ПАРТНЕР НА ПАРТНЕРЕ

Рынок транспортного телевидения в Татарстане пополнился новым игроком. В Набережные Челны 1 июля пришло «Первое маршрутное телевидение» из Пензы. На данный момент в Набережных Челнах это единственный игрок на рынке, но не первый.

К слову, в 2010 году в Набережных Челнах начинала работать компания с тем же названием «Первое маршрутное телевидение». Компания-двойник тогда работала по франчайзинговой схеме с крупным оператором транзитной видеорекламы в городах России и СНГ - ООО «Первое маршрутное телевидение» (Челябинск). Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель управления по техническому обеспечению ООО «Первое маршрутное телевидение» Андрей Цидин, особенность их работы с партнером из Набережных Челнов состояла в том, что они давали региональному игроку возможность использовать название «Первое маршрутное телевидение» в Набережных Челнах и предоставляли оборудование (10 мониторов). «С региональным партнерами вообще, мы, как правило, делим хлеб - на нас федеральные заказы, то есть, когда у нас есть основной заказчик, мы благодаря партнерам размещаем рекламу в интересующих регионах», - отметил Цидин. Однако на рынке тогда компания долго не продержалась.

Теперь же, по словам генерального директора «Первое маршрутное телевидение» (Пенза) Андрея Лыжина, их компания, занявшая место старого агентства, и пришедшая в Набережные Челны с 40 мониторами, представляет собой самостоятельную компанию. Лыжин так объяснил «БИЗНЕС Online» свой приход в Набережные Челны: «В Набережные Челны мы пришли из-за того, что агентство в Набережных Челнах с услугами видео-рекламы существовало, но очень вяло, поэтому было принято решение выкупить его и расширить свое присутствие».

Лыжин также уточнил, что на Набережных Челнах «Первое маршрутное телевидение» останавливаться не планирует, в планах – приход в Альметьевск и Казань, так как в Набережных Челнах они уже наблюдают неплохой результат работы. «Рынок Набережных Челнов достаточно интересен, так как здесь нет конкуренции, слабо развитые медианосители, а это нам на руку для процветания. Рекламодатели понимают, что реклама на мониторах - достаточно эффективный инструмент», - отметил Лыжин.

Среди крупных клиентов пензенцев пока числятся McDonalds, ритейлер «Магнит», мебельная компания «Европа-Д», финансовое предприятие Ocean и ряд других.

«МЕСТЕЧКОВАЯ» ОРИЕНТАЦИЯ

По оценке аналитика «Инвесткафе» Ильи Раченкова, объем рынка маршрутного телевидения в Татарстане вряд ли превышает несколько десятков миллионов рублей в год. «На Казань и Набережные Челны приходится более 40 процентов населения Татарстана, однако в данном случае я предполагаю, что абсолютно большая часть данного рынка приходится именно на эти два города», - отметил Раченков.

Рынок Набережных Челнов, по оценке директора компании «Эпсилон-ТВ» (etv) Руслана Валиулина, довольно специфичен, так как в Набережных Челнах всего около 50 крупных клиентов. «А если больше половины из них тебе скажут: «Нет»? Строить бизнес на ИП и перебиваться с клиента на клиента?» - нагнетает Валиулин.

Цидин также отметил, что для эффективного введения бизнеса необходимо, прежде всего, достаточное количество транспортных средств. «То есть, если в городе 20, 30 мониторов, условно говоря, до сотни, в этот бизнес не заходят те, ради кого он построен. Не заходят сотовые операторы, продуктовый ритейл. Если в городе до 50 мониторов, то бизнес получается ориентированным на местные небольшие розничные точки», - подчеркнул Цидин.

«РЫНОК В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ СПЕЦИФИЧЕН»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить рынок транспортного телевидения в Татарстане в целом и Набережных Челнах в частности.

Алексей Гайфи - директор рекламного агентства «Зеленый Свет»:

- В Казани в этом направлении работает всего две компании: «Эпсилон-ТВ» и «Зеленый Свет». «Эпсилон-ТВ» работает в метро, мы – и в автобусах, и в метро. Рынок сам по себе довольно специфический, поэтому ответить на вопрос о том, достаточно ли двух игроков, довольно сложно. Но скажу, что особой популярностью наш носитель не пользуется, поэтому вряд ли необходимы еще игроки, но если они придут, с другой стороны, ниша найдется, перспектива тоже есть. Просто сам по себе рынок довольно ограниченный. Я бы вообще отдельным рынком это не назвал, назвал бы просто частью рынка рекламного. Объем рынка небольшой, оценил бы я рынок рекламы на мониторах в транспорте порядка миллиона в месяц (это оборот, а не прибыль). Это очень мало. В целом по стране нет развитых федеральных заказчиков на этот носитель. Соответственно, это отношение транслируется и на Казань. По сути, рынок стоит на месте и толком не развивается. И это характерно не только для Казани, но и для центральных городов страны. В этом смысле особых перспектив у рынка не вижу.

Набережные Челны – город довольно специфический, там наружная реклама не так эффективно, например, работает, как в Казани. Поэтому, может быть, рекламодатели уходят в транспорт, поэтому и приходят новые игроки, рынок развивается. Но мы в Набережных Челнах на мониторах не работаем и пока и не собираемся работать, поэтому наверняка оценить не могу. Хотя мне кажется, что в Набережных Челнах рынок идет довольно тяжело. Раз в городах-миллионниках бизнес идет тяжело, не думаю, что в Набережных Челнах ситуация кардинально иная.

Андрей Цидин – руководитель управления по техническому обеспечению ООО «Первое маршрутное телевидение» (Челябинск):

- Говорить о том, что Набережные Челны интереснее, чем Казань, я не могу. На то, что мы пришли в Набережные Челны, но не пришли в Казань, оказало влияние множество факторов. В первую очередь это ведь связано с самим рынком транспортных средств, с договоренностями с конкретными компаниями. Где-то ведь удается договориться, а где-то нет.

Потенциал городов уровня Казани и Екатеринбурга - минимум 400 тысяч ежемесячно, то есть в год - минимум 5 миллионов.

Руслан Валиулин - директор компании «Эпсилон-ТВ»:

- Все перспективы рынка зависят только от развития отдела продаж. Мы каждый день увеличиваем мониторы, сейчас только в новых поездах их три, у нас 60 мониторов. Есть еще старых три поезда, где в каждом по 16 мониторов, но обычно их не учитываем и даем каждому в подарок. Если придут новые игроки, для них найдется место на рынке. Есть ведь не только метро, автобусы, но и электрички, самолеты, пароходы, такси, да любой передвижной транспорт. Изначально мы ведь тоже планировали работать в Набережных Челнах, но, проанализировав рынок, пришли к выводу, что пока этого делать не стоит: он показался нам непривлекательным. Выходить в другие города Татарстана мы также не планируем, для нас в Татарстане привлекательна только Казань, так как здесь очень развита инфраструктура и много федеральных рекламодателей.

В Казани у нас где-то 30 процентов – крупный бизнес, 30 – средний, 30 – мелкий. Если брать соотношение федеральных и местных игроков, то у нас их примерно 70 на 30 процентов, 70 – местных. И тут бывает по-разному. Иногда МТС может разместить, но на очень маленькую сумму, такую, что вам даже на зарплату не хватит, или какой-то малоизвестный предприниматель сделает очень большой заказ. Бренды, как раньше, не греют.

На рынок я смотрю только с оптимизмом. Мы его сами строим. Все зависит от конкретных людей, настроя, команды.

Справка

«Первое маршрутное телевидение – Пенза» - рекламное агентство, основанное в 2011 году. «Первое маршрутное телевидение – Пенза» занимается как рекламой на мониторах в общественном транспорте, так и разработкой элементов бренда и стиля клиентов, рекламой и продвижением с помощью сотовой телефонии, платежных терминалов и интернета. На данный момент «Первое маршрутное телевидение – Пенза» представлено в Пензе, Тольятти и Набережных Челнах. В ближайшее время (в течение месяца) компания планирует открыть филиал в Нижнем Новгороде.

Отметим, что компания «Зеленый свет» (Казань) имеет 80 мониторов в автобусах и 16 в метро, а «Эпсилон-ТВ» - 60 мониторов в трех новых вагонах метро и 48 мониторов в трех старых вагонах метро.