Среди коллектива и учеников ходят слухи о ликвидации учебного заведения |
«ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ»
«В последнее время вокруг учебного заведения «Дорожно-строительный профессиональный лицей №54» ходят представительные люди, осматривают здание снаружи, внутренние помещения, фотографируют... Среди коллектива и учеников ходят слухи о ликвидации учебного заведения. Хотя здесь обучаются дети-сироты, коррекционные группы (дети с девиантным поведением), инвалиды, дети из малообеспеченных семей и дети из районов республики. В кратчайшие сроки хотят отобрать здание, не дав доучиться в стенах этого заведения даже до конца учебного года. Все это делается скрыто, стремительно быстро, а мы все пребываем в неведении – что же происходит?» - пишут авторы письма.
И далее спрашивают: «Если стоит вопрос о ликвидации лицея, то где у нас в Татарстане будут получать начальное профессиональное образование? В Татарстане вовсю идет строительство ипотечных домов, объектов Универсиады – кто там будет работать, если не остается ни одного строительного лицея? Где будут готовить специалистов-строителей?»
На фоне заявлений министерства труда РТ о том, что профессиональное образование станет двухуровневым, в связи с чем многие училища сольются со среднеспециальными учебными заведениями, изложенные в письме факты, казалось бы, не представляются чем-то из ряда вон выходящим - реформы, как правило, не проходят без потрясений. Однако возникает как минимум два вопроса. Почему понадобилось проводить «оптимизацию» в разгар учебного года? Если судьба лицея решается в рамках республиканской программы, то почему это делается втайне от педагогов, родителей и учащихся? Почему никому, включая руководство учебного заведения, не даны внятные объяснения?
ВОПРОС ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ПРЕЗИДЕНТ
Источник газеты «БИЗНЕС Online», близкий к руководству лицея, рассказал, как все началось: «6 ноября, в выходной, нашего директора Анатолия Максимова срочно вызвали на работу. Оказалось, что в лицей прибыл вице-премьер Татарстана Равиль Муратов. С ним были и другие люди, некоторые - в военной форме. Причину посещения лицея вице-премьер не объяснил, просто велел показать помещения. Осматривали все, причем по ходу обсуждалось, где и что будет стоять – речь шла об оборудовании, обстановке, никак не связанными с образовательным процессом. Директор, почувствовав, чем может закончиться визит, пытался объяснить Муратову, что лицей закрывать нельзя, что он нужен и отрасли, и ребятам. В конце концов, в заведении учатся дети из малообеспеченных семей, инвалиды. Муратов соглашался, но, так ничего и не объяснив, уехал».
После этого в лицей зачастили некие хозяйственные люди, которые также принялись все осматривать и замерять. Обстановка накалялась. В конце концов, в минувший четверг коллектив потребовал от руководства объяснений. Директор ничего внятного сообщить не смог. Зато на следующий день он заявил студентам, что лицей закрывается на капитальный ремонт. И это в разгар учебного года! По словам источника газеты, объяснения выглядели настолько нелепо, что стало понятно: директору велели так сказать.
Причину срочного закрытия лицея и авторы письма, и наш источник видят в одном – кому-то понадобились здания учебного заведения. А это целый комплекс на улице Мавлютова – 5 тыс. кв. м (не считая общежития), с обустроенной собственной землей, удобными подъездными путями, мастерскими с новым оборудованием, автомашинами, полученными для обучения автомехаников. Примечательно, что корпус лицея остался единственным в районе зданием на первой линии, фасад которого не привели в порядок в рамках подготовки к универсиаде. Между тем, помещения лицея уже давно требуют ремонта, денег на который в бюджете республики до сих пор не находилось.
«Я тоже до конца не знаю ничего, - сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Максимов. – Сказали, что начнется ремонт, но, я так понимаю, не для нашего лицея. Здесь будет другая организация, под нее и выделяются деньги. Говорят, что ждут решения президента. Но никаких документов у меня нет. То ли расформировывать нас будут, то ли присоединять... Между тем, наш лицей не просто востребован, он единственный в городе, который конкретно выпускает строителей. Ни одного моего выпускника на бирже труда нет! А еще у меня много сирот – 66 человек. По-вашему, я как руководитель должен согласиться с тем, что лицей, а это 450 судеб ребятишек и 100 работников, окажется неизвестно где?»
«ПРИГЛАШАЯ КАДРЫ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ, ПОКУПАЕМ КОТА В МЕШКЕ»
Насколько целесообразно вероятное закрытие специализированного лицея? Ведь в строительной отрасли уже давно только и разговоров, что о дефиците собственных кадров.
«Конечно, это неправильно, нам нужны местные специалисты, – рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ЗАО «ФОН» Лилия Лысенко. – «ФОН» – служба заказчика, но от наших подрядчиков я постоянно слышу тревожную информацию о том, что специалистов не хватает. К примеру, всегда в дефиците каменщики, хотя тяжелая, но высокооплачиваемая работа».
С Лысенко солидарен начальник Главного инвестиционно-строительного управления РТ Рашид Нуруллин: «Считаю неприемлемым расформировывать подобные учебные заведения, они очень нужны отрасли! Другое дело – надо сделать так, чтобы учебная программа не отставала от времени… Знаю одно: наши подрядчики проблему нехватки специалистов решают за счет привлечения кадров из других регионов – сегодня такие работники занимают существенную долю в нашем строительном комплексе. Но вы же понимаете, что запросто можно купить кота в мешке! Не всегда могут быть рабочие достаточной квалификации, и с кого тогда спрос? Поэтому нам нужны свои люди – это однозначно».
В министерстве труда объяснили причину закрытия на ремонт в середине учебного года |
У главы агентства госзаказа РТ Якова Геллера несколько отличная точка зрения. Он полагает, что система профучилищ себя изжила: «Помните, были фабрично-заводские училища - ФЗУ? Это было хорошо в 30-е годы, но в век интернета - это атавизм. Если ребенок не может поступить в техникум, вуз (а все дети разные, и я не хочу никого обидеть), а хочет посвятить себя конкретному труду, это можно только приветствовать. Но он должен работать на заводе учеником четыре часа, и четыре часа учиться в вечерней школе. Причем эта учеба может быть дистанционной, через интернет. Если мы готовим работника квалифицированного, его готовить надо на производстве. Можно научиться штукатурить, только штукатуря! А штукатурить можно только на стройке. Это миф, что в лаборатории можно научить штукатурить. Если человек решил стать плотником, надо дать ему топор, верстак, пилу и мастера-наставника. Моя точка зрения такова: трудовые навыки необходимо получать на производстве, образование – в вечерней школе».
СТУДЕНТОВ СМЕНЯТ ДОПРИЗЫВНИКИ?
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова (она курирует начальное профессиональное образование - НПО) в пятницу в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» назвала ситуацию вокруг лицея «не стоящей выеденного яйца»: «В принципе, это не единственное профильное училище: в Дербышках есть 33-е училище, есть строительный колледж, которые сегодня объединяются. Есть еще казанский профессиональный педагогический колледж, который, в принципе, готовит по тем же профессиям, что и 54-й лицей. Поэтому нет такой остроты проблемы, что вот мы лицей закроем, и отрасль потеряет кадры».
Замминистра фактически подтвердила, что лицей закрывается, но объяснила это исключительно заботой о судьбе учащихся: «Здание требует капитального ремонта. Там уже давно закрыт спортзал, в мастерских огромные щели, дети занимаются в верхней одежде. Поэтому идут поиски источника финансирования для капитального ремонта. В таких условиях дети не должны учиться! Поэтому нужно решать вопрос перевода учащихся, для того, чтобы туда могли войти строители».
Вроде бы, все логично. Кто бы стал спорить, что дети должны учиться в хороших условиях! И тому, что ремонт начинается в разгар учебного года, тоже нашлось объяснение – «по мере нахождения финансовых средств». Но в ходе разговора логика замминистра дала трещину.
Она стала объяснять, что дети продолжат учебу в 33-м и 49-м училищах и в автотранспортном техникуме: «Лицей сохранит статус де-юре, просто на период ремонта занятия будут идти в других учебных заведениях, причем в очень близкой доступности». Но здесь Тазетдинова оговорилась: «До конца года лицей будет существовать, а потом , скорее всего, будет присоединен к профессиональному педагогическому колледжу как ступень НПО. А на базе лицея, возможно, будет центр допризывной подготовки молодежи. Как вариант это рассматривается».
В ответ на вопрос о том, куда денутся преподаватели, Тазетдинова предположила, что мастера производственного обучения последуют за воспитанниками. Но как будут распределяться педагоги в ситуации, когда пять человек из группы выберут одно учебное заведение, а, скажем, 15 – другое, пока неизвестно. Как выяснилось в разговоре с замминистра, идет подготовительная работа, а право выбора учебного заведения будет предоставлено родителям студентов. В понедельник газета «БИЗНЕС Online» обратилась к Муратову с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг лицея. Первый вице-премьер оперативно отреагировал на запрос газеты и в этот же день переадресовал его в минтруд. Как сообщили в приемной вице-премьера, «как только письмо дойдет до министра Айрата Шафигуллина, его помощники с вами свяжутся».
На базе лицея, возможно, будет центр допризывной подготовки молодежи |
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ ГОТОВЫ ВЫЙТИ НА МИТИНГ
Родителям лицеистов тоже никто ничего не говорит. В минувшую субботу они пришли в учебное заведение за объяснениями. Директор на встречу с ними не вышел, отправил заместителя. Узнав, что детей раскидывают по другим училищам, причем, не спросив мнения ни родительского комитета, ни педагогов, ни самих детей, родители возмутились.
– Моему ребенку осталось год учиться, а его куда-то отправят! И где он будет заканчивать образование? Просто шок! – с трудом сдерживала эмоции в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» член родительского комитета, мама 19-летнего лицеиста, многодетная вдова Галина Сунгатуллина. – Конечно, мы все против! Я знаю много людей, которые оканчивали это училище, и они прекрасно в жизни устроились. Не у всех же есть возможность поступать в университеты, это очень дорого, я вытянуть университет не смогу. И потом, я сама живу в общежитии от КФУ, и знаю, что далеко не все его выпускники находят работу. А мой сын однозначно найдет. У него очень востребованная специальность. И кто-нибудь подумал, что здесь учатся сироты и дети из других районов? Они живут в общежитии, сдружились. А теперь их что – в разные стороны? Это разве по-человечески?»
Другие участники встречи были настроены более решительно. Кто-то кричал, что это похоже на рейдерский захват, кто-то требовал объяснений от руководства республики.
Если реакции на письмо от властей не последует, родители лицеистов вместе с детьми намерены выйти на митинг |
Результатом стало коллективное письмо президенту РТ Рустаму Минниханову (копия имеется в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online»), его направили адресату вчера. Несколько строк из письма: «От своих детей мы узнали, что учебное заведение будет расформировано, здание собираются отбирать. Информация поступила в середине учебного года. Заранее никакого уведомления не было. В нашем лицее учатся и получают специальность 450 учеников. Среди них 60 человек учатся в коррекционных группах, 20 из них - инвалиды, много иногородних и 66 детей-сирот. За них некому заступиться и поставить подпись в этом письме. Мы обеспокоены судьбой наших детей и хотим отстоять их право на образование. Просим помощи о сохранении ДСПЛ №54, так как законность реформирования сомнительна. Официального документа о ликвидации учебного заведения от государственных структур нет».
Под посланием президенту подписались 82 родителя и 212 совершеннолетних студентов ДСПЛ №54. Как сообщил источник газеты, если реакции на письмо от властей не последует, родители лицеистов вместе с детьми намерены выйти на митинг.
Справка Профессиональное училище №54 открыто на базе треста «КазТрансСтрой» в 1980 году. В комплекс вошли учебный и бытовой (спортзал, библиотека, актовый зал) корпуса, общежитие, мастерские (сварочный, каменный, отделочный, столярно-плотничный цеха), стадион. В 2002 году учебному заведению присвоено звание «Лучшее училище года». В 2010 году училище преобразовано в Дорожно-строительный профессиональный лицей №54. Ведется подготовка по специальностям «Каменщик», «Сварщик», «Столяр-плотник», «Отделочник», «Автослесарь». Училище первым в РТ освоило профессию «Мастер общестроительных работ» с получением трех профессий - «каменщика-монтажника-сварщика». Подготовлено более 9 тыс. квалифицированных рабочих-строителей. Силами учащихся для республики выпускается 25 модификаций детской дошкольной мебели, принимаются заказы на изготовление дверей (с установкой) и товаров народного потребления. Изделия, как лучшие, отмечают на республиканских, казанских и московских ярмарках. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.