460-4.jpg
Глава управления минюста РФ по РТ Гульнара Сергеева: «Наши функции имеют исключительный перечень, а минюст РТ не может исполнять ни одну функцию, отнесенную к ведению федерального органа власти»

ГРАЖДАНЕ МОГУТ СТАТЬ НЕЗАВИСИМЫМИ ЭКСПЕРТАМИ ЗАКОНОВ

- Гульнара Ильдусовна, расскажите о направлениях деятельности вашего управления. Многие не совсем понимают, чем оно отличается, например, от минюста РТ…

- Вся наша работа разделена на несколько блоков. Основной блок – это контроль соответствия законодательства Татарстана федеральному законодательству. Мы ведем федеральный регистр нормативных правовых актов республики, в который вносятся все законы Татарстана, содержащие нормы права, указы президента РТ, постановления правительства республики, приказы и постановления министерств и ведомств. На каждый нормативный правовой акт заведено «персональное дело», в которое включаются сам акт, акты, вносящие в него изменения, заключения управления по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы, прокурорские протесты и представления, судебные решения, если таковые имеются.

На нас также возложена регистрация уставов муниципальных образований, которых в Татарстане 973 (самое большое количество по ПФО). Безусловно, это очень большой объем работы. Мы регистрируем сами уставы, муниципальные правовые акты, вносящие изменения в уставы, причем решение о регистрации устава или акта, вносящего изменения, принимается после проведения их правовой и антикоррупционной экспертиз.

Поскольку зарегистрированный устав или решение местного совета, вносящее изменения в устав, вступают в силу только после их обнародования через СМИ, мы также отслеживаем соблюдение этого требования закона. Кроме этого, мы ведем государственный реестр уставов муниципальных образований и государственный реестр муниципальных образований Республики Татарстан.

Одна из функций минюста РФ – проводить мониторинг правоприменения законов. Наше управление проводит мониторинги федерального законодательства и законодательства Татарстана в различных сферах, выявляет, как «работают» законы, их «слабые стороны», пробелы, противоречия в законодательном регулировании, готовит предложения по совершенствованию федерального и республиканского законодательства. В настоящее время большое значение приобретает широкое вовлечение граждан и институтов гражданского общества к работе над совершенствованием законодательства. Сейчас многие говорят, что принимаются не те законы, поэтому государство предоставило возможность гражданам принять участие в работе над улучшением законов. Граждане и организации могут стать независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы как проектов, так и уже действующих актов – достаточно пройти процедуру аккредитации в минюсте России и получить свидетельство.

- И много у нас таких желающих оказалось?

- В настоящее время в Татарстане 46 таких экспертов – больше всех в округе. Но их активность очень низка, хотя нашим управлением проведена работа по созданию условий для деятельности независимых экспертов. Возможно, низкая активность объясняется тем, что деятельность независимого эксперта не оплачивается. Но оплачиваемая деятельность уже нарушает принцип независимости эксперта!

Второй огромный блок нашей работы – это некоммерческие организации, поскольку их в Татарстане - самое большее количество в ПФО, да и в России по этому показателю мы находимся на ведущем месте. В Татарстане - 5768 НКО! Первое – мы регистрируем все НКО, второе (и это главное) – это контроль их деятельности. Мы должны проверять их один раз в три года, но, естественно, это нереально при имеющейся численности нашего штата: всего - 53 юриста, а работают - 46.

В нашей республике и самое большое в ПФО количество религиозных организаций - их 1542, это 22 процента от общего числа религиозных объединений в округе. Больше, чем в любом другом регионе ПФО, в Республике Татарстан и мусульманских организаций, а всего в Татарстане зарегистрированы 20 конфессий. Лидирует Татарстан и по количеству общественных организаций - их 2489, это 13 процентов от общего их числа в ПФО.

Контроль их деятельности осуществляется по нескольким направлениям, одно из них – анализ ежегодной отчетности, которую НКО должны сдавать в минюст РФ. Когда я пришла на должность руководителя управления, статистика была такова: всего 30 процентов НКО сдавали отчеты, но сейчас ситуация изменилась к лучшему – сдали отчеты уже 58 процентов НКО.

В СУД НАПРАВЛЕНО 262 ЗАЯВЛЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ НКО

- А какие-то санкции вы можете применить?

- Да, можем. Сейчас мы, во-первых, очень активно ведем разъяснительную и консультационную работу. Это наша обязанность, и мы такую работу проводим. Но, к сожалению, некоторая часть представителей некоммерческого сектора республики не привыкла исполнять законы, сдавать отчетность. По-видимому, с них и не особо спрашивали.

Мы имеем право выносить предупреждение, привлекать к административной ответственности и в последующем подавать в суд по ликвидации организации. Сейчас мы ведем в этом направлении активную работу. Только с 2011 года по настоящее время мы вынесли более 4 тысяч предупреждений некоммерческим организациям, составили более 100 протоколов об административной ответственности.

По нашим прогнозам, к концу 2012 года достигнем 70 процентов предоставленной отчетности. Но, естественно, задача – 100-процентная сдача отчетов. Это очень важно, поскольку из отчетов видна работа НКО, можно определить, нет ли экстремистской и террористической деятельности. Через отчеты мы видим суммы, которые поступают некоммерческим организациям, в том числе иностранное финансирование. И если суммы значительные, то мы направляем материал в специальную федеральную службу финансовой разведки - Росфинмониторинг, которая проверяет операции на предмет «отмывания» нелегальных денежных средств.

- В отчетах НКО указывают только финансовую сторону своей деятельности?

- Для отчетов есть специальная форма, и НКО должны указывать все произошедшие у них изменения – руководителя, наименования, адреса и т.п. За несвоевременное сообщение нам об изменениях предусмотрено административное наказание. Затем они обязаны показать нам, какие средства им поступили: если до 3 миллионов рублей, то по упрощенной форме, если свыше – должны показать и статьи их расходования. По иностранному финансированию есть отдельная строка.

Кроме того, у нас предусмотрены выездные проверки. По плану в год мы проверяем порядка 180 организаций, что тоже является одним из самым больших показателей в ПФО. При этом мы досконально смотрим всю бухгалтерскую отчетность. Например, фонды должны свою отчетность публиковать в СМИ, но, к сожалению, не все это делают – нет информации ни на портале минюста России, ни в интернете, ни в других СМИ. Это тоже тот пласт, с которым нужно работать.

Наше управление просто физически не может проверить все 5700 НКО, поэтому мы делаем выборочные проверки. Сейчас у нас идет большой поток исков в суд. В прошлом году мы проверили 165 организаций, и по результатам проверок и изучения учетных дел НКО вынесено 2780 предупреждений, направлено 423 исковых заявления о прекращении деятельности. За год нами было проанализировано 3192 ежегодных отчетов о деятельности.

На 1 сентября 2012 года цифры такие: проверено 147 некоммерческих организаций (выездные проверки), проанализировано 3043 ежегодных отчета о деятельности, всего вынесено 1876 предупреждений, в суды направлено 262 исковых заявления о прекращении деятельности. До конца года, думаю, цифры будут аналогичны прошлогодним.

- Какие организации ликвидируются?

- Первое - это те организации, которые числятся в реестре, но не работают, второе – те, кто недобросовестно работают, несвоевременно отчитываются, не выполняют требования закона.

ЗАКОН ПО «ИНОСТРАННЫМ АГЕНТАМ» НКО: НЕ САМАЯ СТРОГАЯ МЕРА

- Прочитала в "БИЗНЕС Online" о вашем докладе на Госсовете РТ о финансировании ряда общественных организаций из-за рубежа. Хотелось бы узнать, кто это контролирует и какие применяет меры? И еще: как различить, где организация «полезная», а где - «вредная»? (Анастасия Ситникова)

- Спасибо вашей газете за внимание к нашему докладу. Мы специально провели анализ и подготовили доклад, чтобы показать, что проблема существует. Нет, не потому, что у нас кругом «экстремисты-террористы», а потому, что люди должны разбираться в этом обилии организаций. Когда дети начинают посещать те или иные организации, родители все-таки должны проявлять элементарную бдительность.

То же относится и к религиозным организациям. Часть из них у нас зарегистрирована, но ведь есть и такие, которые действуют, но не прошли регистрацию. Нам задают вопросы: как определить, насколько добросовестна та или иная организация? В этом случае мы только можем дать совет: если организация зарегистрирована, если входит в состав духовного управления мусульман, то можно быть уверенным в том, что они соблюдают принятые принципы вероучения. Если религиозная группа у нас не зарегистрирована, то мы уже не можем дать никаких гарантий. И вот тут надо задуматься, стоит ли вашим детям их посещать?

Что касается финансирования религиозных организаций иностранными государствами, то такой информации у нас нет. Но это не означает, что этого на самом деле нет. А причина в том, что не все подают отчеты о своей деятельности: если ранее нам подавали отчеты всего 30 процентов, то 70 процентов не подали, и мы ничего про них не знаем. И даже по тем 30 процентам, которые представили отчеты, мы не можем дать стопроцентную гарантию, что они указали верные сведения. Выявить достоверность этих данных мы можем только при выездной проверке. А нашими силами в год можно проверить только 180 организаций из 6 тысяч. Это очень мало!

Вот сейчас приняли закон по «иностранным агентам» НКО, но там прописано, что должны отчитываться и проводить аудит о получении иностранной помощи только те организации, которые занимаются политической деятельностью, то есть которые принимают участие в избирательной кампании. На мой взгляд, надо бы было взять шире. Может быть, в перспективе так и решат.

460-3.jpg
«Все НКО разделят на две организационно-правовые формы: некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации»

- То есть если, например, экологическая организация получает помощь от "Гринпис", то государство об этом может и не знать?

- Или, например, если образовательное учреждение получает иностранные гранты, то вопрос, чему и как они учат, - это интерес нашего государства. Почему государство не может знать о наличии этой помощи? Из этого списка исключены и религиозные организации, а ведь вопрос финансирования в этом случае тоже очень серьезный.

В этом законе предусмотрен аудит как обязательное условие. Да, для организации это накладно, т.к. за аудит надо платить, но, с другой стороны, проведение аудита покажет реальную действительность. А почему наше государство не должно знать вообще все об иностранном финансировании? Мы изучили опыт других стран, и, например, во Франции иностранную помощь можно получать только с разрешения власти. А есть страны, где вообще запрещено получение иностранной помощи!

Так что у нас приняли не самую строгую меру, хотя некоторые говорили, что и это – ущемление демократии. А я считаю, что нет, потому что государство имеет право знать, на какие цели направляется иностранная помощь. Не на экстремизм ли, не на те ли образовательные программы, которые внушают другое сознание нашему подрастающему поколению? Фонды тоже не включены в список «иностранных агентов», а ведь финансирование идет именно фондов.

ИЗ-ЗА РУБЕЖА В 2011 ГОДУ НКО ПОЛУЧИЛИ 63 МЛН. РУБЛЕЙ

- Получается, что нельзя узнать, сколько иностранной помощи получают наши НКО?

- Любая организация, получающая иностранную помощь, обязана отразить это в своем отчете. Но, повторю, сдают отчеты далеко не все, да и достоверность этих отчетов можно проверить только при выездной проверке, которых за год мы можем провести только порядка 180.

- Кто у нас самый большой грантополучатель из-за рубежа? И сколько всего было получено?

- Иностранные средства получает ряд правозащитных и образовательных организаций. Согласно представленным сведениям, в целом из-за рубежа в 2010 году было получено 357 миллионов рублей, в 2011-м - 63 миллиона рублей.

- Интересно, почему произошел такой скачок вниз?

- Нам кажется, что в отчете в 2010 году была допущена ошибка – не там поставили запятую. Но мы вынуждены озвучивать именно эту сумму.

- Как вы планируете выездные проверки?

- Совместно с прокуратурой.

- То есть когда есть какой-то повод?

- Одинаковые правила как для НКО, так и для предпринимателей - закон в этом плане един для всех. Мы берем на проверку те организации, которые не проверялись вообще, в отношении которых заранее поступала информация о нарушениях. Но и так называемый районный принцип у нас тоже есть: если выезжаем с проверкой в какой-либо район, то для проверки включаем все организации, которые есть. И в это время проводим там дни юстиции – принимаем граждан и организации, организовываем просветительские конференции.

БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ НКО НАРУШАЮТ ЗАКОН

- Вы сказали, что у нас около шести тысяч НКО, а можно назвать их структуру – сколько из них чем занимается?

- Повторю, на 1 сентября 2012 года в Республике Татарстан зарегистрировано 5758 НКО, из них: религиозных организаций – 1586, общественных – 2492, иных некоммерческих – 1676, казачьих обществ – 4, политических партий – 30.

В 2011 году было проведено 165 проверок НКО, в отношении 102 организаций приняты меры реагирования, то есть 62 процента проверенных НКО действуют с нарушением закона. За 8 месяцев текущего года из 147 проверенных некоммерческих организаций с нарушением действовали 82, то есть 56 процентов. В целом это типичные нарушения бухгалтерской внутренней документации: непредоставление своевременно сведений о смене руководства, непредоставление отчетности и т.п. Но наблюдается положительная динамика по уменьшению количества нарушений: в 2010 году было выявлено 90 процентов нарушений, в 2011-м – 62, в 2012-м – пока 56 процентов.

В период с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года было вынесено 4500 предупреждений, более 100 организаций были привлечены к административной ответственности, и более 750 НКО были ликвидированы.

НОВЫЙ ЗАКОН ОБ НКО ВВЕДУТ В ДЕЙСТВИЕ В НАЧАЛЕ 2013 ГОДА

- Когда появится новый закон об НКО? Какие его статьи будут отредактированы – что об этом говорят в юридических кругах? Что будет с действующими НКО – им надо будет перерегистрироваться? Какая это будет процедура – формальная или «с пристрастием»? И кто будет решать, можно перерегистрировать или нет? (Наталья)

- Проект закона об НКО принят в Госдуме во втором чтении. По прогнозам экспертов, его введут в действие в начале 2013 года. Самое существенное, на что надо обратить внимание в новом законе, - это то, что все НКО разделят на две организационно-правовые формы: некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации.

460-2.jpg
«В действующем законодательстве понятие «бесплатный нотариус» вообще отсутствует»

- В чем их различие?

- К некоммерческим корпорациям будут относиться все те организации, которые имеют членство: все потребительские кооперативы (ТСЖ, жилищные и жилищно-строительные, дачные кооперативы и т.п.), политические партии и общества (казачьи общества, общества коренного населения), профсоюзы, все территориальные органы самоуправления. Сюда же относятся все ассоциации и союзы граждан, в том числе некоммерческие партнерства и саморегулируемые организации (адвокатские и нотариальные палаты).

К некоммерческим унитарным организациям относятся общественные благотворительные фонды, автономные некоммерческие организации, все государственные и муниципальные учреждения, а также религиозные организации.

- И чем им всем грозит это?

- Пока в проекте указано, что никому не надо изменять организационно-правовую форму в наименовании. Изменения они будут делать тогда, когда им понадобится вносить изменения в учредительные документы. Только в этом случае они одновременно будут вносить и изменения по новому закону. То есть закон не требует срочно всем повально менять наименования.

- А о перерегистрации тем более речи не идет?

- И перерегистрация не требуется. Так написано в проекте закона, но, надеюсь, в таком виде он и будет принят, ведь осталось только третье чтение.

- А ведь ходили слухи, что потребуется перерегистрация всех НКО…

- Мне кажется, подобные слухи распространяют юристы, чтобы заработать на перерегистрации. Закон еще не принят, а кто-то уже начал «заботиться» об НКО… Это то же самое, как ко мне обратились с предложением обучать «иностранных агентов» относительно иностранного финансирования – якобы у них начнутся проблемы, их начнут ликвидировать. А какие проблемы? Во-первых, мы сразу не ликвидируем, а выносим предупреждение. Во-вторых, ничего особого не требуется, кроме как сдавать отчет четыре раза в год и проводить аудит.

В ТАТАРСТАНЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО 30 ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

- Деятельность политических партий будет контролировать ваше управление?

- Да, деятельность политических партий на территории республики в силу наших полномочий контролируется нашим управлением. Минюстом России была поставлена задача неукоснительно обеспечить исполнение требований закона «О политических партиях», чтобы у максимального количества партий была возможность принять участие в выборах, которые состоятся в октябре. И Татарстан – один из первых регионов по количеству политических партий: на сегодняшний день зарегистрировано 30 партий. То есть активность общества у нас наблюдается.

- Вероятно, партии под выборы активизировались?

- Но участвовать в выборах 14 октября могут только те партии, которые зарегистрировались у нас до 5 июля текущего года. Это связано с тем, что законом о выборах установлен 90-дневный срок подготовки к выборам. А в мартовских выборах смогут принять участие все партии. До 5 июля у нас было зарегистрировано порядка 22 партий.

- Какие партии у нас уже зарегистрированы?

- Зарегистрированы региональные отделения следующих всероссийских партий: «Яблоко», «Единая Россия», ЛДПР, Коммунистическая партия РФ, «Патриоты России», «Справедливая Россия», «Правое дело», «Альянс Зеленых - Народная партия», «Демократическая партия России», «Республиканская партия России», «Города России», «Молодая Россия», «Новая Россия», экологическая партия «Зеленых», «За женщин России», «Социал-демократическая партия России», «Союз Горожан», «Партия Социальных Сетей», «Коммунистическая партия социальной справедливости», «Партия пенсионеров России», «Коммунисты России», «Народная партия России», «Партия свободных граждан», «Аграрная партия России», «Партия за справедливость!» «Партия социальной защиты», «Гражданская Сила», «Российский общенародный союз», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Партия Мира и Единства».

- Каковы ваши функции при регистрации партий? Есть какие-то требования к партиям?

- Когда мы регистрируем любую некоммерческую организацию, у нас основная задача – чтобы уставы соответствовали законодательству. Кстати, по новому закону о НКО будет разработан типовой проект устава, и кто пойдет на регистрацию с типовым уставом, вся процедура займет пять дней. Право разрабатывать собственные уставы, конечно, тоже остается, но регистрация будет проводиться дольше, потому что потребуется время на экспертизу устава.

Что касается регистрации политических партий, то ее осуществляет министерство юстиции РФ в Москве, которое и проводит юридическую экспертизу учредительных документов. Законом определены основные требования к политическим партиям: минимальная численность - 500 человек; наличие региональных отделений как минимум в половине субъектов Российской Федерации.

Также при регистрации некоммерческих организаций мы смотрим, не отнесены ли учредители НКО к списку лиц, которые были привлечены к ответственности за экстремистскую деятельность. Надо отметить, что мы проверяем наличие экстремистского материала у всех НКО, для чего принимаем участие в митингах, шествиях, демонстрациях и смотрим, какие листовки, брошюры распространяются.

Министерство юстиции РФ ведет реестр литературы, судом отнесенной к экстремистской. При проверке в одном из вузов была обнаружена такая литература, и мы вынесли решение об устранении нарушения. Если обнаруживается литература, которой нет в реестре, но ее можно отнести к экстремистской, мы направляем материалы в прокуратуру, а они обращаются в суд с иском о признании ее таковой. И когда появляется решение суда, наша задача – внести эту литературу в реестр.

ПОНЯТИЕ «БЕСПЛАТНЫЙ НОТАРИУС» ВООБЩЕ ОТСУТСТВУЕТ

- Контроль деятельности адвокатов и нотариусов – тоже ваше поле компетенции?

- Это третий блок нашей работы – контроль в сфере адвокатуры, нотариата и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. У нас в республике есть некоторая специфика работы загсов, когда часть их полномочий передана органам местного самоуправления. Это делается в том случае, когда в населенном пункте нет соответствующих профессиональных специалистов, и чтобы населению далеко не ездить к ним, часть полномочий по закону передается главе сельского поселения. Также часть полномочий по совершению нотариальных действий (как и в других субъектах РФ) передана органам местного самоуправления. Безусловно, мы совместно с загсами и нотариальной палатой РТ проводим их обучение и осуществляем проверки работы. Конечно, проблемы там есть.

460.jpg
«Освобождены от уплаты государственной пошлины - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны»

- В Татарстане есть бесплатные нотариусы?

- В действующем законодательстве понятие «бесплатный нотариус» вообще отсутствует.

В Российской Федерации нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В Татарстане нет государственных нотариусов, а только частные. За совершение нотариальных действий, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, размер которой предусмотрен налоговым законодательством, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины. Т.е. как при обращении к государственному, так и при обращении к частному нотариусу за совершение нотариального действия все-таки необходимо будет произвести оплату.

Освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий предусмотрено налоговым законодательством только в отношении некоторых отдельных категорий физических лиц - это Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

- Наверное, услуги частных нотариусов все-таки дороже государственных?

- Такой анализ не проводился, так как в Татарстане в настоящее время вообще нет государственных нотариусов. За совершение нотариальных действий частный нотариус взимает тариф, равный размеру государственной пошлины, предусмотренной Налоговым кодексом РФ за совершение аналогичного нотариального действия, совершаемого государственным нотариусом. Просто частные нотариусы кроме этого имеют право еще взимать деньги за составление проекта документа.

В РАБОТЕ ЗАГСОВ ЕСТЬ НАРУШЕНИЯ

- Какие еще направления работы есть у вашего управления?

- Контроль деятельности загсов – тоже наша работа, а их в Татарстане много, так как много муниципальных образований. Сказать, что в их работе нет нарушений, мы не можем, поэтому приходится выносить им предписания. Но, безусловно, с каждым разом ситуация становится лучше.

И еще один блок работы, которую осуществляет управление в рамках международных договоров и соглашений, – это международная правовая помощь. Во-первых, мы направляем для исполнения судебные поручения и ходатайства, поступающие как из органов правосудия Республики Татарстан, так и из зарубежных стран. Во-вторых, рассматриваем и направляем для исполнения запросы и поручения, поступающие из органов загс, связанные с истребованием различного рода документов.

Мы также проставляем апостиль на документах, когда требуется, например, предоставить нотариально удостоверенные копии документов (нотариальную копию свидетельства о рождении) при выезде на учебу за рубеж. Апостиль проставляется на документах для тех стран, которые заключили специальное соглашение - Гаагскую Конвенцию.

- Работу адвокатов вы ведь тоже контролируете? В какой части?

- Да, контроль деятельности адвокатуры - тоже за нашим управлением. Все жалобы на нарушения поступают к нам, а мы обращаемся в Адвокатскую палату. Наши представители принимают участие в работе квалификационных комиссий Адвокатской палаты РТ. Еще один пласт работы – оказание бесплатной юридической помощи.

- У вашего управления все функции разделены с минюстом РТ?

- Абсолютно все! Дублирующих функций у нас нет. Наши функции имеют исключительный перечень, а минюст РТ не может исполнять ни одну функцию, отнесенную к ведению федерального органа власти. Другой вопрос, что во многих регионах нет своих минюстов, вместо них создаются правовые департаменты или правовые управления правительства. Каждый регион в данном случае решает по-своему. Конечно, граждане путаются в полномочиях этих двух органов и направляют свои письма не по адресу. Поэтому мы сейчас и усилили разъяснительную работу.

Окончание следует.