СЛОБОДА НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ПРОСТО МУЗЕЕМ, КОТОРЫЙ НА НОЧЬ ЗАПИРАЕТСЯ

Сердце старой Казани… Год-полтора назад Старо-Татарская слобода с руинами битых кирпичей, зияющими глазницами выбитых окон, торчащими балками и бревнами деревянных особняков татарского купечества была близка к точке невозврата. Возрождение сохранившихся домов в этой колыбели татарской интеллигенции казалось невозможным – они представляли собой руины, погребенные под горами мусора.

Сегодня здесь, по мнению главы префектуры «Иске шэhэр – Старый город» Линара Закирова, результат общих усилий власти, бизнеса, общественности в деле сохранения культурно-исторического наследия Казани уже заметен.

«Еще буквально весной мы как победу воспринимали строительные леса возле двух-трех объектов, - рассказал Закиров. - Сегодня, когда уже есть результаты в виде отреставрированных объектов культурного наследия, отремонтированных домов и фасадов, массового восстановления зданий на исторических улицах. Ни у кого уже нет сомнений в масштабе и серьезности работы, цель которой – постепенная регенерации всей территории Старо-Татарской слободы».

В самом деле, свежей краской блестит восстановленный минлесхозом дом Шигабутдина Марджани. По соседству, на Каюма Насыри, 10, возрожден считавшийся безнадежным после пожара дом Муллина. Обновлен деревянный дом Исанбаевых по соседству с Апанаевской мечетью – у владельцев никогда не хватило бы денег на его реставрацию. Рядом, на месте сгоревшего деревянного остова, из оцилиндрованного бревна построен еще один дом – памятником он никогда не был, и сейчас мечеть договаривается с собственнками о выкупе земли. Здесь, возможно, будет гостевой дом мечети. Радует внешним видом дом Галиаскара Камала на улице Нариманова, а еще недавно он стоял ободранным и заброшенным… Началась реставрация памятника деревянного зодчества – дом Каушче хотят вернуть к былому великолепию сами жители.

5.jpg
Линар Закиров: «Появилась серьезная гражданская позиция многих собственников. Даже если эти здания не являются памятниками, но на наши просьбы привести фасады в должный вид они откликаются, просят помочь с цветовым решением фасада, декоративными элементами. Это очень отрадно…»

«Конечно, полностью воссоздать слободу, какой она была в XVIII и XIX веке, не удастся, время диктует свое, - посетовал Закиров. - Но поиск компромиссных решений, новых подходов к застройке исторической территории приносит свои плоды… Собственники идут навстречу, просят помочь с подбором цвета краски, восстановлением архитектурных элементов… Полностью отказаться от строительства жилья на территории исторического центра тоже нельзя. Слобода не может стать просто музеем, который на ночь запирается.  Если мы хотим развивать эту территорию, здесь должны жить люди».

==video972==

…ЧТОБЫ ХОТЕЛОСЬ ВОЗВРАЩАТЬСЯ СЮДА СНОВА И СНОВА

Основная работа сейчас ведется на реставрации исторических объектов. Ядром реставрации станет квартал на улице Марджани, соединенной дворовыми переходами с улицей Сафьян. Сложность в том, что на начальном этапе оценить объем предстоящих работ просто невозможно – и не только с точки зрения самой реставрации, но даже в плане истории объекта.

Так получилось с домом по ул. Марджани, 40. Реставрация известного дома Апанаевых на набережной озера Кабан, который является памятником местного значения конца XIX века, ведется по проекту архитектора Ирины Аксеновой.

«Здесь незаконно проживали 12 семей, - описал Закиров трудности реставрации. - Здание было отключено от центрального отопления, поэтому зимой жильцы обогревались с помощью электричества. Внутри дом был в очень запущенном состоянии. Это большое счастье, что перекрытия не рухнули, пока здесь жили люди…»

Архангельские реставраторы полностью разобрали второй деревянный этаж с эркером, с которого открывается вид и на улицу Марджани, и на Сафьян. Дерево здесь дышало на ладан. А одного только мусора с объекта вывезли порядка 100 «КАМАЗов». При расчистке были обнаружены старинные погреба со сводчатыми потолками. Именно в ходе реставрации стало известно, что этот дом построен Харуном-Рашидом Апанаевым – в реестре минкульта объект ошибочно числился домом Ахмет-бая.

«Нынешние Апанаевы обещают передать в дар фотографии их великого предка, материалы, связанные с его жизнью, домашнюю утварь для музея Старо-Татарской слободы, - продолжает Закиров. - Музей мы планируем разместить по соседству в доме №3 по улице Сафьян, который тоже является частью апанаевского подворья».

Но с этим флигелем – свои трудности: он принадлежит казанской казне лишь наполовину. А у второго собственника нет денег на восстановление своей части, и префектура сейчас находится в поисках решения проблемы. Ведь нужна комплексная реконструкция всей слободы.

IMG_6308.jpg
Основная работа сейчас ведется на реставрации исторических объектов. Сложность в том, что на начальном этапе оценить объем предстоящих работ просто невозможно, и не только с точки зрения самой реставрации, но даже в плане истории объекта

Одним из примеров такого комплексного возрождения стала улица Марджани – дома 4, 6, 8 восстанавливают с прицелом на создание исторического квартала. Проходными дворами он соединяется с объектами на улице Сафьян. Здесь работают компании «Симург», «КамаСтройИнвест», «Татинтер Ресторантс» и другие инвесторы. Восстанавливается дом Казакова, как феникс из пепла, встает усадьба Кушаевых.

«Коммерческие компании начали понимать, что иметь офис в исторической части города - это показатель их престижа и успешности, - отметил Закиров. - В последнее время появилась серьезная гражданская позиция многих собственников. Даже если эти здания не являются памятниками, но на наши просьбы привести фасады в должный вид они откликаются, просят помочь с цветовым решением фасада, декоративными элементами. Это очень отрадно…»

В качестве примера префект привел застройщика нового жилого дома и развлекательного центра, который согласился привести в порядок Юнусовскую площадь.

ПЕШЕХОДНАЯ УЛИЦА КАЮМА НАСЫРИ: МЕТШИН ПРИЗВАЛ 7 РАЗ ОТМЕРИТЬ

Завершая доклад, префект остановился еще на одной важной теме: на одном из обходов президента РТ был поднят вопрос о пешеходной улице Каюма Насыри. Комфортно прогуляться по ней сейчас не получится: вместо дышащих историей домов на фотографиях останутся разве что ряды припаркованных машин.

Между тем, после завершения реконструкции здесь будет на что посмотреть, не говоря уже о таких мощных точках притяжения, как Апанаевская мечеть, мечеть Марджани, архитектурный комплекс завода Петцольда…

«Мы анализировали – туристический автобус проезжает по слободе каждые полчаса, - отметил Закиров. - Трафик только будет расти. Поэтому нам так важно сейчас правильно выстроить здесь логистическую схему, предусматривающую и парковочные карманы для туристических автобусов по улице Марджани, и пешеходные маршруты, и движение для личного транспорта местных жителей. Проектные работы по благоустройству улицы Каюма Насыри уже начались. Но для начала здесь надо хотя бы ограничить движение транспорта, разумеется, предварительно подобрать место для плоскостной стоянки».

Ильсур Метшин призвал внимательно изучить этот вопрос, тем более что пешеходная зона не может быть закатана сплошным асфальтом – улицы должны быть зелеными.

«Старо-Татарская слобода – это не только восстановление исторических зданий, - подвел черту мэр Казани. - Пешеходный маршрут - тот вопрос, который надо 7 раз отмерить и отрезать один раз. К этому вопросу надо очень, очень внимательно подойти вместе с нашими краеведами, старожилами слободы. Та же Нурания-апа Биктимирова – что она рассказывает? Слобода была очень зеленой… Поэтому точечно, большими деревьями, кустарниками, где-то цветами необходимо украсить эти улицы».

Р°.jpg
После завершения реконструкции на улице Каюма Насыри будет на что посмотреть, не говоря уже о таких мощных точках притяжения, как Апанаевская мечеть, мечеть Марджани, архитектурный комплекс завода Петцольда… 

Еще одна важнейшая задача, ради которой, собственно, и затевалась программа реставрации слободы, это воссоздание ауры и атмосферы этой колыбели татарской интеллигенции.

«Человек, который прилетает в мегаполис на «Боинге», приезжает по автостраде, попадает в старую Казань и окунается в живую историю, - обрисовал Метшин чаяния казанских властей. - Мы приезжаем в старый Стамбул, Вену, где есть и стеклянные здания, есть и магистрали, хайвеи. Но приезжаешь, и старые улочки в той же Вероне, Риме, Амальфе остаются в памяти. Понятно, весь город таким быть не может. Но Старо-Татарская слобода – это воссоздание живой атмосферы, ауры, быта, жизни, ремесел, кухни того времени».