НЕФТЯНИКИ, СПЕЦСЛУЖБЫ, ШЕЙХИ

Итак, что же представляет из себя дорогостоящая машина? AgustaWestland AW139 – итало-британский двухмоторный многоцелевой вертолет так называемого «промежуточного» класса. Первый полет совершил 3 февраля 2001 года. Экипаж – 1 - 2 человека. Пассажировместимость - до 15 человек. Максимальная взлетная масса – 6 тыс. килограммов. Масса полезной нагрузки - 2 500 килограммов. Силовая установка - два двигателя Pratt&Whitney Canada PT6C-67C. Максимально допустимая скорость - 309 км/ч. Крейсерская скорость - 291 км/ч. Практическая дальность - 740 километров. Продолжительность полета - 3 часа 54 минуты. AW 139 - единственный вертолет в своей весовой категории, который оснащается комплексной системой антиобледенения.

Больше всего AW139 используют в пассажирских перевозках и обслуживании морских нефтеразработок. Большим успехом AW139 пользуется у полиции, пограничников, береговой охраны разных государств. Но прежде всего это непревзойденный вертолет-салон. Такие машины больше всех заказывают правительства арабских государств. AW139 стал своего рода новым стандартом стильного комфорта. Есть варианты VIP-салонов на 4, 5, 6 и 7 пассажиров. В 2008 году был продемонстрирован салон AW139, созданный модельным домом «Версаче». Сообщается, что АW139 в VIP-варианте пользуются первые лица не менее чем из десятка стран… В России AW139 начал эксплуатироваться в сентябре 2010 года. А в начале 2012-го два таких вертолета были поставлены специальному летному отряду «Россия» управделами президента РФ.

Мировые поставки AW139 все растут, и как считают специалисты, он может стать одной из успешнейших международных вертолетных программ начала XXI века. Видимо, именно поэтому его и выбрала для производства в России корпорация «Оборонпром». 6 ноября 2008 года в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони между AgustaWestland и «Оборонпромом» было подписано соглашение о создании в подмосковных Панках совместного предприятия по сборке AW139.

ВЕРТОЛЕТ - ЭТО КАК ЖЕНЩИНА

По данным газеты «БИЗНЕС Online», эксплуатировать AW139 будет ООО «Тулпар Геликоптерс», входящее в группу компаний «Тулпар». Эту информацию нам подтвердил председатель совета директоров ГК Азат Хаким: «Да, мы ждем «Аугусту» в VIP-варианте в конце января следующего года. Она будет здесь базироваться и обслуживаться. Подробностей о цене не знаю, но где-то в пределах 13 миллионов евро... Да, в республике раньше не было таких машин, да и в России их пока не так много, как «Белл», «Еврокоптер» или «Робинсон». Но сейчас «Аугуста» очень активно заходит на российский рынок, в Подмосковье строят российско-итальянский завод по производству AW139». По мнению, Хакима, наладить эксплуатацию и обслуживание AW139 труда не составит: «Все когда-то с чего-то начинается. Шаг за шагом его освоим».

Вместе с тем глава ГК «Тулпар» не стал называть покупателя вертолета: «Не в наших правилах озвучивать такие данные. Просто есть корпоративный заказчик. Мы оператор техники и готовы выполнять для заказчика весь спектр авиационных услуг. Экипаж будет наш – сейчас обучаем пилотов в Италии». По словам Хакима, решив приобрести вертолет, заказчик выбирал между продукцией AugustaWestland, Bell, Eurocopter. «За AW139 сыграло много чего – начиная от дизайна и кончая техническими характеристиками, - объяснил он. - Что конкретно впечатлило заказчика, сказать трудно, это все равно что спросить у мужчины, почему тебе нравится именно эта женщина». По словам генерального директора ООО «Тулпар Геликоптерс» Дмитрия Коновалова, в каком-то роде аргументом может быть и то, что на AW139 передвигаются в том числе Владимир Путин, Барак Обама, Сильвио Берлускони. В России AW139 планирует приобрести РЖД и еще ряд компаний. Коновалов уверен, что для его компании незнакомая модель – не головная боль, а дополнительная компетенция (сегодня в парке «Тулпар Геликоптерс» - Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Robinson-44, Eurocopter EC-135).

Вместе с тем можно предположить, что на выбор заказчика «Тулпар» повлияла и недавняя катастрофа виповского вертолета Bell-407 «Татнефти» (Bell, напомним, - самая популярная у бизнесменов Татарстана марка легкого вертолета, «моду» на которую задало правительство РТ). Немаловажно, что специалисты отмечают едва ли не чрезмерную тяговооруженность AW139 – вертолет способен спокойно лететь на одном из двух двигателей.

ТАИФ ЛЕТАЕТ С ШИКОМ

Кто же заказчик? По данным газеты «БИЗНЕС Online», это стратегический партнер ГК «Тулпар» - ОАО «ТАИФ». На вопрос, для каких целей приобретается AW139, генеральный директор ТАИФа Альберт Шигабутдинов в кулуарах одного из совещаний ответил: «Это рыночная информация. Мы ее можем не раскрывать. Мы можем приобретать все, что необходимо для наших нужд». Лаконичен был и его заместитель – Руслан Шигабутдинов: «Будет покупка или нет, узнаем в свое время». Но при этом он показал доскональное знание темы, сравнив характеристики вертолетов Bell и Augusta.

Отметим, что ТАИФ не впервые приобретает очень серьезную авиатехнику. В декабре 2010 года стало известно о том, что компания обзавелась бизнес-джетом Bombardier Global 5000, который (как и AW139 в своей сфере) также обозначил новые стандарты в классе деловых и административных самолетов. У Global 5000 - самый большой и наиболее технологически продвинутый салон в своем классе. Салон разделен на три секции для размещения пассажиров, кухню и два санузла. В зависимости от компоновки на борту могут разместиться от 8 до 17 человек. Global 5000 оборудован высокоскоростной компьютерной системой с подключением к интернету, что позволяет эффективно использовать время в деловых поездках. Для отдыха при дальних перелетах предусмотрено до шести спальных мест. Стоимость такого самолета в зависимости от комплектации составляет $47,5 - 60 миллионов.

И, к слову, на недавней международной выставке HeliRussia-2012 Казанский вертолетный завод продемонстрировал весьма впечатляющий «салон» «Ансата». Напомним, проект этого вертолета считается едва ли не главным чисто татарстанским высокотехнологичным продуктом. Так, может, и самим заказать стоит?