В России в связи с экономическим кризисом нарастает социальная напряженность, которая уже весной может вылиться в открытые формы протеста. В стране вырос уровень безработицы, наблюдаются многомесячные задержки заработной платы. Эксперты   полагают, что самыми взрывоопасными в России являются средние города, где есть только один крупный завод, и на нем завязана экономическая жизнь большинства населения. Например, Магнитогорск, Новолипецк, Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород – все эти города представлены на карте социальной напряженности России.

Карту составило РИА "Новый регион" на основе опроса экспертов. Красным цветом на ней отмечены территории, где народные бунты могут произойти уже практически "завтра", коричневым цветом – территории, где недовольство падением уровня жизни еще не достигло критической отметки и, наконец, зеленым – территории относительной социальной стабильности.


(Нажать для увеличения)

 

РОССИЯ: ГДЕ ВОЗМОЖНЫ КОНФЛИКТЫ

Сергей Марков, политолог, депутат Госдумы от "Единой России":

- Самыми взрывоопасными в России являются регионы с моноактивностью, средние города, где есть только один крупный завод, и на нем завязана экономическая жизнь большинства населения. Например, Магнитогорск, Новолипецк, Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.

По сравнению с этими городами юг России смотрится намного более спокойным, там традиционно большой поток туристов, идет развитие сельского хозяйства, сервиса, инфраструктуры. В целом, население менее политически активно.

Кроме того, в качестве городов, где вероятность возникновения массового общественного протеста очень мала, можно назвать Курск, Воронеж, Белгород, Владимир, Калугу, Тверь, Ярославль, Тулу. Города, которые окружают Москву и Санкт-Петербург, волнения почти не затронут. Там экономическое положение населения сильно завязано на этих крупных городах, но нет такой сильной общественной активности, как в Москве или Санкт-Петербурге.

Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики:

- Чтобы оценить, каким образом будет расти политическая напряженность в России, надо ориентироваться не только на экономическое положение в регионах, но и на их социально-культурные традиции. Например, исторически население ряда регионов, таких как Урал, Сибирь, Дальний Восток, не воспринимают федеральную власть, стараются быть более индивидуализированными и обособиться от центра. Именно эти регионы будут лидерами, где будет самое большое недовольство ситуацией в стране. Не случайно первые масштабные протесты начались именно на Дальнем Востоке, когда власть сама повернула почти все население региона против себя, призвав покупать отечественные автомобили и увеличив таможенные пошлины на иномарки.

Далее по нисходящей волнения могут начаться в крупных городах, таких как Самара, Волгоград, в регионах с развитой политической конкуренцией и хорошо поставленным региональным бизнесом. Именно крупные города будут очагами недовольства, если экономическая ситуация в РФ ухудшится. Москва, при этом, на фоне других, имеет свою специфику, так как большинство протестов там связанно именно с поведением верхушки политактива. Санкт-Петербург в политическом смысле будет активнее столицы.

Более спокойными в этом отношении можно считать регионы, которые в принципе административно управляемые, такие, например, как большинство национальных республик РФ. Хотя с одной стороны там есть видимость тотального контроля, но с другой стороны ползучая нестабильность иногда выливается в мощный протест, как это было в Ингушетии. В республиках Кавказа проявление недовольства населения носит взрывной и часто непредсказуемый характер.

Однако можно уверенно сказать, что меньше всего акций протеста будет в Чечне, Башкортостане.

 

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

- Я думаю, что наиболее взрывоопасными регионами сегодня можно считать Сибирь, Дальний Восток и Урал. Сибирь и Дальний Восток – по понятным причинам, там всегда был ниже рейтинг федеральной власти, кто бы ни был в России президентом, высоки традиции местного патриотизма. А проблемы в металлургии больше всего ударили именно по Уралу, там большое число моногородов, которые завязаны на металлургической промышленности.

Кроме того, через некоторое время у нас могут быть серьезные проблемы с Кавказом, потому что он полностью зависит от дотаций, и снижение вливаний из федерального бюджета будет провоцировать там напряженность. Хочется надеется, что вооруженных конфликтов там не будет, но исключать этого также нельзя.

Наиболее спокойна сегодня центральная полоса РФ, она традиционно депрессивная, где пока люди кризис особо не почувствовали, зарплаты все получают, проблемы в производственном секторе на них не сказались. 

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ:

ЕСЛИ ЛЮДИ БУДУТ ЗАГНАНЫ В УГОЛ - ПОТРЯСЕНИЙ НЕ ИЗБЕЖАТЬ 

Конечно же, для жителей Татарстана самой важной точкой на карте социальной напряженности являются Челны – присутствие автограда на ней не может не вызывать беспокойства. Стоит ли ожидать обострения обстановки в городе? Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к челнинскому эксперту.

Елена Машкова, к.э.н., директор Камского центра бизнес технологий "Развитие", профессор кафедры управления Института управления, Набережные Челны

- Данные различных источников показывают, что доля населения в России, живущего с доходами ниже прожиточного минимума (в среднем около 4,5 тысяч рублей), составляет 15-20%. Наши исследования показывают, что в Набережных Челнах этот показатель составляет 29,8%. Это треть населения.

Далее. В Челнах значительно увеличивается количество семей, где основная доля дохода уходит на продукты питания. А если траты на продукты питания превышают 70% – эта семья очень бедна. Именно в этой группе челнинских семей высокая долговая нагрузка по потребительским кредитам. У двух третей из них потребительские кредиты поглощают до 40% всех доходов. При этом им нужны деньги на еду, каким-то образом оплатить услуги ЖКХ…

Еще треть челнинцев живет с доходами   до 12,5 тысяч рублей на человека – ниже уровня средней заработной платы по городу. То есть у нас 66-70% людей – и эта цифра растет очень быстрыми темпами – живут с низким потреблением и с высокой долговой нагрузкой.

- Смог ли бизнес Челнов за последние годы отойти от тесной и порой губительной привязанности к КАМАЗу?

- В Набережных Челнах работает около 600 предприятий малого и среднего бизнеса, которые завязаны на КАМАЗе. Но что происходит? КАМАЗ приостанавливает платежи этим организациям. По одним долги составляют сто, триста тысяч рублей, по другим семь, десять и более миллионов. Эти компании малого и среднего бизнеса работают в лизинге, на кредитах и малейшая остановка оплаты со стороны КАМАЗа блокирует их жизнь. Многие контракты камазовских поставщиков с их партнерами в еврозоне заключены соответственно в евро, а с КАМАЗом в рублях, рост курса валют делает их положение безвыходным. А ведь на этих предприятиях работает 12-15 тысяч человек – треть от камазовской численности. При этом у КАМАЗа очень много возможностей, чтобы не разорять городской малый бизнес. Он получает поддержку федеральных властей, есть заказы от Минобороны.

- На Ваш взгляд, что необходимо предпринять челнинским властям, предпринимателям?

- Антикризисный комитет, деятельность которого непрозрачна и не видна, пока не решает проблем. В комитет, судя по данным печати, входят в основном представители фискальных органов. Однако во многих городах представители налоговых органов приглашены в подобные комитеты для того, чтобы максимально быстро принять решение, чтобы не погубить малое или среднее предприятие, которое попало в сложную ситуацию неплатежей. У нас же предпринимателям на производстве отключают электричество за долги, вводят различные пени и штрафы. Почему бы не вести налоговые каникулы, снизить НДС или применить другие меры поддержки предпринимателей? Я знаю множество предпринимателей, которые сегодня получают зарплату столько, сколько работник самой низкой квалификации на их предприятии. Любые поступления, которые они получают, раздают поровну членам коллектива. И люди терпят, понимают, но различные инспекции только обостряют ситуацию. Предпринимателю предписали из-за долга в 175 тысяч рублей отключить электричество. 170 тысяч он заплатил, а 5   – не хватило. И к нему приезжают и обесточивают предприятие. У него производство останавливается, убытки идут. А потом за подключение – когда он находит эти несчастные 5 тысяч – просят еще 25.

- Ваш прогноз развития ситуации?

- Сейчас худо-бедно, но предприниматели сглаживают ситуацию, сдерживают, не допускают массовой безработицы. Если начнется распродажа собственности предприятий по бросовым ценам, банкротства, то обвал целых групп населения из среднего класса в беднейшие слои произойдет очень быстро.

После выборов, возможно, ситуация усугубится. По моим оценкам социальная активность и способность к самоорганизации населения низка, но если люди будут загнаны в угол, то социальных потрясений не избежать.

Владимир Казанцев