Для большинства компаний Татарстана рекламный бюджет – это та часть расходов, которую в условиях кризиса сокращают в первую очередь. По различным оценкам, в наступившем году расходы на рекламу многие компании сократили на 15-30%. Но выход есть и в этих условиях. "Внедряйте малобюджетные идеи – их множество!" - заверил казанских предпринимателей гуру российского маркетинга Игорь Манн. В субботу в ГРК "Корстон" он провел семинар на тему "Маркетинг с умом. Как делать маркетинг с минимальным бюджетом – как подготовить к этому свою голову, команду и компанию".  

ГУРУ РОССИЙСКОГО МАРКЕТИНГА В КАЗАНИ ЗАБРОСАЛИ БУМАЖКАМИ

Аудиторию Игорь Манн с самого начала призвал пускать в него "золотые пули" - скомканные листы бумаги – в тот момент, когда им понравится высказанная мысль. Для слушателей она таким образом не пройдет бесследно и лучше запомнится. В результате в Манна из разных концов аудитории периодически запускали бумажные комки. Манн, предупредивший, что занимался самбо, уверенно уворачивался.

Кто кидал бумажки в гуру российского маркетинга? Маркетологи, специалисты отделов рекламы и продаж, руководители среднего звена. Кстати, участников семинара было не так много – около 40 человек. Что несколько удивляло: Манн – в сфере маркетинга фигура очень известная и авторитетная, а о мероприятии было известно заранее. Но те, кто пришел, явно не пожалел о потраченном времени – семинар шел практически целый день, до самого вечера.     

Из практических советов Манна. Эффективнее используйте вторую сторону визитки, напечатав, скажем, информацию о новинках магазина. И вообще, обменивайтесь визитками в любом удобном случае (Манн: "Кстати, вот мои…"). Запишите в телефоне вместо гудков приветственную речь директора. ("Если оператор не возьмет трубку через двадцать секунд, я дам вам скидку. Итак, двадцать, девятнадцать…). А лучше сделайте офисный телефон с переадресацией на телефон сотрудников: звонки в нерабочее время – не такая уж редкость (Манн: "Я стал постоянным клиентом того спортивного магазина, в котором полдевятого вечера, позвонив, нашел теннисный стол). Заставьте официанта принимая заказ, говорить не "сейчас принесем", а "что-нибудь еще?" - это увеличит количество заказанных блюд. (В Манна полетела "золотая пуля"). Чаще устраивайте мозговые штурмы. В условиях, когда если не каждая, то большинство компаний сокращают рекламные бюджет, стократно увеличивается ценность идеи. Любая из них может если не увеличить продажи, то остановить падение. Сам Манн практик. Поэтому на семинаре, организованном при участии сотового оператора "Мегафон", был минимум теории.

МАРКЕТЕРЫ ДОЛЖНЫ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛИ

В перерыве корреспондент «БИЗНЕС Online» задал Игорю Манну несколько вопросов о нем самом и о маркетинге.

- Игорь, Вы занимались самбо. Маркетеру без силы духа и без выносливости не обойтись?

- Готов неустанно повторять: в здоровом теле здоровый маркетинговый дух. Когда ты в хорошей физической форме и лучше думаешь, и можешь больше работать.

- Известны ваши советы для копирайтеров – писать короче, меньше отрицаний, не преувеличивать и другие - простые, но эффективные. Можно ли сделать подобные советы для маркетеров в условиях кризиса?

- Можно, я их делал и скоро выложу в блоге. Опять же это очень простые вещи – не паниковать, просчитать худшее - настроиться на лучшее, учиться, сделать аудит маркетинга и сконцентрироваться на вещах, которые ты раньше никогда не делал, больше использовать маркетинговых инструментов. Это если коротко.

- Кризис все меняет - рынки, некоторые существующие теории, принципы. Как изменится работа маркетера?

- Первое, маркетеры должны работать меньшим количеством. Это факт, это уже происходит. Второе, они должны делать вещи, которые раньше никогда не делали и делать больше. Третье – они должны это делать еще быстрее, чем делали раньше. Это фактор скорости. Четвертое – они должны сделать упор на малобюджетные и безбюджетные инструменты. Сочетание этих четырех факторов – это и есть новая реальность кризиса: быстрее, меньшим количество, больше и без денег.

- А как насчет головы?

- Это как раз вписывается в концепцию. Как однажды сказал мой шеф: "С деньгами-то любой может. А ты придумай и без денег сделай".

- В своем блоге вы написали, что через несколько дней у вас в Москве пройдет презентация новой книги. О чем она?

- Примерно о том, о чем я сегодня говорил на семинаре. Изложено 50 с небольшим приемов маркетинга, которые может любой руководитель компании взять и сделать за час, за день, за неделю. Берется прием и расписывается, кто его должен делать, как его нужно делать, как его делал я в своей практики, насколько он дорогостоящий, сколько времени на него уйдет – то есть это некие технологии. Я очень надеюсь, что генеральные директора просканируют эту книгу и скажут – хочу, чтобы это сделал мой коммерческий директор, это - мой маркетер. Соответственно, маркетер и коммерческий директор смотрят в раздел книги "как это делается".

- Вы часто повторяли на семинаре – реализуйте, не бойтесь. Вы считаете, главная проблема – реализация?

- Действительно, у нас узкое звено – это реализация. Новая книжка, может быть, и поможет.

- Возможно, это нерешительность? Неумение убедить шефа?

- Нет. Я думаю, это невозможность представить, каким будет финальный результат. В свое время один из моих учителей дал совет: "Прежде, чем сделать, представь, как это должно выглядеть". Последний пример – мы делали федеральную рекламную кампанию агентству недвижимости, у меня был многомиллионный бюджет. Я разрывался – нужно было сделать билборды, теле- радиорекламу, Интернет-банеры. В голове была такая каша. Тут я представил – наступает день запуска рекламной компании, еду по городу, вижу щиты с нашей рекламой, прихожу в офис, смотрю журналы с нашей рекламой, включаю телевизор – вижу наши ролики. И я успокоился. Все структурировалось. Я смог это сделать.

При этом не забывайте о цели! Поражаюсь иногда людям, серьезным, деловым, которые не понимают, какова у них главная задача. Вспомните, в этом отношении очень правильно поступали коммунисты. Везде висели плакаты "Наша цель - коммунизм". Самое главное – это четко обозначенная цель, она должна быть яркой, вести за собой. Если ее нет, вы не понимаете, насколько вы хорошо или плохо работаете.

- Антикризисные советы от Игоря Манна.

- Максимально защитите себя от негативного воздействия кризиса. Настройтесь на позитив. Подумайте, что будет "если". Составьте план для себя – что вы будете делать, если не найдете работу три месяца, четыре, пять, полгода. Я такой план сделал в сентябре. Из компании ушел в декабре. Что делать? Написать книгу, улучшить навыки ораторского искусства, заняться своим здоровьем. Всю позапрошлую неделю я провел у зубного врача – наконец-то, появилось время. Нужен антикризисный план и для себя, и для компании. Но главное, еще раз повторю, настройтесь на позитив.

Владимир Казанцев,
фото Марии Зверевой 

Визитная карточка

Манн Игорь Борисович
Учредитель издательства "Манн, Иванов и Фербер".
Окончил Московский институт управления.
C 1993 г. - менеджер по маркетинговым коммуникациям московского представительства швейцарской компании Ciba-Geigy.
C 1995 г. - директор по маркетингу компании "Фавор", официального импортера японской компании Konica Corporation.
С 1998 г. - директор по маркетингу московского представительства компании Lucent Technologies.
C 2003 г. - директор по маркетингу компании Alcatel в России,  
с 2004 г. - в странах СНГ.
С 2006 года — директор по маркетингу телекоммуникационной компании АРКТЕЛ.
С 2007 года ведет свой блог в Живом Журнале.
С ноября 2007 г. — директор по маркетингу АН "МИАН".
С марта 2008 г. — директор по маркетингу ГК "МИАН".
Автор книг: "Маркетинг на 100%", "Маркетинговая машина", "Маркетинг: а теперь вопросы" и других.