой, важен комплексный подход. Эфирное время, которое бесплатно получают кандидаты и партии, если и может как-то сыграть, то только в рамках системной целостной кампании.

Такие же сомнения у меня и по поводу теледебатов. В выборах в Госсовет участвуют четыре партии, и среди них нет ни одной, от которой можно было бы ожидать чего-то принципиально нового. Их позиции известны. Если, конечно, вдруг их представители не озвучат каких-то свежих идей, которые будут передаваться в обществе, подобно вирусу. Но лично я этого не ожидаю.  

Елена Чернобровкина,
Ринат Билалов,
фото Марии Зверевой

P.S. На жеребьевке председатель ЦИК Анатолий Фомин сообщил интересную информацию по 50 одномандатным округам. Всего в них зарегистрировано 180 кандидатов, в том числе, от партии "Единая Россия" – 46 человек, от КПРФ – 33, от ЛДПР – 7 человек, от "Справедливой России" – 16. Правом самовыдвижения воспользовались 78 человек. Из них 26 зарегистрированы по залогу, 52 собрали подписи избирателей.

В восьми округах – по 2 кандидата, в восемнадцати – по 3, в четырнадцати – по 4, в семи – по 5, в двух – по 6 и в одном, Декабристском округе, – 7 кандидатов. В Набережных Челнах впервые в Татарстане Вахитовский избирательный округе № 21 оказался чисто женским.