460-2.jpg

КООПЕРАЦИЯ 2.0

На съезде были представлены 200 собственников региональных сетей из 47 регионов. Среди них и небольшие сети в 5 - 7 магазинов и более крупные предприниматели (с оборотом до 15 млрд. рублей). Организовал съезд союз независимых сетей России, главной его темой стало объединение независимых ритейлеров перед лицом общей опасности, которая исходит от федеральных, а со вступлением в ВТО - и от глобальных игроков.

Новые веяния коснулись и самого союза, если раньше сюда старались не принимать разные сети из одного региона, то теперь от этой практики постепенно начинают отказываться, несмотря на то, что она дает возможность откровенного разговора, не опасаясь конкурентов. Теперь же все понимают, что конкурировать придется с вешними игроками.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель координационного совета союза независимых сетей России Олег Понамарев, съезд — это, прежде всего, общение по актуальным вопросам.

- Союз собственников независимых сетей — это организация, которая создана и управляется независимыми сетями, мы делаем то, что нам нужно для самих себя. Этим отличается наше мероприятие от большого количества других конференций. Мы приглашаем спикеров, модерируем темы которые нам нужны. При этом делаем это достаточно откровенно, понимая, что в зале находятся наши сторонники. Можно откровенно высказывать мнения, не опасаясь, что здесь могут находиться конкуренты. Это чрезвычайно важно. Съезд является площадкой по обмену современными технологиями, это площадка лучших практик, площадка для общения с ведущими экспертами и диалога с представителями органов власти, - отметил Понамарев.

460-7.jpg

Съезд проходил в Москве, работа была разделена на два дня, в первый день обсуждались общие вопросы отрасли, а второй (закрытый для журналистов) уже детали. Тема съезда обозначена как «Кооперация 2.0». Бизнесмены считают, что в России есть опыт эффективного кооперативного движения конца 80-х, и теперь встает вопрос о второй его редакции.

РЫНОК В СЕГМЕНТЕ СУПЕРМАРКЕТОВ — ПУСТ

Аналитическую картину рынка ретейла представил генеральный директор информационного агентства «ИНФОЛайн-Аналитика» Михаил Бурмистров. Аналитик из северной столицы отметил, что потенциал гипремаркетов еще не исчерпан, и федеральные игроки будут продолжать его развивать.

Также активно будет продолжаться и рост сетей, показателен в этом смысле опыт Московской области, где за последние четыре года доля торговых сетей выросла вдвое: «Застроили все, даже развилки дорог», - отметил Бурминстров. Сейчас доля торговых сетей в Московской области достигла уже 60%, и по мнению аналитика, — эта ситуация будет повторяться в регионах.

460-4.jpg

При этом наиболее перспективным сегодня, по мнению Бурмистрова, является формат супермаркетов.

- Формат супермаркетов — та ахиллесова пята федеральных сетей, которую могут использовать региональные ритейлеры. Сейчас очевидно, что те дискаунтеры, те магазины у дома, которые представлены федеральными сетями — никого не удовлетворяют. Российские потребители, да, они ходят в эти магазины, но они не получают от этого удовольствия, и, более того, уровень лояльности к большинству сетевых дискаунтеров он не нулевой, он отрицательный! - рассказал Бурмистров.

Аналитик отметил, что потребитель, если рядом открывается новый магазин, «с огромным удовольствием уйдет от надоевших ему «пятерочек», «магнитов», «дикси», которые не удовлетворяют его ни качеством, ни ассортиментом.

При этом, как ни парадоксально, рынок супермаркетов не заполнен. Несмотря на то, что все помещения заняты, и арендная плата высока, Бурмистров уверен, что потребитель готов уйти в любую предложенную альтернативу: «Когда потребитель видит нормальный сервис, уровень лояльности становиться высочайшим. Другой вопрос, что тяжело за этим следить».

460.jpg

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Главное преимущество региональных сетей в том, что они знают своего покупателя. В своем выступлении Бурмистров сравнил федеральные сети с доисторическим динозавром диплодоком, с огромным туловищем и очень маленькой головой. По словам аналитика, отделы маркетинга, состоящие из двух-трех человек, не в состоянии дать представление о потребителе, не говоря уже о таких сложных процедурах, как анализ чеков и других. Фактически федеральные сети мало представляют себе потребителя.

460-3.jpg

Кроме того, у региональных сетей огромнейшие конкурентные преимущества в работе со свежими продуктами, привлекать которые для больших сетей очень сложно. Это как раз те конкурентные преимущества, которые, как рассказал «БИЗНЕС Online» владелец челнинского торгового дома «Дуслык» Ренат Сулейманов, позволяют смотреть в будущее с оптимизмом:

- Наши конкурентные преимущества — это работа с фрешем, шикарная просто, это работа с собственным производством. Третье — это работа с персоналом, чистота в зале, работа со светом, это много чего, чем мы можем в выгодную сторону отличаться от "Магнитов", Х5 и прочих федеральных компаний, - отметил Сулейманов.

Кстати, объединение татарстанских «Челны-Хлеба» и «Дуслыка» на съезде особо отмечалось многими экспертами как положительный пример кооперации.