В Союзе архитекторов РТ 15 июля 2008 года состоялся "круглый стол" на тему "Какое жилье мы строим?".

"Круглый стол" проведен в рамках проекта "Современное строительство: проблемы и решения", который запускается под эгидой Союза архитекторов РТ. Проект предполагает проведение в течение года цикла "круглых столов", посвященных актуальным вопросам строительного комплекса Татарстана. Каждое заседание, которое планируется проводить ежемесячно, будет посвящено обсуждению одного из аспектов республиканского строительства.

Формат "круглого стола" предполагается из доклада одного из экспертов, раскрывающего главную тему обсуждения. Затем приглашенные эксперты (7- 10 человек) обсуждают данную проблему. В качестве гостей в работе "круглого" стола участвуют представители СМИ и другие заинтересованные лица (архитекторы, проектанты, строители, студенты).

Главным докладчиком первого "круглого стола" был Альмир Салахов – заслуженный строитель Республики Татарстан, кандидат технических наук, доцент КГАСУ. В своем докладе он проанализировал дома, возводимые в городах республики, по различным параметрам. Насколько наше жилье экологично и безопасно для здоровья, какие традиции при возведении жилья существуют в разных странах мира, почему себестоимость российских стройматериалов выше западных, сравнительные характеристики строительных материалов – это лишь некоторые аспекты, которые затронул выступающий.

В обсуждении доклада в качестве экспертов приняли участие известные архитекторы, строители, гендиректора предприятий стройматериалов, банкир, депутат…

Итак, какое жилье мы строим?

 

 

Рашид ГАЛЯМОВ:

"Строительный комплекс вышел из-под контроля"
Открыл первое заседание "круглого стола" директор компании "Парадигма-консалтинг" Рашид ГАЛЯМОВ:

 

- Строительный комплекс практически вышел из-под контроля общественности и частных компаний. По сути дела, сегодня это вещь в себе.

Поэтому мы обратились в Союз архитекторов с инициативой проведения "круглых столов" и получили полную поддержку. Запустив мега-проект "Современное строительство: проблемы и решения", мы хотим в его в рамках обсудить в течение года экономику этой отрасли, градостроительство, строительство жилье и другие вопросы. В идеале через обсуждение на этих "круглых столах" планируем выйти на решения, которые превратят нашу Казань в удобный город, где комфортно жить и работать, в город интересных архитектурных решений и инновационных строительных технологий. Это наша задача-максимум…

 

Альмир САЛАХОВ:

"Пока вопросов больше, чем ответов"
Главным докладчиком первого "круглого стола" стал Альмир САЛАХОВ – заслуженный строитель РТ, кандидат технических наук, доцент Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

 

- Мой доклад на тему "Какое жилье мы строим". Но жилье – это большая, серьезная, комплексная задача. И я просил бы вашего разрешения осветить отдельные аспекты этой большой и очень серьезной проблемы. В первую очередь – проблемы стенового материала, далее – проблемы кровельного материала.

Стена – это третья кожа человека

Мне хотелось бы начать с изложения тезиса, который давно звучит в литературе и который, в общем-то, мы все понимаем: стена – это третья кожа человека.

Позволю себе привести уникальные снимки структуры стены, выполненные с помощью электронного сканирующего микроскопа в Казанском государственном университете. Вы видите структуру строительного материала, который мы привыкли в обыденной жизни рассматривать как нечто цельное, нечто монолитное. Однако благодаря освоению современных методов исследования, нам удалось увидеть то, что раньше мы только предполагали.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на многообразие пор. Они переходят одна в другую и в значительной степени определяют свойства материала.

Наши физики в Казанском госуниверситете исследовали поровые структуры, в том числе, и драгоценных камней. Да, там тоже есть поры. Профессор Аганов рассказал мне, что сегодня физики пришли к пониманию, почему некоторые драгоценные камни действительно реагируют на яд, могут даже изменить цвет. Вот так порой старинные легенды подтверждаются жизнью…

Следующий снимок – на нем мне хотелось продемонстрировать, в каком масштабе мы работаем, видим эти поры. Здесь масштаб – один микрометр. По снимку видно, как через это сито, или я могу сказать по-другому, через этот фильтр проходит воздух. В общем-то, любые строительные материалы дышат, практически любые. Но, благодаря такой своей структуре, не пропускают в здание, к нам в квартиры, ту пыль, те углеводороды, которые попадают в воздух с выхлопными газами. Это свойство материала представляет большой интерес.

Еще раз прошу обратить внимание на размер пор – они совершенно различны по размеру. Напоминаю, что измерение идет в нанометрах…

Мне представляется важным, что сегодня мы научилась видеть эти структуры – и, нельзя сказать, всесторонне, но в значительной степени управлять этими процессами, влиять на эти процессы, влиять на процессы взаимодействия строительного материала и влаги.

Казалось бы, кому интересно, что там, в микрообъеме, происходит? Нам вроде бы значительно интереснее то, что происходит фактически, что мы реально ощущаем. А реально мы ощущаем весьма интересную вещь. Потому что каждый строительный материал приобретает равновесную влажность с окружающей средой. Причем разные материалы совершенно по-разному себя ведут.

Немецкие и французские ученые провели интересные исследования. На что мне хотелось бы здесь обратить ваше внимание? Мы достаточно часто живем при влажности порядка 75 – 80 процентов. При этой относительной влажности абсолютная влажность, например, силикатного кирпича приближается к восьми процентам. Это чрезвычайно много.

Цементный раствор тоже имеет не очень благоприятные характеристики. А вот известковый раствор, оказывается, очень прилично себя в этом отношении ведет, не набирает сильно влажность. Может быть, поэтому наши предки столь активно применяли именно известковый раствор – все церкви были, слава Богу, оштукатурены известковым раствором.

В отдельную группу, в особую категорию надо выделить керамические материалы – потому что абсолютная влажность керамического материала составляет менее процента, 0,5 процента.

Поэтому, когда мы живем в доме из силикатного кирпича, не надо удивляться, откуда астма, откуда туберкулезы. Фактически мы обрекаем людей жить в экстремальных условиях – отнюдь не безопасных с точки зрения здоровья…

К тому же хорошо известно, что силикатный кирпич – материал не водостойкий. Наверное, многие присутствующие здесь знают, что в Казани есть здание, построенное из силикатного кирпича еще в 1903 году, то есть оно прожило уже более ста лет. Это здание на лице Япеева напротив магазина "Химреактивы", первый Дом офицеров, еще царской армии, а ныне одно из медицинских учреждений. Но я просил бы присутствующих обратить внимание на такой факт: у этого здания очень высокий цоколь, выполненный из керамического кирпича. И вообще любые точки и зоны, куда может попасть влага, выполнены из керамического кирпича. Поэтому здание и простояло сто лет.

Совершенно другую картину мы наблюдаем на примере жилых домов на Горьковском шоссе. Их стены фактически превратились в промокашку. Я заходил в эти дома, я это видел. Это катастрофа. Хотя здания прожили где-то 55 – 60 лет.

Гранит и камень – для богов и мертвых, керамика – для живых

Люди всегда, с тех пор, как начали строить жилье, очень внимательно подходили к выбору материала – из чего строить. Уже в древности появилась поговорка: "Гранит и камень – для богов и мертвых, керамика – для живых". Как это часто бывает, может быть, благодаря интуиции, или знаниям, почерпнутым из многолетнего опыта, который передавался из поколения в поколение, но люди пришли к пониманию, что благоприятно для здоровья, а что нет. Хотя вроде бы мы только сейчас начали видеть микроструктуру строительных материалов и понимать, почему они себя так по-разному ведут.

Мне хотелось привлечь ваше внимание к тому, что сегодня из себя представляет строительная керамика. Сегодня уже неправильно говорить – кирпичный завод, это уже комбинаты по производству не просто кирпича, но керамических изделий и конструкций, причем, самой широкой номенклатуры. В том числе достаточно крупноразмерных.
Например, в Германии очень любят фасады выкладывать клинкером, а мостовые – мостовым клинкером. Это очень прочный материал. И очень широкая гамма пустотного, пустотелого материала, который используется как элементы стен и перекрытий.

Керамические материалы широко применяются в сегодняшней архитектуре, в сегодняшнем строительстве. При этом керамика – материал древний, безусловно, самый древний. На представленных планшетах вы видите, с каким непревзойденным мастерством выполнены известные мечети, здания китайской архитектуры, здания ХIХ века… В старинных зданиях Казани, кстати, тоже достаточно активно применялись качественные строительные материалы.

На экране вы видите, что стена выполнена из крупного размера керамических блоков. Хотел бы обратить ваше внимание на возможность декоративного решения самыми простейшими способами, с помощью доступного материала. Можно задать ритм – и это широко и активно используется в современной архитектуре.

А это керамическая стеновая панель. Высота – в этаж, ширина – 60 сантиметров.

Некоторые коллеги, может быть, помнят первую выставку "Стройиндустрия" в Москве, в 1984 году. Там впервые была продемонстрирована стеновая панель высотой в этаж. Я очень долго не мог отойти от нее – мы тогда не умели кирпич делать, чтобы его не повело, не искривило. А тут панель…

С тех пор прошло много времени. Я не могу сказать, что по статистическим данным такие стеновые панели получили повсеместное распространение. Но крупноразмерные элементы вот такого типа очень широко применяются – в Германии, во Франции. Во Франции действует очень большой, серьезный комбинат по производству такой продукции, которая, кстати, хорошо решает и задачи сохранения тепла, и акустические…

В Казани одно из зданий на улице Большая Красная также построено из крупноразмерных керамических блоков… Но здесь есть такая проблема. Когда строили это здание, заказчик которого был весьма квалифицированным, то выкладывали из блоков, привезенных из Петербурга. Но при этом швы составляли от 20 до 30 миллиметров. Я специально сделал их снимки и продемонстрировал министру. Достаточно очевидно, что пусть хоть золотыми будут эти блоки, но по швам пойдут потери тепла. Получается бессмыслица!

Когда мы говорим о крупноразмерных керамических блоках, то должны понимать, что это подразумевает определенное изменение отношения к строительству, подразумевает достаточно высокие требования к качеству строительства. Здесь уже применяются, скажем, резиновые молотки. Это нормально. Применяется специальное приспособление для нанесения мастики.

Не надо забывать, что обязательной процедурой для производства таких крупноразмерных блоков является их шлифовка на последнем этапе, с помощью которой достигается очень точная геометрия. Это позволяет обеспечить очень точную посадку, выйти на швы один – два миллиметра.

Кстати, использование крупноразмерных блоков – один из примеров того, как можно сегодня решать очень актуальную задачу – снизить цементоемкость нашего строительства. Как видите, решение ее не столь сложное.

При использовании крупноразмерных керамических блоках применяются и другие приемы – например, укладка на раствор. При этом с помощью специального механизма решается проблема, как избежать попадания раствора в пустоты, которые есть в изделии.

Когда мы говорим о жилье, то должны понимать, что есть различные традиции создания жилья. Есть американская традиция – в соответствие с ней человек едет за работой. Поэтому там такие дома. Мы часто видим по телевизору: прошел ураган, и дома складываются, как карточные домики. Неспроста статистика говорит, что в США на каждого жителя ежегодно реализуется девять квадратных метров гипсокартона. Ну куда-то его надо тратить. Он используется как раз для создания достаточно быстро возводимых зданий, но эти здания не относятся к капитальным.

Есть другая традиция. Немцы любят повторять: здесь жил мой дед, здесь живу я, и здесь будут жить мои внуки. То есть дома создаются капитально и очень надолго.

Индустриализация любой ценой?

Какая традиция победит в республике – серьезный вопрос. Наверное, этот тот случай, когда свое мнение должно высказать общество.

Сегодня есть, скажем так, волевые решения, которые принимаются о строительстве заводов опять-таки с применением цементно-стружечной плиты, своеобразных сэндвич-панелей… Но тот ли это путь?

Очень важно проанализировать хотя бы за последние 60 лет тот путь, который прошла наша страна в области капитального строительства. За это время было принято много решений. У общества нет однозначного отношения, например, к очень известному решению ЦК КПСС и правительства о всемерном повышении индустриализации и развитии панельного домостроения.

Безусловно, есть сильные стороны этого решения. Думаю, их нельзя отрицать. Но сегодня, проанализировав последствия, мы должны сделать достаточно серьезные выводы.

Проблема индустриализации любой ценой мне очень хорошо знакома. Пришлось с этим столкнуться не понаслышке – в свое время я принял на себя ответственность за сельское строительство в республике. И мною было принято решение закрыть один из домостроительных комбинатов, который выпускал совершенно некачественные панели. Я видел, в каких условиях живут люди в домах, построенных из этих панелей. Мы закрыли этот комбинат. На меня тогда была жалоба в Москву – что вопреки генеральной линии партии Салахов развивает штучное домостроение. Разбираться по жалобе приехала комиссия. Она работала весьма долго – и это было непростое время для меня. Но это в определенной степени закалило меня, "натренировало", заставило серьезно проанализировать ситуацию.

Что я могу уверенно сказать? При высокой концентрации строительства – а, например, Москва в то время строила 4 – 5 миллионов квадратных метров жилья – безусловно, панельное домостроение давало эффект с точки зрения снижения трудозатрат. Казань в то время строила где-то порядка 500 тысяч квадратных метров жилья. Наверное, трудозатраты были сопоставимы, если считать честно. Но когда, допустим, нас, сельских строителей заставляли осваивать панельное домостроение на селе, то здесь трудозатраты в панельном исполнении были существенно выше. Я это хорошо знаю и помню. Что значило только привести сырье на домостроительный комбинат или завод ЖБИ в Чистополь – железной дороги не было… Потом, изготовив изделия, их надо было на чем-то везти в Аксубаево или в Нурлат...

Могу рассказать вам одну показательную историю – мне ее рассказал мой предшественник на посту руководителя сельских строителей. Он принимал высоких гостей. Приезжает делегация в Чистополь на стройку, видит, что стройка развернута, кран выставлен, люди работают. Гости идут обедать. Кран тем временем срочно едет в Аксубаево. Гости едут вслед за ним. Видят: в Аксубаево тоже стройка организована, кран выставлен, люди работают… А что было делать? Кран-то один был, на всю зону.

Было такое, к сожалению, и мы не должны это повторять. Политические решения, погоня за индустриализацией любой ценой далеко не всегда приносили положительные результаты. Часто, наоборот, отрицательные.

Я еще раз хочу отметить, что решение о всемерном развитии панельного домостроения отнюдь не было однозначным. Не все было плохо в нем. Но, безусловно, были отрицательные моменты. Например, то, что этим решением, по существу, были ликвидированы академии архитектуры. Недавно я нашел интересную книгу издательства Академии архитектуры Украины. Прекраснейшее издание, прекраснейший опыт. Наверное, необязательно было закрывать такие академии…

Архитектура – это застывшая музыка

Теперь позвольте перейти к следующему разделу доклада. Гегель говорил: "Архитектура – это застывшая музыка". Но то, что мы стали реализовывать эту застывшую музыку в одну ноту, превращая наши города в монотонную серую застройку, – очень серьезная проблема.
Присутствующие здесь коллеги из Набережных Челнов, наверное, подтвердят мои слова. В Челнах при постройке нового города неожиданно возникла большая проблема. Она заключалась в том, что медики установили повышенный всплеск психотехнических заболеваний. Оказывается, человек весьма себя некомфортно чувствует, вплоть до психических заболеваний, когда он полтора километра идет вдоль монотонного фасада. Такие дома и проекты очень хорошо смотрелись на макете, прекрасно смотрелись с самолета… Но в реальной жизни они отнюдь не создавали то, что архитекторы называют тканью города…

Наверное, нам не надо об этом забывать.

Хорошо помню, как в журнале "Архитектура СССР", хороший был журнал, опубликовали мнение французских архитекторов. Они еще в середине 70-х годов приезжали к нам и изучали опыт строительства Набережных Челнов. И говорили: вы увлекаетесь объемом, вы увлекаетесь шириной проспектов, очень большими переходами… но в таком городе человек чувствует себя неуютно и некомфортно.

Следующая мысль – она, в общем-то, отнюдь не нова: архитектура должна оставаться полихромной.

Казань принято называть жемчужиной Востока в сердце России. Здесь сходятся две культуры – Востока и Запада. И если мы внимательно изучим опыт создания культовых сооружений в нашем городе, а также культовых зданий Ирана, Ирака, Афганистана, а в СССР мы имели возможность посетить, например, Самарканд и Бухару, – мы видим, что это праздник полихромии. Так строили.

Есть очень характерное высказывание, оно мне запомнилась: что одна из особенностей исламских традиций – своеобразная боязнь пустого пространства. Не было ни одного не расписанного квадратного метра в мечетях, все было занято игрой цвета, росписью, выдержками из Корана…

Однако и современные строители, используя совершенно несложные приемы, но, конечно, профессионально, могут добиться очень большой выразительности.

Кто работает на стройплощадке?

Говоря о профессионализме, мы приходим к такой проблеме – кто сегодня работает на строительной площадке? Насколько квалифицированны эти специалисты?

По своему опыту вижу, что, к сожалению, профессионализм строителей падает – и падает сильно. Ранее мы достаточно серьезно этим занимались, готовили кадры в системе ПТУ, проводили конкурсы профессионального мастерства. И, скажем, престиж профессии каменщика был высоким...

А недавно я смотрел телепередачу, в которой говорилось, что сегодня люди не хотят идти в строители. Думаю, дело в том, что просто платить надо по-человечески. Надо создавать нормальные условия труда. С нас это почему-то требовали. Когда я был руководителем строительной организации, любое посещение высокого руководства начиналось с того, что требовали: покажи бытовки, покажи, как ты организовал питание рабочих…Лишь потом шли на объект. Думаю, это была нормальная практика.

К сожалению, мы сегодня создали дикие условия для строителей, а потом говорим: люди не хотят идти работать на стройку, только гастрарбайтеры идут. Еще раз повторю: надо создать нормальные человеческие условия и платить по-человечески. И люди с удовольствием будут работать строителями. Это прекрасная профессия.

Плоские кровли

Еще на что хотелось бы обратить ваше внимание и высказать, может быть, даже категорические суждения, – плоские кровли.

В начале 20 века Россия была крупнейшим производителем керамической черепицы. Черепица производилась и у нас – в Казани, в Елабуге, в Чистополе, в Пестрецах… В Пестрецах была прекрасная керамика, сложилась прекрасная школа… Кому она мешала? Мы очень много здесь потеряли.

Если мы посмотрим на старые гравюры и картины, то увидим, что Казань-то была остроконечной. Наверное, очень смелый человек принял решение делать плоские кровли у нас, в нашем регионе. Плоские кровли прекрасно себя ведут на юге Испании, в Израиле, где на них устанавливают емкости для подогрева воды… Там это разумно. Но у нас осадки, у нас дожди, снег. И очень сложно рассчитывать на то, что в плоских кровлях абсолютно герметичные материалы…

Сама природа подсказала оптимальное решение создания покрытия, которое выдерживает технически любые нагрузки: чешуя. Когда изделие фиксируется в одной точке, и это позволяет ему, не разрушаясь, существовать. Еще древние греки это подметили.
Знаю хороший пример, дом в одном из городов Австрии, на котором черепица работает уже 500 лет. И, думаю, будет работать еще достаточно долго, хотя время накладывает отпечаток. Но 500 лет есть 500 лет!

У меня имеются снимки с элементами той Казани, которую мы, к сожалению, теряем. На них тоже – черепица. Она из дерева, но принцип тот же самый. И неправ тот, кто говорит, что черепица – это для нас нехарактерно.

Еще интересный факт: есть черепичка, которую в Испании и Италии почему-то называют татарской.

Говоря о жилье, мы должны отдавать себе отчет – а много ли мы строим жилья? В 80-е годы в СССР на жителя строили 0,7 квадратных метра. Кстати, жилой площади. Это сегодня мы общую площадь считаем.Сегодня Татарстан приближается к цифре 0,5. В среднем по России – поменьше.

Теперь обратимся к официальным статистическим данным Евроконтракта.Во Франции и Италии – 0,5 квадратных метра на человека. В Испании вообще строительный бум, она уверенно вышла на 1 квадратный метр на жителя в год.И так далее…

Посмотрим, а сколько и каких строительных материалов произведено в расчете на один квадратный метр жилья? Тогда мы достаточно просто можем понять, из чего строят жилье.
Во Франции на каждый квадратный метр жилья производится два квадратных метра черепицы. Понятно, что Франция экспортирует черепицу, и немало.В Италии – 1,7.В Испании – 0,5 – 0,7. Вполне достаточно.

Также хотел бы обратить ваше внимание на перекрытия.

В Италии на каждый квадратный метр возводимого жилья производится свыше двух квадратных метров керамических элементов покрытий.

Я об этом заговорил вот почему. У нас как-то свойственно принимать категорические решения и стричь всех под одну гребенку. Принимаем решение – и все, и другие варианты не обсуждаются. Я думаю, должны обсуждаться. Все определяет конкретная ситуация. Есть вполне определенные требования – теплотехника, звукоизоляция и так далее. Нельзя принимать решение, единое для всей страны. Да и единое для всей республики нельзя. Есть город Казань, есть город Елабуга, есть Мамадышский район, есть Агрызский район – есть разные подходы, разная концентрация строительства, разная этажность домов…Евроконтракт дает нам четкие данные – какое жилье строится? Исходя из материала, сколько жилья индивидуального, сколько многоквартирного… К сожалению, у нас в открытом доступе такой статистики нет. А было бы небезынтересно сопоставить…

Сколько стоит?

Но вернемся к черепице и ее актуальности. Статистика говорит о том, что 54 процента жилья по всему миру перекрывается керамической черепицей. Например, в Австрии за последние годы в десятки раз выросло производство черепицы. Такое же происходит и в других западных странах, где-то в меньшей степени, где-то в большей. Это общая тенденция.

Говоря о керамических материалах, в том числе черепице, конечно, нельзя не затронуть тему – а сколько это стоит? И почему есть разные подходы к оценке этого материала?

Общепринятый тезис заключается в том, что якобы у нас силикатный кирпич дешевле, почему он и имеет большее хождение. Как и некоторые другие материалы. Но позвольте заметить, что сегодня лицевой кирпич на рынке Казани стоит в два раза дороже, чем в очень дорогой Германии. Германия – дорогая страна, в Испания дешевле, в Италии дешевле.

Почему у нас дороже? Что, там сырье дешевле? Отнюдь нет. Этот вопрос мы рассматривали. У нас лицензия на карьер стоит копейки, там это серьезные деньги. В чем же дело? А в том, что мы сами себя загнали в угол – мы зашли в энергоемкое производство. Мы вообще длительное время жили при идеологии бесплатных энергоресурсов. У нас до сих пор студенты в дипломных проектах пишут, что энерговооруженность – это очень хорошо. Это не всегда хорошо. Энергия стоит денег.

Сколько мы тратим на производство одного кирпича? Или, как во всем мире принято считать, есть такая совершенно официальная статистика – сколько мегаджоулей энергии тратится, скажем, на один килограмм керамического изделия? Я обладаю цифрами по всем странам Западной Европы, но я не обладаю цифрами по России. Потому что в России пока в открытом доступе такой информации нет. Хотя такие исследования в последнее время начали проводить.

В Татарстане я более-менее заводы знаю, поэтому уверенно могу сказать, что по Татарстану энергопотребление, энергоемкость производства одного килограмма, например, керамического материала превышает три мегаджоуля. Даже четыре – есть разные заводы…