Министерству экономического развития
Российской Федерации;

«Открытое правительство» М.А. Абызову;

АНО «Агентство стратегических инициатив»
А.С. Никитину;

Уполномоченному по защите прав предпринимателей
Б.Титову;

Директору Российского  агентства поддержки малого и среднего бизнеса – общественному уполномоченному по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса
В.П. Ермакову

Общественной палате Российской Федерации;

Государственному Совету Республики Татарстан;

Министерству экономики Республики Татарстан;

Общественным палатам субъектов Российской Федерации;

Прокуратуре Республики Татарстан.

 

Проект

Общественная палата Республики Татарстан

 

Г. Казань

18 октября 2012 года

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

участников «круглого стола» - представителей

Общественной палаты Республики Татарстан и общественных организаций

предпринимателей на тему:

«Административные барьеры в сфере технического

регулирования деятельности малого бизнеса» 

Улучшение предпринимательского климата и повышение деловой активности является одним из приоритетов экономической политики руководства России, причем особое внимание уделяется развитию малого бизнеса. Тем не менее, действующее федеральное законодательство предъявляет одинаковые требования как к крупным холдингам и многопрофильным предприятиям, так и к  субъектам малого предпринимательства, вопреки принципиальной разнице между ними в части масштаба бизнеса, финансовых возможностей, численности и реального воздействия на окружающую среду.

Определяя объект контроля, законодатель оперирует таким понятием, как «организация» - приравнивая таким образом «Газпром» к индивидуальному предпринимателю. Использование термина «электрооборудование», позволяет применить весь объем требований энергетического надзора к владельцу любого офисного помещения, имеющему лампы освещения и пару компьютеров. Для того, чтобы стать владельцем «энергетического хозяйства», с соответствующим набором требований к нему со стороны контрольных органов, предпринимателю достаточно иметь в офисе водопровод или обзавестись мини-АТС.

До сих пор не удалось также устранить дублирование и параллелизм в работе контрольных органов. Подобные требования законодательства означают, что действия контрольных и надзорных органов, по букве закона направленные на обеспечение безопасности труда и производства, защиту здоровья людей и окружающей природной среды, на практике превращаются в фискальные действия, контроль над реальными нарушениями  подменяется контролем качества оформления разрешительной документации.

При этом более половины проверок всех контрольных органов падает на малый бизнес.

Сложившаяся ситуация является также очевидной потенциальной коррупциогенной средой и положение заведомого нарушителя, в котором оказывается рядовой предприниматель, становится идеальным для административного давления на бизнес. Малый бизнес оказывается пред выбором – либо тратить все свое время на изучение требований федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, без каких-либо гарантий прохождения проверок без замечаний, либо работать, создавать рабочие места, платить налоги, обеспечивать себя и свои семьи.

Требования только одного Ростехнадзора к офисному помещению, сопоставимому с обычной городской квартирой, предусматривают знание предпринимателем десятков федеральных законов, постановлений Правительства России, ведомственных приказов и инструкций.

Требования других контрольных органов не менее внушительны.

Предпринятые федеральным законодателем и правительством меры по ограничению количества проверок структур малого бизнеса решают обозначенную проблему лишь отчасти. Необходимо снижение уровня и объема законодательных требований к субъектам малого предпринимательства сообразно масштабам и характеру их деятельности и реального влияния на жизнь и здоровье людей и окружающую среду, возможностям осуществлять непомерно громоздкий и сложный для них документооборот, реального выполнения ими всех требований законодательства.

Приведение в разумные рамки требований, которым должны отвечать субъекты малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, должно стать составной частью  «дорожной карты» по снятию административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в стране.

 

В связи с изложенным, просим рассмотреть предложения:

  1. Государственной Думе Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации:

1.1.Подготовить и внести на утверждение проект нормативного правового акта, обязывающего Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роструда и МЧС разработать упрощенный порядок осуществления контроля и надзора в отношении субъектов малого предпринимательства. Данный порядок должен учитывать специфику малого предпринимательства, а требования вышеуказанных контрольных и надзорных органов в нем должны быть непосредственно связаны с обеспечением безопасности труда и производства, защитой здоровья людей и окружающей природной среды и понятны для реального их выполнения.

1.2.Подготовить и внести на утверждение проект нормативного правового акта об изменении оценки результатов деятельности вышеуказанных контрольных органов и их подразделений, поставив  на первый план не количество проверок и сумму штрафов, а динамику случаев причинения хозяйствующими субъектами реального вреда жизни и здоровью людей, причинения реального ущерба окружающей природной среде.

  1. Министерству экономического развития РФ:

2.1.Ускорить внесение в Правительство Российской Федерации предложения о разработке нормативного правового  акта о перечне продукции и процессов, подлежащих различным формам оценки соответствия в привязке к федеральным органам исполнительной власти, выдающим соответствующие разрешения или обеспечивающим выдачу соответствующих документов посредством участия подведомственных или аккредитованных организаций.

2.2.Продолжить работу в направлении разработки информационных систем, обеспечивающих исполнение в электронной форме процедур в сфере контроля и надзора.

Разработать систему «личного кабинета» в Ростехнадзоре, Роспотребнадзоре, Роструде и МЧС для субъектов малого предпринимательства. При этом субъектам малого предпринимательства должно быть представлено право выбора - остаться в общей системе требований контроля и надзора, либо зарегистрироваться в «личном кабинете» вышеуказанного надзорного органа по профилю деятельности. Предусмотреть, что регистрация субъекта малого предпринимательства в «личном кабинете» должна быть фактически переходом на упрощенную процедуру прохождения контроля и надзора, с фиксированным перечнем требований, непосредственно связанных с обеспечением труда и производства, защитой здоровья людей и окружающей среды, понятных и реально выполнимых.

При этом в целях персонификации перечня требований, субъект малого предпринимательства вправе обратиться в контрольный орган с заявлением о проведении предварительного обследования с выдачей предписаний по устранению выявленных нарушений.

Предварительное обследование не должно предусматривать применение каких-либо штрафных санкций, а сам акт обследования должен размещаться в «личном кабинете» субъекта малого предпринимательства в обязательном порядке.

«Личный кабинет» при этом должен будет выполнять следующие функции:

а) ознакомления субъекта малого предпринимательства о предъявляемых требованиях;

б) декларации соответствия – субъект малого предпринимательства должен будет подтвердить свое соответствие данным требованиям;

в) объекта камерального контроля для органов надзора, что значительно повысит эффективность работы контрольных ведомств.

2.3.Для отработки механизма  упрощения процедур контроля и надзора в части технического регулирования деятельности малого предпринимательства определить Республику Татарстан для осуществления соответствующего пилотного проекта.