460-3.jpg
Борис Петров: «Практически 90 процентов аварий происходят из-за «человеческого фактора» и элементарного несоблюдения требований безопасности»

ПОД ПОСТОЯННЫМ КОНТРОЛЕМ - 153 ОБЪЕКТА РТ

- Борис Германович, что является главным предметом контроля Приволжского управления Ростехнадзора?

- Наше управление осуществляет около 20 видов надзора в области промышленной и энергетической безопасности на территории трех республик – Татарстана, Марий Эл и Чувашии, в том числе вопросы контроля эксплуатации взрывоопасных объектов, грузоподъемных механизмов, котельного и газового оборудования, объектов подземных разработок, а также надзор над строительными и горными работами, гидротехническими сооружениями – от чебоксарской гидроэлектростанции до пруда в сельском районе. Наверное, нет такой сферы, к которой инспектор Ростехнадзора не имел бы никакого отношения.

- Какими силами управление выполняет свою работу: штат, техническое оснащение?

- Силы, к сожалению, постоянно уменьшаются: за последние два года – третье сокращение. Такова общая тенденция. На сегодняшний день у нас в трех республиках работают порядка 309 человек, из которых 190 – в Татарстане. Это в пять раз меньше того, что было раньше. И мы сегодня не всегда в состоянии проводить проверки объектов даже раз в три года.

На опасных объектах закон позволяет нам бывать чаще одного раза в три года, а на объектах постоянного контроля, список которых определен постановлением правительства РФ (№455 от 05.05.2012), - хоть каждый день. Это ряд химических, нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих производств, причем не предприятие в целом, а конкретные его особо опасные объекты. В Татарстане – это 153 объекта таких предприятий, как «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» и т.п.

На этих объектах наши инспекторы могут быть постоянно, но в оговоренные с предприятием сроки. И в этом я тоже вижу минус в нашей работе, потому что внезапная проверка эффективнее. Мы уже сталкивались с такими ситуациями, когда, получив извещение о нашем выходе на строительный объект, строители просто останавливали подъемный кран на время нашей проверки. А к неработающему объекту претензий не предъявишь. Когда же проверка проходит неожиданно, выявляется очень много нарушений. Закон о защите прав бизнеса двоякий: он защищает от проверок, а потребителей от недобросовестных бизнесменов не уберегает…

ЛАБОРАТОРИИ МОГУТ ВЫЕХАТЬ НА ОБЪЕКТ ДЛЯ ЕГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

- Каких специалистов вы привлекаете для проведения экспертиз и проверок на производстве? Например, на "Аммонии", ТАНЕКО, новом футбольном стадионе в Казани? (Андрей Федоров)

- Кроме государственных инспекторов мы имеем право привлекать к проверке экспертные организации. У нас также есть хорошо оснащенный центр лабораторного анализа и технических измерений, где есть и химическая, и электротехническая лаборатории, и лаборатория неразрушающего контроля. Это один из немногих центров России с современным оборудованием, и его специалистов даже приглашают для проверки объектов в Москве.

- Этот центр передвижной?

- Да, лаборатории могут выехать на любой объект для проведения его обследования. Все приборы у нас аттестованы, а квалификация специалистов постоянно повышается. Благодаря соответствующему оборудованию инспектор не визуально, а объективно может оценить состояние объекта, тех или иных устройств.

НОВЫЙ СТАДИОН: НЕСКОЛЬКО РАЗ ОСТАНАВЛИВАЛИ СТРОЙКУ

- В Татарстане и Казани много строят, сроки зачастую поджимают. А когда торопятся, бывает много нарушений и брака… В связи с этим поступило несколько вопросов, например такой: «Слышал, что при строительстве стадиона в Казани обнаружены какие-то нарушения. Что именно? Насколько это опасно для будущих болельщиков?» (Кирилл Алексеев)

- Сразу хочу отметить, что не все объекты Универсиады находятся под контролем нашего управления, хотя с точки зрения электро-тепло-безопасности и безопасности подъемных объектов они все «наши». А вот новый стадион как уникальный объект полностью подпадает под наш контроль - от первого колышка до введения его в эксплуатацию.

Вы правильно подметили – где есть спешка, там есть проблемы и огрехи. И к сожалению, сегодня наши инспекторы выполняют роль некоего «погонялы», следящего, чтобы вовремя устранялись выявленные нами нарушения. Вот здесь нам очень здорово помогает наша лаборатория, а иначе визуально проверить многие объекты было бы просто невозможно. Например, качество бетона, заливаемого в монолитные конструкции, или качество сварки металлических конструкций.

Наши люди дневали и ночевали на стадионе, пока там шли все эти работы. И мы уже неоднократно останавливали строительство, добиваясь, чтобы сначала объекты привели в соответствие с требованиями безопасности и только после этого продолжали работы. И без суда, и по суду – по-всякому было…

460-2.jpg
«Закон о защите прав бизнеса двоякий: он защищает от проверок, а потребителей от недобросовестных бизнесменов не уберегает…»

- Какие были причины?

- Например, качество бетона оставляло желать лучшего. Из-за некачественного бетонирования приходилось останавливать процесс.

- Когда подобное происходило в последний раз?

- И в августе, и в сентябре, когда мы возвращали металлоконструкции производителям на переделку. Сегодня по металлоконструкциям у меня есть полная уверенность, потому что мы проверили абсолютно все, отбраковав и заставив исправить все огрехи. Наверное, если бы не спешка, нам не пришлось бы столько раз останавливать стройку…

- А давление на вас было, чтобы не останавливали процесс?

- Бывает и не без этого, но по всем объектам Универсиады я находил взаимопонимание с руководителями, ведь когда они видят предоставленные мной фотоматериалы с дефектами, например, сварного шва, редко кто возражает против исправления брака. Потому что вопрос на самом деле не мелочный. Мы и сегодня продолжаем проверки и выставляем свои требования. Нас, например, на стадионе тревожит состояние колонн. Надеюсь, что к завершению строительства все неполадки будут устранены.

РАБОЧИХ УТРОМ ПРИНИМАЮТ, А ВЕЧЕРОМ УВОЛЬНЯЮТ…

- Было сообщение, что ваше ведомство привлекло к ответственности турецкую компанию, занятую на строительстве нового стадиона. Можно узнать подробнее? И вообще на стройках используется много гастарбайтеров. Как это влияет на безопасность строек?

- У них у всех одна проблема – они забывают зарегистрировать свои подъемные краны на территории республики, не обучают персонал, часто бывают неаттестованными. У них бывает один специалист - крановщик, а все остальные утром принимаются, а вечером увольняются…

По стадиону часто возникают вопросы из-за скученности грузоподъемных механизмов, количество которых доходит до 30 - 40 на площадке. И если нет проекта производства работ, то краны создают непосредственную угрозу друг другу. Именно все эти факторы и могут повлиять на приостановку работ. И поверьте, ни один инспектор ни раньше, ни тем более сейчас, когда на него могут подать встречный иск, напрасно не остановит производство.

- На какой срок приостанавливали некоторые виды работ на стадионе? На пять дней?

- Нет, по нашей инициативе суд каждый раз признавал необходимость приостановки до 90 суток.

- Получается, что и сейчас некоторые виды работ не ведутся?

- Все виды работ ведутся, но уже другими подрядчиками и с применением других кранов. И с соблюдением всех требований безопасности.

- Дворец водных видов спорта тоже под вашим контролем?

- Только в рамках энергобезопасности и тепла, а по строительству - нет.

ТАНЕКО: ЛЕГКО НИЧЕГО НЕ СДАЕТСЯ И НЕ ПРИНИМАЕТСЯ

- Насколько отвечают правилам безопасности знаковые стройки республики: ТАНЕКО, "Аммоний" и т.п.?

- Вы знаете, что первая очередь ТАНЕКО уже запущена в эксплуатацию, несмотря на то что тоже было очень много сложностей, в связи с чем срок сдачи объекта отодвинулся на целый год. Но на сегодняшний день у меня есть полная уверенность в том, что мы приняли объект нормального качества, который соответствует всем технологическим нормам и нормам безопасности.

Сегодня к сдаче готовится вторая очередь ТАНЕКО. Могу сказать, что легко ничего не сдается и не принимается. По всем объектам, где у нас были сомнения, и нам не смогли документально доказать качество выполненных работ, пришлось назначить обследования специализированными организациями. После их заключения можно будет готовиться к приемке второй очереди ТАНЕКО.

На "Аммонии" пока идут общеподготовительные строительные работы. Мы тоже жестко с ними работаем, и уже было много штрафов, наложенных в том числе и на китайскую сторону. Хотя мне кажется, что здесь качество несколько выше, чем на предыдущих стройках республики: больше организованности и меньше проблем с проектной документацией.

- Метро, наверное, тоже ваш объект? И там торопятся сдать к Универсиаде две станции…

- Казанское метро, конечно, наш объект. Причем и после окончания строительных работ метро попадает к нам под постоянный контроль.

Ни одного строительного объекта у нас не бывает легкого, чтобы мы его с первого захода приняли, всегда есть реальные замечания, которые приходится исправлять. Но с каждым разом тот же "Казметрострой" работает все качественнее. Поэтому то, что было вначале и что есть сейчас, – разница очень существенная. Но я с уверенность могу сказать, что и тогда, и сейчас метро – абсолютно безопасный объект при правильной эксплуатации.

2011 ГОД: 14 ТЫСЯЧ ПРОВЕРОК ВЫЯВИЛИ БОЛЕЕ 100 ТЫСЯЧ НАРУШЕНИЙ

- Какова статистика и характер нарушений за 2011 год и 9 месяцев 2012 года?

- Основное количество нарушений происходит в сфере энергетики из-за несоблюдения элементарных правил. И чаще всего это происходит с теми, кто имеет большой стаж работы. К сожалению, в электроэнергетике это явный фактор: чем выше квалификация, тем больше нарушений.

А если говорить о цифрах, то в прошлом году мы провели порядка 14 тысяч проверок, было выявлено более 100 тысяч нарушений. Если поделить их на энергетику и промышленность, то получится 60 на 40 процентов соответственно. И объем нарушений из года в год остается примерно на одном уровне. Даже когда мы сокращаем количество проверок, количество нарушений от этого не снижается. За прошлый год нами было привлечено к административной ответственности 6 тысяч должностных и юридических лиц.

За 9 месяцев 2012 года нашим управлением уже проведено 7 тысяч проверок, выявлено более 50 тысяч нарушений.

- Можно привести хоть один положительный пример, где на предприятии к безопасности относятся серьезно?

- Считаю, что вопросам безопасности уделяют серьезное внимание на всех химических предприятиях - "Казаньоргсинтез", "Нижнекамскнефтехим", ТАНЕКО, "Татнефть". Хотя и здесь ни одна наша проверка не проходит без достаточно большого количества замечаний. И не оттого, что раз инспектор пришел, то должен хоть что-нибудь найти. Мы стараемся не мелочиться - я требую, чтобы претензии были, например, не по форме заполнения документов, а в основном по технической части.

Мы хотим, чтобы предприятия работали еще лучше. Поэтому ежегодно на крупных предприятиях проводим не только проверку, но и совещание по ее итогам, на которое приглашается широкий круг специалистов. Коллектив должен знать о проблемах, которые предстоит решать. К тому же с течением времени нормы и правила изменяются, требования ужесточаются.

- МЧС дает прогнозы возможных катастроф. Можно ли на основании ваших данных прогнозировать вероятность техногенных катастроф?

- Думаю, опосредованно можно, как это делает и МЧС. Причем прогнозы МЧС, прежде всего, базируются на наших данных, когда речь идет о промышленных предприятиях. Этот прогноз можно сделать с точки зрения состояния и износа оборудования. Естественно, если износ оборудования высокий, то и вероятность техногенных катаклизмов тоже повышается. Хотя, конечно, прямой зависимости нет.

460.jpg
«Существенно возросли суммы штрафов: суммы для должностных лиц составляют от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 100 тысяч до миллиона рублей»

«90 ПРОЦЕНТОВ АВАРИЙ ПРОИСХОДЯТ ИЗ-ЗА «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА»

- Что бывает чаще – руководитель не обеспечил безопасность, или работник относится халатно к требованиям безопасности?

- Как правило, это взаимосвязанные вещи. Когда мы начинаем проводить расследование аварии или несчастного случая на производстве, то оказывается, что инструктажи проводились формально, никто не требовал соблюдения правил безопасности, и народ расслабился. А правила порой очень простые, например, нельзя входить в подстанцию одному. И это объяснимо: если ты попадешь в электрическое поле, то кто тебя сможет спасти? Только тот, кто будет рядом находиться.

Практически 90 процентов аварий происходят из-за человеческого фактора и элементарного несоблюдения требований безопасности. Зачастую люди действуют на авось, по привычке. И все утверждают, что такое у них произошло впервые, но когда начинаешь копать глубже, оказывается, что раньше они просто чудом избегали трагедий.

С начала 2012 года на поднадзорных нам объектах в энергетике произошло 11 несчастных случаев, на подъемных сооружениях - четыре несчастных случая, из которых два - со смертельным исходом.

Очень многое зависит от компетентности руководителя и персонала, которые работают на предприятии. К сожалению, многим кажется, что каска на стройке или требование соблюдения последовательности операций – это прихоть инспектора, который хочет выписать лишний штраф. На тех предприятиях, где люди понимают и выполнение этих требований у них доведено до автоматизма, там ситуация совсем другая. А когда пытаются упростить схему безопасности, вероятность ЧП сразу увеличивается. Если руководитель предприятия относится к вопросам безопасности серьезно, то и отношение у коллектива аналогичное.

Приведу один пример. У нас проходят аттестацию руководители, члены аттестационных комиссий, которые затем проводят проверку знаний персонала у себя на предприятии. И некоторые генеральные директоры считают выше собственного достоинства отвечать на вопросы наших инспекторов и интересуются у меня: как бы обойтись без этих формальностей? Мы при этих руководителях начинаем задавать вопросы их главным специалистам, причем самые элементарные: например, когда на предприятии последний раз была проверка Ростехнадзора, какой инспектор приходил, какие были замечания, как их исправили? Зачастую оказывается, что главные специалисты особо не владеют ситуацией, и в итоге мы наглядно доказываем присутствующим при этом руководителям, что им необходимо повысить требовательность в вопросах промышленной и энергетической безопасности как к своим подчиненным, так и к себе в первую очередь.

Но есть и те, которые к безопасности относятся совсем по-другому, требуя со своих специалистов соблюдения всех норм.

ШТРАФ НА ЮРЛИЦ - ДО МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

- Меры наказания стали жестче?

- И меры наказания за последнее время тоже ужесточились. Например, существенно возросли суммы штрафов в области промышленной безопасности: если раньше они доходили максимум до 5 тысяч рублей, то сегодня суммы для должностных лиц составляют от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 100 тысяч до миллиона рублей.

- В нашей республике вы чаще штрафуете или приходится идти на компромисс?

- В подобных случаях компромисса быть не может, потому что если нарушения есть, и они выявлены, то наказание в любом случае должно быть. Например, у нас были большие штрафы по строительству объектов РЖД, ТАНЕКО, чуть поменьше были штрафы по стадиону. И "Казаньоргсинтез" попадал под штрафы на ряде своих объектов. Где есть серьезные нарушения, а законные требования начинают игнорировать, то наказание обязательно последует.

460-4.jpg
«Износ оборудования на некоторых химических производствах сегодня доходит до 80 процентов»

- Наказать – это сложная процедура? Только через суд, или сами имеете право?

- Наши инспекторы могут самостоятельно вынести постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Но большинство дел сегодня идет через суд. Мы используем такую форму воздействия, как приостановка работ на объекте. И порой суд заменяет эту форму «наказания» денежным штрафом, но штраф немалый – порядка 500 тысяч рублей. И что в этом случае лучше для предприятия, трудно сказать…

- Что означает приостановка?

- Это может быть остановка не всего предприятия и не всей стройки, а только тех конкретных технических устройств, которые не соответствуют существующим требованиям, и их дальнейшая эксплуатация может привести к авариям и человеческим жертвам.

- На какой срок вы можете приостановить?

- До пяти суток мы можем приостановить самостоятельно и до 90 суток – через суд. Но если за это время нарушение не устранено, то мы требуем продления срока.

В 2012 ГОДУ НАЛОЖЕНО ШТРАФОВ НА 40 МЛН. РУБЛЕЙ

- На какую сумму наложено штрафов в этом году?

- В пределах 40 миллионов рублей. Но штрафы - это не самоцель, нам не устанавливают план. Помню, много лет назад в Рыбоохране инспектор получал 30 процентов от наложенного штрафа…

- Как вы думаете, увеличение штрафных санкций за нарушения в эксплуатации опасных производственных объектов на должностных лиц до 20 - 30 тысяч рублей - это стремление пополнить госказну или улучшить ситуацию в данной области? (Ильнар)

- Я считаю, что это стремление улучшить ситуацию. Потому что когда штраф был 1 - 2 тысячи рублей, то и отношение к нему было соответствующим. Сейчас нарушители все-таки стали беспокоиться, особенно когда штраф накладывается на юридическое лицо: собственник никоим образом не хочет оплачивать эти суммы за счет прибыли предприятия и, естественно, перекладывает эти проблемы на топ-менеджмент. И каждый генеральный директор «бьется» над тем, чтобы не получить такую меру наказания. А для вертикально-интегрированных компаний штраф – еще хуже, поскольку весь руководящий состав лишается премии, которая порой гораздо выше штрафа. Поэтому подобная санкция для них – мощный стимул исправлять все нарушения.

ИЗНОС ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДОХОДИТ ДО 80%

- Можно оценить, насколько предприятия обновляют свое оборудование, ведь изношенные механизмы могут спровоцировать какие-то катастрофы?

- К сожалению, общая ситуация по стране такова, что предприятия не настроены на модернизацию. Есть такая процедура, как экспертиза технических устройств, и эта экспертиза может, к сожалению, продолжаться вечно. Если ее результаты оказываются положительными, то на предприятии все так и остается без обновления. Я же считаю, что третий срок экспертизы должен быть предельным. А дальше должны увеличиваться страховые суммы на этих объектах, чтобы экономически стимулировать вложение средств в модернизацию. Другого пути нет.

Конечно, нельзя сказать, что предприятия совсем не занимаются модернизацией. Но чаще всего это происходит так: вводятся новые производства, и средний показатель модернизации в целом улучшается, но старое оборудование при этом продолжает работать. Помните, нам когда-то говорили, что капиталисты «выжимают» все для извлечения прибыли? У нас сегодня это и происходит. С одной стороны, это, может быть, и здорово, что оборудование, даже достаточно старое, продолжает надежно работать. Однако по многим параметрам оно становится неконкурентоспособным.

На заводе имени Горького, например, имеющееся оборудование настолько морально устарело, что тормозит их развитие, делая предприятие неспособным противостоять конкурентам. А, к примеру, на одном из фанерных заводов республики работал кран чуть ли не позапрошлого века… Поэтому даже если подходить не только с точки зрения безопасности, но и экономических параметров, обновление парка оборудования всегда идет на пользу предприятию. Мы пытаемся убедить руководителей поднадзорных объектов обновлять производство. Я убежден, основной тормоз в этом процессе – нескончаемые экспертизы. Причем стоимость этих экспертиз в сумме может быть соразмерна стоимости нового оборудования.

Износ оборудования на некоторых химических производствах сегодня доходит до 80 процентов.

- Какие химические производства вы имеете в виду?

- Я имею в виду все наши предприятия «большой химии»: новые производства вводятся, а старое оборудование продолжает работать. И только если экспертиза показывает, что оборудование больше эксплуатироваться не может, его выводят из производства. А вот, например, в системе "Газпрома" старого оборудования всего на уровне 10 процентов.

- А в энергетике какова ситуация со старым оборудованием?

- В энергетике примерно такая же ситуация – более 60 процентов по силовому и трансформаторному оборудованию.

- Кто проводит все эти экспертизы?

- Экспертизы проводят независимые организации, которых по республике более сотни. Они аттестованы по определенным видам работ.

- Где проходит их аттестация – в Казани или Москве?

- Сосредоточено все в Москве, но для аттестации есть несколько центров и по России по разным направлениям. Например, по металлургии – в Ижевске, по гидротехническим сооружениям – в Ростове.

«МАЛЫЙ БИЗНЕС БОЛЬШЕ ВСЕХ ЭКОНОМИТ НА БЕЗОПАСНОСТИ»

- Ваше личное отношение к требованиям федерального законодательства, определяющим единые требования ко всем организациям, независимо от их величины при осуществлении надзорных функций. Лишь бы у организации было бы, например, электрооборудование. А конвейер у КАМАЗа и лампочка у малого предприятия - это, как говорится, две большие разницы. (creator13)

- Абсолютно единых требований нет. Мы же не даем разрешения на эксплуатацию электроустановок организациям, которым электроэнергия нужна не для промышленных нужд и потребление которых меньше 15 киловатт. Они просто в заявительном порядке подключаются в "Татэнергосбыте". Если же связано с производством, то малые предприятия с потреблением до 100 киловатт обязательно должны пройти через нас. А сейчас решается вопрос, чтобы «планка» выросла до 700 киловатт. Хотя вопросы здесь тоже есть, потому что именно малый бизнес больше всех экономит на безопасности. Считаю, что на предприятии должен быть человек, обученный правилам безопасности и отвечающий за нее. Однако совсем не обязательно иметь всех специалистов у себя на предприятии, можно заключать договоры со специализированными организациями на обслуживание. Например, такими услугами пользуются мелкие компании для содержания лифтов, системы отопления.

Мне могут возразить, сказав, что сегодня у многих в доме стоит газовый котел для отопления помещения, и такой же – в производственном помещении. И по мощности они одинаковые – свыше 100 киловатт. Почему требования к ним разные - с хозяина дома никто не требует соблюдения техники безопасности? Объяснение очень простое: на производстве риску подвергается неограниченное количество людей, пользующихся общественным зданием! Конечно, требования должны быть разными.

Или, например, без разницы, сколько у тебя подъемных кранов. Даже если один, то все равно необходимо соответствующим образом подготовить специалистов – стропальщиков, крановщиков. И должен быть ответственный за безопасность проведения работ.

460-5.jpg
«За 9 месяцев 2012 года нами была приостановлена эксплуатация 23 грузоподъемных механизмов по Республике Татарстан»

«И НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСТА ЧЕРЕЗ КАЗАНКУ КРАН ПЕРЕВЕРНУЛСЯ»

- Каким образом ваше ведомство ведет надзор за владельцами грузоподъемных кранов? Эти машины перед работой вообще как-то проверяются? Почему так часто происходят аварии и несчастные случаи, связанные с кранами? (Руслан Вячеславович)

- Закон о защите прав потребителей предписывает проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года. Но по правилам допуск любого крана в работу должен проводить приглашенный государственный инспектор Ростехнадзора, который проверяет техническое состояние крана и проект производства работ, что очень важно для Казани, где идет точечная застройка домов.

Когда-то мы выходили на проверку каждый сезон и без предупреждения. А сегодня закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля сузил наши возможности. Поэтому я считаю, что сегодня с точки зрения безопасности работы подъемных кранов общество подвержено опасности. Практически все последние аварии и несчастные случаи были связаны с бесхозными кранами, которые кто-то списывает и продает как шасси, а кто-то покупает и использует как подъемный кран. Естественно, этого крана уже нет на учете, и за его работой никто не следит. Вот с ними и происходят различные ЧП.

- А какова статистика ЧП, связанными с кранами?

- В этом году по Республике Татарстан были зафиксированы три инцидента, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов. И все они, как правило, происходят у тех, кто не имеет проекта строительных работ.

- У каких-то небольших организаций?

- Нет. В том числе и на строительстве моста через Казанку был случай, когда кран перевернулся. К сожалению, многие считают, что проект выполнения строительных работ – это выдумка проверяющих. Но именно этот проект определяет состояние строительной площадки, сектор работы и все углы поворота крана. Документ необходим для определения границы и возможности безопасной работы грузоподъемного механизма.

ЗА 2012 ГОД ПРИОСТАНОВЛЕНА ЭКСПЛУАТАЦИЯ 23 ПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

- Жители дома не дают разрешение поставить подъемный кран в своем дворе для реконструкции театра имени Качалова. Вы знакомы с этой ситуацией? Кто прав? (Александра Макеева)

- У нас не было заявки по этому поводу, которая бы послужила основанием для внеплановой проверки, поэтому обследование мы не проводили. К сожалению, этим пробелом в законе пользуются многие недобросовестные строители. Если сигнала нет, мы на проверку любого технического устройства выйти не можем.

- А жители дома могут подать вам заявку на обследование ситуации с краном?

- Могут подать нам жалобу, и мы сразу же проведем проверку.

- Сколько-то денег это будет стоить?

- Нисколько, ведь мы государственное учреждение! Но если есть проект работ, и он утвержден, то в рамках этого проекта грузоподъемные работы могут проводиться по праву. Просто должны выполняться определенные требования, к примеру, ближе метра стрела крана с грузом не может приближаться к рядом стоящему зданию, проносить над ним груз. Проект работ определяет границы строительной площадки, в рамках которой кран может работать.

- А от жителей вам поступают жалобы?

- Поступают и довольно часто. И если факты нарушения подтверждаются, мы приостанавливаем работы крана. За 9 месяцев 2012 года нами была приостановлена эксплуатация 23 грузоподъемных механизмов по Республике Татарстан.

460-1.jpg
«Примерно 50 процентов лицензионных документов возвращается на доработку»

- Жалобу вам обязательно надо принести или можно направить через ваш сайт?

- Конечно, можно и через сайт. Если с ходу угроза не видна, то мы обязаны сначала обратиться в прокуратуру за разрешением провести проверку. Если же мы считаем, что налицо угроза человеческим жизням, то мы сразу приступаем к проверке и в уведомительном порядке извещаем об этом прокуратуру.

«ВСЕ НАШИ ПРАВИЛА «НАПИСАНЫ КРОВЬЮ»

- Требования к промышленной безопасности РФ, как и требования США, являются уникальными и зачастую идут вразрез со сложившимся в мировой практике подходом. Это всегда приводит к дополнительным издержкам на сертификацию ввозимого оборудования, приведение в соответствие с требованиями ПБ и РД базового проектирования. Хотя, как показывает статистика, менее жесткие требования в Западной Европе сопровождаются меньшим количеством аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. Ваше личное мнение об обоснованности такого подхода и негативном влиянии Ростехнадзора на конкурентоспособность отечественной химии. Возможно ли в будущем смягчение требований? (Gesta)

- Когда начиналось строиться ТАНЕКО, я оказался на отдыхе в Испании. И узнал, что рядом с зоной отдыха на побережье есть нефтеперерабатывающий завод… Дело в том, что все наши правила «написаны кровью», и все требования, ужесточения связаны с произошедшими авариями. И я понимаю, почему в Испании так можно, а у нас нельзя. Все связано с уровнем понимания и соблюдения закона. Согласитесь, мы всегда ищем вариант, как обойти закон.

Мы же ни одно предприятие не строили с целью ухудшить экологическую обстановку, но тем не менее экология ухудшается. Почему? Я считаю, по одной причине – экономим на фильтрах и т.п. Кстати, за счет внедрения новых технологий при строительстве ТАНЕКО удалось сократить производственные площади и тем самым удешевить проект. И под это строительство были разработаны и приняты специальные требования. И это нормально.

- Что имеет право потребовать работник от работодателя для безопасности своего труда на производстве и стройке? (Владимир)

- Во-первых, есть коллективный договор, который четко определяет все обязанности работодателя. Во-вторых, есть требования техники безопасности – для каждого предприятия свои, отраслевые. Я считаю, если работник легальный, то проблем с этой точки зрения вообще не может быть.

- Мы все знаем, что на бумаге может быть одно, а на практике – совсем другое!

- Для этого существуют инспекция труда, Ростехнадзор, профсоюзы. Если есть сомнения, человек может обратиться в любую из этих организаций, и реакция будет незамедлительной.

50% ЛИЦЕНЗИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА ДОРАБОТКУ

- Борис Германович, поступил вопрос от производителя теплозащитного покрытия, которое предохраняет персонал от ожогов и заодно сокращает потери тепла. Проект имеет название «Экономная безопасность». Но никто, кроме Кукморского валяльно-войлочного комбината, не закупает эту технологию, хотя этой теме было посвящено совещание в минпромторге РТ. Сам вопрос звучит так: «Если власть не может защитить трудящихся своей республики, своей страны, то кто это должен сделать?» (Идильбаев Тимур Маратович)

- Думаю, этот человек хочет за счет государственного административного ресурса продвинуть свою продукцию. Могу провести подобный пример: ко мне пришла одна страховая компания с предложением провести семинар для руководителей предприятий по теме обязательного страхования опасных производственных объектов. Я не против, но с приглашением не одной, а (для объективности) всех казанских страховых компаний. Иначе получится, что я негласно рекламирую одну из них. Но пока никто не захотел выступать в компании своих конкурентов...

И данный вопрос из той же серии. Почему бы данному производителю теплозащитного покрытия не принять участие в программе энергоресурсосбережения, раз у них помимо всего прочего экономится тепло? Надо активнее рекламировать. И при сегодняшней дороговизне электроэнергии предприятия будут вынуждены искать пути экономии ресурсов. Если технология обеспечивает реальную экономию, то на нее обязательно обратят внимание.

- Зачастую можно встретить рекламу типа «поможем получить разрешение Ростехнадзора» и т.п. Это какие-то аффилированные фирмы или аферисты?

460-2.jpg
«Ростехнадзор иногда ругают за создание «препона» предприятиям, но во всех подобных случаях разбираюсь лично и уверяю вас, что в 85 процентах никаких «препон» не оказывается»

- Мы даже звонили в такие фирмы под видом частных лиц и спрашивали, чем они могут помочь предприятию. И чаще всего оказывалось, что таким образом пытаются подзаработать профильные коммерческие организации. Но все лицензионные документы я просматриваю лично, и примерно 50 процентов из них возвращаются на доработку. Поэтому сегодня ни одна организация не может кому-то гарантировать получение нашей лицензии. Помочь подготовить комплект документов – другое дело, это не возбраняется.

«ЛИЦЕНЗИЯ – ЭТО НЕ ПРОСТО БУМАЖКА, А ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВИЙ»

- А к вам лично обращаются с просьбой помочь получить лицензию?

- Конечно, обращаются, но есть установленный срок на рассмотрение документов - 45 календарных дней, из этих рамок я не могу выйти. Даже по ТАНЕКО никто не смог уменьшить срок получения лицензии на уровне правительства России.

Ростехнадзор иногда ругают в СМИ за создание «препон» предприятиям (когда кто-то не может получить наше разрешение или лицензию), но во всех подобных случаях я разбираюсь лично и уверяю вас, что в 85 процентах никаких «препон» не оказывается. Да, бывают моменты, когда можно проще подойти и не быть формалистом в каких-то вопросах. Конечно, от формальностей надо уходить, но в остальных вопросах мы должны отстаивать позиции, предусмотренные законом. Лицензия – это не просто бумажка, а перечень условий, которые предприятие обязано выполнить.

- Какие виды лицензий вы выдаете?

- На взрывопожароопасные, газоопасные, химически опасные виды работ и на маркшейдерские работы.

«ИНСПЕКТОР ОБЯЗАН В СУДЕ ДОНЕСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОСТЬ МОМЕНТА»

- Дела о безопасности суд не "волокитит"?

- Суд, как правило, учитывает наши опасения и принимает решения в установленный срок. Хотя в самом начале строительства были случаи, когда суд сознательно затягивал вынесение постановления, и нам приходилось в судах проводить ликбез о необходимости наложения данного вида наказания. Я считаю, что инспектор обязан в суде донести чрезвычайность момента, а не просто сказать, что не соблюдается пункт такой-то параграфа такого-то… Надо обрисовать ситуацию, чтобы судья понял, какую ответственность он берет на себя, когда не соглашается с нашими опасениями относительно безопасности работ.

В нашем управлении работают пять юристов, и ежедневно у каждого из них бывает по три-пять судов. А еще плюс обжалование решений судов, которые слушаются в Самаре или Владимире... Наша юридическая служба работает в напряженном режиме.

- Как оплачивается труд ваших специалистов? Текучка кадров есть? Специалисты-то ценные…

- К сожалению, текучка кадров есть, потому что так оплачивается труд. К примеру, специалист, который только что пришел к нам на работу, не имея стажа, получает со всеми премиями и надбавками максимум 10 тысяч рублей. Первого октября нам повысили зарплату на 6 процентов. Я даже не стал об этом объявлять своим сотрудникам…

- Когда случается ЧП, начинают искать крайнего. Ваше управление в таком качестве привлекали?

- Да, в самом начале моей деятельности на этой должности были случаи, когда по некоторым объектам прокуратура имела к нам претензии, пытаясь сделать из нас виновников ситуации. Но не удалось, потому что я сам подписывал документы и знал, что делаю. В собственных действиях у меня сомнения никогда не было.

- В завершении разговора – вопрос о газете «БИЗНЕС Online»: читаете ли вы ее, каково ваше мнение о ней?

- Да, конечно, вашу газету я читаю почти ежедневно. Если что-то пропущу, мне дома расскажут… У вас все нормально.

- Борис Германович, спасибо вам за полезный разговор!