3.jpg
Больше всего приставы взыскивали в пользу банков. Им население задолжало «всего» 19 млрд. рублей. Удивительно, но на общем фоне роста дел долги по банковским кредитам, напротив, снижаются

900 ЗЛОСТНЫХ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ

За 9 месяцев 2012 года на исполнении у приставов Татарстана находилось более 1,2 млн. исполнительных документов, что на 200 тыс. больше, чем за данный период времени в прошлом году. Об этом заявил на сегодняшнем брифинге, посвященном итогам деятельности управления федеральной службы судебных приставов по РТ, его руководитель Радик Ильясов.

Подконтрольное ему ведомство пытается взыскать с населения РТ задолженность на сумму 71 млрд. рублей. Таким образом, долги за достаточно короткий срок существенно выросли. Напомним, что по итогам полугодия этот показатель составлял 60 млрд. рублей. В конце 2009 года этот показатель был равен 51 млрд. рублей, что, в свою очередь, было практически в три раза выше докризисных показателей. Правда, в кризисном 2010 году общая задолженность и вовсе подскочила до 90 млрд. рублей. И вот опять начался рост.

Увеличилась и нагрузка на судебных исполнителей. За 9 месяцев этого года на одного пристава пришлось 252 исполнительных документа, тогда как в 2011 году за то же время - 226.

По взысканию задолженности по зарплате на исполнении в 2012 году находилось более 18 тыс. документов на сумму 321 млн. рублей. Окончено более 15 тыс. документов на сумму 234 млн. рублей (83%). По алиментам на исполнении было 30 тыс. производств, из них окончено 13 тысяч. В отношении злостных неплательщиков возбуждено более 900 уголовных дел.

Но больше всего приставы взыскивали в пользу банков. Им, кстати, население задолжало «всего» 19 млрд. рублей – на исполнении у приставов было 48 тыс. дел. Окончено 14 тыс. дел. Удивительно, но на общем фоне роста дел долги по банковским кредитам, напротив, снижаются. Для сравнения: по итогам 2011 года у приставов на исполнении было 72 тыс. дел на сумму 33,5 млрд. рублей.

«Возможно, банки стали более ответственными при выдаче кредитов, в свою очередь, и у населения увеличилась платежеспособность», - предположил в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» Ильясов.

5.jpg
Радик Ильясов: «В этом году в Татарстане взыскано более 2,5 млрд. рублей налогов во все органы. Но пока это в повышении нашей зарплаты не играет никакой роли…»

ПРОБЛЕМЫ НА ГРАНИЦЕ

За 2012 год в пограничную службу направлено более 6 тыс. постановлений об ограничении права выезда за пределы РФ должников, имеющих задолженность более чем 4,5 млрд. рублей. Всего число таких должников в течение года колеблется в районе 5 - 6 тыс. человек. При этом, предупредил глава приставов, процесс снятия ограничения права занимает длительное время. «Когда люди выезжают в отпуска, возникают проблемы на границе. Дело в том, что мы направляем постановление о снятии ограничения в пограничную службу. Не стоит наивно полагать, что это произойдет в течение одного-двух дней. Известны случаи, когда граждане, в отношении которых вынесено постановление об ограничении на выезд, получают на руку копию снятия ограничения и пытаются самостоятельно передать его на пункте пограничного контроля. Ни один из сотрудников КПП не имеет право принимать такой документ от частных лиц», - объяснил Ильясов.

АРЕСТОВАЛИ ИМУЩЕСТВО НА 3 МИЛЛИАРДА

Кроме того, в 2012 году судебными приставами было арестовано имущество на сумму более 3 млрд. рублей. Общая же сумма средств, полученных от реализации имущества и переданных взыскателю, составила около 1 млрд. рублей. Ильясов напомнил, что 6 декабря 2011 года в законы о судебных приставах была включена статья 109 об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства. С 1 января приставы на основании постановления судьи имеют право принудительно выдворять за пределы страны нелегальных мигрантов и официально передавать нелегалов пограничным органам. С начала 2012 года приставы выдворили за пределы РФ 93 человека (летом их было 53). Ильясов также напомнил, что с 1 января 2012 года сведения обо всех должниках, взыскателях и возбужденных производствах общедоступны до дня прекращения исполнительного производства, что «помогает снизить риски при заключении договоров с недобросовестными контрагентами, заемщиками».

ВЕЛИЧИНА ЗАРПЛАТЫ ПРИСТАВОВ НЕ ПРИВЯЗАНА К ПРОЦЕНТУ ВЗЫСКАННЫХ ДОЛГОВ

Главный судебный пристав РТ также признался, что проблема текучки кадров в службе остается. Хотя если в среднем по России в службе судебных приставов она составляет 20%, то по Татарстану - «всего» 14%. Одна из причин – зарплата. Чистый оклад сотрудника службы «без накруток», по словам Ильясова, составляет всего 12 - 15 тыс. рублей. С различными надбавками и премиями зарплата может доходить до 17 - 20 тыс.: «Хотелось бы, чтобы в ближайшее время был решен вопрос о повышении зарплаты», - вздохнул он. При этом, многозначительно отметил Ильясов, процент взысканных штрафов на величину зарплату сотрудника никак не влияет. «Хотя в самом начале работы восстановленной службы судебных приставов (восстановлена в 1997 году - ред.) исполнительный сбор влиял на повышение зарплаты. Однако в этом году в Татарстан взыскано более 2,5 миллиардов рублей налогов во все органы. Но пока это в повышении нашей зарплаты не играет никакой роли…»

БАНКИ СКРЫВАЮТ ДОЛГИ

Тенденцию у росту долгов в РТ газете «БИЗНЕС Online» подтвердили участники долгового рынка.

Олег Колесников - генеральный директор Камского долгового агентства (Набережные Челны):

- Действительно, рост долгов заметен, это однозначно. К нам в последние месяцы обращаются примерно в полтора раза больше клиентов. Погоду делают не новые должники, хотя тенденция по увеличению их числа тоже сохраняется, но главным образом общий объем долгов растет усилиями старых, закоренелых дебиторов. Это и организации, и физлица, которые и раньше не могли расплатиться с долгами, и продолжают их наращивать. Посмотреть по судебным приказам – на многих ответчиках висит по 10 - 20 производств. Многие берут новые кредиты, чтобы закрыть дыры по прежним, но эффект получается обратный. Если кредитная история не испорчена окончательно, банки обслуживают их. Никаких локальных причин для этой ситуации я не вижу, это стабильная ежемесячная тенденция: долги растут и будут расти дальше до какой-то определенной критической точки. Таково элементарное следствие пропаганды потребления и кредитной политики рынка.

Альберт Гималетдинов - директор коллекторского (охранного) агентства «Сапфир»:

- Рост долгов, действительно, ощущается, и некоторые банки его даже скрывают. В основном он происходит за счет долгов по кредитным картам и потребительских кредитов. Банки не скрывают этого: дело в том, что «просрочка» формируется до конца года. Кроме банков еще есть микрофинансовые организации, юридические лица – у них есть дебиторская задолженность. Должники в связи с последним потребительским кредитованием обращаются через кредитные кооперативы – это тоже большой блок. Он имеет под собой лицо - потенциального клиента, который берет кредит в кредитных потребительских кооперативах (это в основном малый и средний бизнес и предприниматели, зарплата которых - в пределах 6 - 10 тысяч рублей и которые не являются клиентами банков). Они берут кредит под высокий процент, и, как правильно, основная масса его возвращает. Остальные же – клиенты коллекторских агентств.

Что касается рынка коллекторских услуг, то он сейчас полупустой. Нельзя сказать, что коллекторские агентства существуют в чистом виде. Они имеют формы юридических компаний, частных охранных организаций, ООО, ИП и др. В рамках закона о персональной защите данных, если у микрофинансовых юридических агентств существуют дополнительные соглашения с клиентом, они не имеют права передавать персональные данные. Это очень сложно. Некоторые юридические лица предлагают работать с должниками – если у них с клиентами отсутствуют персональные данные, мы, как правило, не беремся за такие дела.

Дилюс Шавалиев - генеральный директор ИК "Капитал Менеджмент":


- Думаю, это отражение сложившихся трендов на рынке. Заемщики по розничным кредитам стали более разборчивыми, чем раньше – внимательно изучают условия кредитных договоров, стремятся получить кредит по самой низкой из предлагаемых ставок, лучше ориентируются в кредитных предложениях банков. С другой стороны, банки тоже стали более скрупулезно изучать заемщиков. Отчасти, им в этом помогает достаточно массивная база кредитных историй, накопленных во времена первой волны кредитного потребительского бума в России. Кредиты больше не дают кому попало. Отсюда и снижение исполнительных производств по заемщикам банков.

С другой стороны, в последнее время значительно увеличился объем микрокредитования. Этот сегмент – один из самых быстрорастущих на финансовом рынке. Однако, поскольку здесь практически нет никакого регулирования, никакого обмена информацией между микрофинансовыми организациями, качество портфелей оставляет желать лучшего. Плюс – специфический контингент. Думаю, что рост исполнительных производств по долгам граждан у судебных приставов может быть связан именно с исками МФО к их заемщикам с требованием вернуть долг.

В целом, рост потребительского кредитования продолжается. Однако говорить о повторении «кредитного бума» 2006 - 2007 годов, пожалуй, нельзя. О том, что розничный кредитный портфель банков растет сегодня медленнее, чем тогда, говорят простые цифры. В 2007 году рынок потребкредитования вырос на 57 процентов, а в 2006 году - и вовсе на 75 процентов. На фоне таких показателей нынешние показатели выглядят не столь внушительно.