- С другой стороны, приход человека со стороны, скорее всего, приведет к разбалансированию ситуации внутри республики. Разве это в интересах федерального центра?
- Опять же, все зависит от того, кто придет — умный человек не станет ломать сразу все, он будет действовать шаг за шагом, начиная сверху. Ведь не нужно же на другой день увольнять весь госаппарат Татарстана. Никто же не поставит такой задачи, правда? В этом нет необходимости. Конечно, есть опасность, что политическая конфигурация потеряет равновесие, но умный человек, отказавшись от революционных потрясений, начнет медленные, постепенные изменения.

- После признания независимости Абхазии и Южной Осетии "милли меджлис" татарского народа обратился к ООН с просьбой о признании независимости Татарстана. Однако республиканские власти не поддерживают подобных начинаний даже на неофициальном уровне.
- Мы же не знаем всех частных разговоров, которые ведутся в Москве. Возможно, власть и использует тот факт, что такие силы есть.

- Очевидно же, что эти силы — микроскопические.
- Да, для республиканской власти это очевидно. Для федеральной — их можно представить как реальную опасность, для избавления от которой все в Татарстане нужно оставить так, как есть — дескать, разрулить и удержать все это может только нынешняя власть. Я слышал, что этот вопрос постоянно поднимается в федеральных органах власти: мол, мы держим ситуацию.

- После 26 августа некоторые даже вполне умеренные татарские националисты заговорили в духе: почему Абхазии и Южной Осетии можно, а нам нельзя? Как по-вашему, почему?
- Я бы поставил вопрос по-другому: почему Абхазии можно, а Татарстану — не нужно? Абстрактно представьте, что Татарстан — независимое, признанное другими государство. Уверяю вас, что это государство очень быстро превратилось бы в наследственное ханство, и никто бы этому не препятствовал. Даже в нынешней России, в условиях очень демократической Конституции, в регионах иногда устанавливаются полуавторитарные режимы. А если эти регионы будут отдельно? Нет, я бы не хотел, я бы не смог жить в таком государстве.

- Пользуется ли идея татарстанской независимости хоть какой-то популярностью в народной среде, за исключением небольших групп националистической интеллигенции и маргиналов?
- Да нет, конечно. Народ об этом даже не думает, у него другие нужды, другие проблемы. Сейчас проблема народа — выжить. Все-таки нужно признать, что уровень жизни поднялся, и забота многих — как бы это все не потерять. Хотя удивляет, что средняя зарплата в Татарстане — 12 тыс., тогда как по России — около 17. Но почему? У нас есть нефть, вертолеты, КАМАЗы, "Оргсинтез", "Нижнекамскнефтехим". Почему доля заработной платы в себестоимости продукции в РТ ниже, чем, например, в Самарской области или Пермском крае? Нужно разобраться, чем мы хуже самарцев.

- В качестве другой страшилки нередко упоминается тема политического ислама. Есть ли здесь основания для опасений?
- Мне кажется, нет. Может быть, ислам становится более популярен среди масс, но, как и всякая религия, не в такой степени, как это представляется. Исламские обычаи и традиции соблюдает всего около 2-3% считающих себя мусульманами. К этому надо прибавить некоторый процент тех, кто обращается к исламу время от времени. Есть и те, кто относятся к нему благожелательно. Отношение к исламу многослойно, но говорить о том, что это сильно влияет на население, я бы не стал. Я не вижу тенденции к росту влияния ислама в политическом плане, да и в экономическом тоже. Есть люди, проповедующие создание слоя исламских предпринимателей. Но чем они будут отличаться от обычных? Может быть, не будут прибыль получать? Тогда они разорятся.

- В последнее время заметно усиление противоборства сторонников губернизации и, наоборот, расширения прав регионов. Как вы считаете, какая тенденция победит?
- Большая группа политиков и обслуживающих их представителей научной общественности выступает против принципа национально-территориального построения федерации, это как раз сторонники губернизации. На декабрьской конференции в Москве, посвященной этим проблемам, я предложил им поехать в республики Северного Кавказа и заявить там, что с завтрашнего дня национальных республик не будет, а их территории включат в Краснодарский и Ставропольский край. Посмотрите, сказал я, к чему это приведет. Не надо давать рекомендаций без просчета последствий. В принципе, наличие национальных республик сейчас ничему не мешает. Вспоминается великое изречение Черномырдина: "Не чешите там, где не чешется".

- Как вы оцениваете политическое будущее регионалистов?
- Нужно учитывать, что объективно роль регионов возрастает. Общемировая тенденция, замеченная сначала зарубежными политологами — ослабление суверенитета государств. Правда, в отличие от некоторых американских авторов я не считаю, что государства перестанут быть главными игроками на мировой арене, хотя их роль действительно ослабевает, в том числе в связи с созданием наднациональных структур, таких как Европейский Союз, НАТО и так далее, которым государства отдают часть своего суверенитета. В условиях глобализации государство уже не может иметь прежнюю власть над народом. Поток информации не удержит сейчас ни одно государство, даже Туркмения. Возьмите "Макдональдс" — это признак глобализации, на наших глазах распространяющийся по всему миру. В этих условиях повышается роль регионов, потому что многие вещи делаются не в масштабах государства, а на их уровне. Результаты, продукты глобализации локализуются в регионах. Регионы получают все больший выход на международную арену, прежде всего в экономической и гуманитарной областях. В этих условиях регионы способны сыграть очень позитивную роль в укреплении государства. Регионализация — вещь общепризнанная, однако возникает вопрос: не будут ли регионы бунтовать против федерального центра? Думаю, в России точно не будут. Центр имеет достаточно финансовых, силовых и прочих ресурсов.

- Не эти ли ресурсы применяются сейчас Москвой в вопросе об отмене национально-регионального компонента? Возмущение регионов оправданно?
- Да, оправданно, я на 100% поддерживаю позицию президента Татарстана, который тоже возмущался этим шагом федеральной власти. Национально-региональный компонент должен остаться. Дети должны каким-то образом понимать, где они живут — не только в какой стране, но и в каком регионе, с какой культурой и духовной жизнью. Я уж не говорю, что в каждом субъекте — свое законодательство и своя правовая система. Существует же не только общероссийская система координат — есть местные, и с ними надо считаться. Обучающиеся в Татарстане должны знать, что это за республика, знать основные положения республиканской Конституции. Отмена компонента плоха во всех отношениях.

- Каков ваш прогноз на 2009 год? Что случится в Татарстане и всей России?
- Думаю, будем заниматься только кризисом и ослаблением его последствий. Специалисты говорят, что в РФ кризис будет преодолен только после того, как начнется рост производства в США и западноевропейских странах. По одной из версий, дело в том, что тогда увеличится потребность в энергоресурсах, и мы снова начнем делать на этом большие деньги. Мы же до сих пор — сырьевая страна. Производство, основанное на новейших технологиях, дает 0,5% от всей произведенной продукции, тогда как в развитых странах — от 30 до 40%. Когда некоторые говорят, что мы всегда будем отсталыми, они основываются, в частности, на этих цифрах. Я удивился, прочитав, что отечественного инсулина, нужного всем диабетикам, производится всего 0,5%, а все остальное завозится из-за рубежа. Лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний экспортируются на 70-80%. Это же ненормально. Нужны экстраординарные меры, чтобы выйти из статуса страны-экспортера сырья. Пока таких мер не заметно, да сейчас и не до этого.

ИА Росбалт