1.jpg
Центральной темой дискуссии форума в этом году стало качество жизни людей в мегапо­лисах

ГРЕФ И РАЗРАБОТЧИК «БОЛЬШОГО ПАРИЖА»

II Московский урбанистический форум организовало правительство Москвы. В мероприятии приняли участие огромное количество экспертов, как из России, так и из других стран, в том числе председатель правления Сберабанка Герман Греф, экс-мэр Чикаго Ричард Майкл Дейли, советник мэра Лондона Тим Кэмпбел, глава департамента городского развития Вены Томас Мадрейтер, руководитель департамента территориального планирования Амстердама Тан Шаап, разработчик концепции Большого Парижа Анутан Грумбах, а также архитекторы, дизайнеры, урбанисты, ученые, за плечами которых опыт организации городских пространств европейских и азиатских городов от Парижа до Сингапура.  

Два дня работы форума проходили в четырех залах «Манежа», где параллельно шли лекции и дискуссии. Чиновники московской мэрии активно обсуждали с экспертами те или иные аспекты организации городского пространства.

ОТ ГЛОБАЛЬНОГО ГОРОДА К ОТДЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Открывал форум мэр Москвы Сергей Собянин, а столичное руководство выступило не только организатором, но и главным потребителем интеллектуальных продуктов форума. Идейное же наполнение высказал архитектурный критик Григорий Ревзин.

«Идея этого форума родилась так: первый форум был «Москва – глобальный город», тогда команда, которая пришла к управлению Москвой, после ухода мэра Лужкова, она была связана с федеральным правительством, и ей более всего понятен опыт включенности в глобальную экономику, в большие процессы (финансовые, политические, в общем в ту сферу, где мир управляется целиком), соответственно, здесь перед нами город, и надо посмотреть, как его инфраструктура соответствует такому предназначению. Прошел год, возникли жители, у них какие-то свои повестки дня, никак не глобальные, у них микрорайоны, у них поликлиники, школы и вообще детские сады! Поэтому возникла идея – город в масштабе человека, когда мы смотрим на те проблемы, которые возникают не из включенности Москвы в мировую повестку дня, а исходя из тех 10 млн., человек, которые здесь проживают», - рассказал Ревзин.

Ревзин.jpg
 

МОСКВА – В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ИЗ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
 

Основная часть мировых мегаполисов – это результат развития индустрии, считает Ревзин.

«Есть гигантские заводы, и вам нужно к 8 часам привезти 300 тыс. человек на работу, вот так и рождается город: возникает индустрия жилья, индустрия транспорта, индустрия питания, здравоохранения и так далее, - сказал он в своем выступлении. - Соответственно город в масштабе человека рождается из постиндустриального города, когда никуда в таком количестве возить не надо, и вообще больше нет массы, а вместо этого появляются свободные люди, которых как-то так особенно и не заставишь никуда идти, а можно только привлечь, завлечь, что-то им сделать комфортное. Вот эти темы и являются главными.

Главным остается и развитие. Москва должна превратиться во что-то к 2050 году, и мы на форуме ставили цель определить, во что должна превратиться. Вместо генплана – мастер-план, где есть более творческие подходы, более разнообразные подходы – во что превращается транспорт, культура, в ситуации этого движения. Мы по всем сессиям прошлись, и разные эксперты высказались, тут есть разные мнения, я правда не думаю, что в течении двух дней можно было выработать ясные рекомендации для Москвы, с другой стороны, "Стрелка" продолжит эту работу, журнал "Эксперт" собирается писать доклад для правительства Москвы, взаимодействие с экспертным сообществом и дальше будет продолжаться».

IMG_2233.jpg
 

ОТ НАСИЛЬСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ВЕТРОМ 

От оснований процессов, которые сегодня происходят в Москве, Ревзин перешел к не менее важной теме управления ими. По его словам, прямой контроль над горожанами, основанный на насилии, больше невозможен, с появлением свободных людей должны появится и новые способы управления, что, по мнению архитектурного критика, осознало и московское руководство, поменяв концепцию управления:

«Что мне кажется важным сказать: когда у нас есть индустриальное развитие, мы из точки А в точку Б можем поехать, запустив двигатель, - заявил Ревзин. -  Просто стояли на месте, запустили, он поехал. Когда у вас возникает свободный человек, и они все разные, все по одному, то это движение, скорее, на парусах. Когда у вас есть какие-то ветры, город меняется сам собой, что-то меняется, а вы можете или правильно поставить парус, или против ветра, или по ветру двигаться. Но движение не вы организовали, вы можете на него реагировать, и основной смысл – это поиск тех изменений, которые идут. И изменение от индустриального города к постиндустриальному, и реакция на них, и эта система диалога, а не просто насильственное движение из одной точки в другую – это, на мой взгляд, главное изменение самой политики в городе и нашего представления о городе.

А на кого реагировать? В той ситуации, в которой мы находимся – это только правительство. Главное, чего остро не хватает Москве, чего мы не чувствуем – это сообщества. Те жители, которые как-то организованы, как-то субъектны, мы не научились их ловить и на них реагировать. Я бы эту тему комьюнитис предложил на тему следующего форума».

IMG_2236.jpg
 

ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД? 

Другая немаловажная тема – какой должна стать столица? При этом на форуме обсуждался не проектный подход, когда формулируется конкретное видение, а более близкое к предложенному выше управлению ветром. Центром обсуждения образа будущего столицы стал вопрос: «Восток» или «Запад»? Развитие или сохранение?

«Москва - такой уникальный город, который может развиваться во все стороны, - заявил Ревзин. - Если бы это происходило в стране с более артикулированными политическими векторами, мы бы сказали что есть правые предложения, есть левые предложения: либо у нас Москва – 50 процентов населения стареет, и это город для комфортного проживания пенсионеров и поддержания их статуса, либо Москва – это город развития, и она для молодых. И когда мы один за другим выходим и говорим, что это очень молодой город, а 50 процентов населения старше 50 лет, то как-то надо определиться, мы за кого? Проблематика развития и проблематика сохранения – это две главных экономических стратегии, левая и правая или, если угодно, западная и восточная, и мы тут могли бы выбрать.

IMG_2230.jpg
 

Это еще и идеология Востока и Запада, потому что Европа естественно сохраняет, она очень социалистическая по своему градостроению, а азиатские страны, на которые мы сильно ориентируемся, по догоняющему и активному развитию действуют противоположным образом. Мы как-то хотим и того, и другого. В центре мы развиваем общественные пространства, сохраняем наследие, у нас парки, равные условия. Это понятная проблематика любого социалистического муниципалитета. С другой стороны, когда мы говорим об агломерации, мы ищем точки роста, очаги острого развития – это прямо противоположная идея, напоминающая колонизацию. Может быть, правильно развиваться во все стороны, у нас есть такая возможность, в другой стране такого не могло бы быть. Но надо осознать собственную уникальность в этом направлении, это может быть только у нас».

70 СТАНЦИЙ ЗА 9 ЛЕТ

Одним из ключевых спикеров и участников форума стал заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин, ведь именно ему предстоит воплощать концепции урбанистов. В ходе общения с прессой чиновник несколько спустился с концептуальных небес к конкретным проблемам. В частности, рассказал, что сегодня дороги в Москве строятся главным образом для общественного транспорта, по существующему генеральному плану в Москве к 2020 году должно было быть около 300 автомобилей на 1000 жителей, уже сегодня этот показатель значительно превышен. В ближайшее время строительство дорог будет идти только догоняющими темпами. Кроме того, планируется развивать и альтернативные способы передвижения, в частности Хуснуллин поделился планами строительства 2,5 тыс. велопарковок.

Хуснуллин2.jpg
Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин 

Однако по-настоящему грандиозное развитие ожидает метрополитен: за 9 лет планируется  построить 70 станций, проект оценивается в $5 миллиардов.

Ежедневно из области в Москву приезжают от 1 до 2 млн. человек, эксперты предложили постепенно убирать из центра офисы и предприятия, чтобы эта огромная масса людей рассеивалась за пределами Садового кольца.

Кроме того, выяснилось, что плотность советской застройки очень низкая - всего 13%, это в два раза ниже, чем в любом другом крупном городе. Другими словами, Москву можно уплотнить еще практически в два раза. Еще одной важной проблемой являются промышленные зоны, их в столице больше 200 и занимают они площадь в 150 кв. километров. В вестибюле форума был размещен проект реконструкции завода им. Ленина как пример изменения старой индустриальной застройки. В целом, эксперты видят огромный потенциал в использовании ставших ненужными заводов.

Еще один мощный, практически неиспользуемый ресурс Москвы, – это реки. Их протяженность - 85 километров. Хуснуллин даже задавал нескольким архитекторам вопросы о том, что делать с рекой. В качестве примера привели испанский город Бильбао, где река соединяет в себе и транспортные возможности, и рекреационные, и плавно вписывается в городскую среду.

Принципы-градостроительной-политики-МСК.jpg
 

КАК СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Серьезнейшей проблемой является сохранение культурного наследия. Западные эксперты, присутствовавшие на форуме, искренне не понимали, почему из исторической застройки не извлекается польза, ведь квартал со старинным зданием всегда выигрывает у квартала без такового. Ситуацию прояснил руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский: «В мегаполисе существует множество так называемых локомотивов развития, и все они пока находятся в противоречии с культурным наследием». Строительство нового здания сегодня обходится, в среднем, втрое дешевле, чем реставрация старого. То же самое касается и эксплуатации. Чтобы привлечь инвесторов в эту область, нужно активно использовать политику кнута и пряника. В первую очередь речь идет о налоговом законодательстве. Именно такие шаги предпринимает правительство Москвы. К примеру, реставрационные работы не облагаются налогами, кроме того, стоимость таких работ в большей степени субсидируется государством. Эти меры позволяют стимулировать девелоперов, однако, заметил  Кибовский, пока коренным образом ситуация не меняется: реставрация культурно-исторического наследия в Москве по-прежнему считается подвигом.

IMG_2245.jpg
 

Организаторы отметили, что работа по подведению итогов форума, выделение предложений, которые подойдут для Москвы, еще впереди, также как и огромная экспертная работа.