Вице-председатель Цирка дю Солей в России и Украине Крейг Кохон вышел на связь с редакцией «БИЗНЕС Online» из Лондона. Один из первых вопросов читателей касался стоимости постановок цирка, ведь сценография, костюмы, количество артистов и спецэффекты потрясают. Отбиваются ли вложения?

- В среднем шоу стоит от 20 - 25 миллионов долларов. Но есть шоу и стоимостью в 50 миллионов долларов, - ответил Кохон и пояснил, - если зал заполняется на 75 процентов – это уже хорошо.

Впрочем, нередко зал заполняется и на все 100%. Например, так случилось в ноябре этого года на шоу Майкла Джексона в Санкт-Петербурге, когда в предпремьерный день над кассой была вывешена табличка с надписью: «Все билеты проданы».

«МЫ ЖЕ ЕЩЕ И ИНВЕСТИРУЕМ»

Целый ряд вопросов наших читателей касались финансовых показателей цирка в России. Кохон пояснил, что у нас в стране «солнечный цирк» работает всего три года, но, похоже, пришел на рынок российского шоу-бизнеса всерьез и надолго. Во всяком случае, цифры говорят сами за себя. Да, цирк зарабатывает в России, но он еще и инвестирует в нашу страну.

- За это время нами было инвестировано порядка 100 миллионов долларов. Это контракты с поставщиками, маркетинговые исследования и многое другое, - прояснил Кохон.

Придя в нашу страну, в российском представительстве цирка собрали команду профессионалов, выстроили всю систему работы практически с нуля. Одних только поставщиков в цирке 50 человек. На работу предпочитают брать людей с нестандартным, креативным мышлением.

В России Цирк дю Солей не повышает цены на билеты, поэтому заполняемость залов высокая. Если присмотреть статистику по России и Украине, за это время представления цирка посетили 400 тыс. зрителей. Интересно, что в будущем году в планах цирка продать только на территории России 400 тыс. билетов. Всего же за этот год «солнечный цирк» продал по всему миру 15 млн. билетов. Средняя цена на билет цирка в России – $80.

- В нашем бизнесе высоки риски, как и везде в шоу-бизнесе, - отметил Кохон, однако затем добавил, - но цирк – это хороший бизнес.

«МНЕ БЫЛО СКУЧНО, И Я ПРИЕХАЛ В РОССИЮ»

Кохон в России 22 года. До него рынок нашей страны начал осваивать его отец – он «привел» в нашу страну McDonald's. Когда Кохон-младший приехал к нам в «лихие 90-е», ему было 27. Естественно, группа вопросов читателей касалась того, как Кохон попал в Россию, что он свежим глазом увидел тогда в стоящей на перепутье стране.

- Мне было 27 лет, и у меня все было хорошо – хороший дом, хорошая машина, хорошая подруга, но… было скучно, - ответил, улыбаясь, Кохон.

А тут поступило предложение от вице-президента компании Coca-Cola завоевывать российский рынок. Он сказал молодому бизнесмену: «Я думаю о тебе, о СССР и о тебе… в СССР». На другой день после этого иносказательного предложения Кохон уже летел в Москву. И ему, как он сам признается, «было немного страшно». Но здоровая авантюрная жилка затмила страхи. Он все делал сам, сам налаживал связи и даже был готов вместе с водителями ездить по тогдашней неспокойной стране, чтобы лучше понять и изучить Россию.

Теперь, по прошествии лет, поняв и полюбив Россию, он полагает, что страна не стоит на месте, а идет по своему пути. Бизнес в России развивается, он стал более понятным, его стало больше, и страна от этого становится богаче.

Один из читателей поинтересовался тем, давал ли Кохон взятки нашим чиновникам. Крейг ответил весьма категорично: «И не просили, и не давал». Он объясняет это тем, что с людьми надо строить долгосрочные отношения, а с помощью взяток – это невозможно.

- Я открыто говорил, что буду делать. И делал. Многие люди зарабатывали в России деньги, и тут же их увозили, но я зарабатывал и инвестировал, и инвестирую сегодня, - пояснил он свою позицию.

ШОУ БУДЕТ В ЯНВАРЕ

Тем временем казанцы хорошо помнят тот культурный шок, который они пережили два года назад, когда увидели шоу «Кортео» и тот сказочный городок с шатром, что был выстроен для него возле Центрального стадиона напротив Казанского кремля. Почему же второе шоу цирка работало уже в «Татнефть-Арене»? Значит ли это, что первое «Кортео» в Казани принесло цирку убытки?

Кохон пояснил: шатер – это очень дорогое удовольствие, он должен подолгу работать в одном городе, и в мире есть всего 40 городов, которые готовы принять такие шоу. Шоу на готовой закрытой арене стоит дешевле, исчезают расходы на логистику и многое другое. Соответственно и цена на билеты понижается, что выгодно публике. С шоу «Кортео» же самая большая гастролирующая компания мира в Казани вышла в ноль, и, похоже, Кохон доволен таким результатом. По данным газеты «БИЗНЕС Online», этому способствовали местные партнеры: во-первых, мэрия Казани, которая привлекала к этому местных спонсоров (они, например, не взяли денег за гостиницу), и помогла с промоушеном; во-вторых, свой вклад внес и «АК БАРС» Банк.

В январе будущего года нас в течение трех дней – с 17 по 19 января - ждет встреча с шоу Майкла Джексона, «настоящим рок-н-рольным шоу», как пояснил Кохон. Оно пройдет опять же в «Татнефть-Арене». Вслед за ним, возможно, в Казань приедет «нежное шоу» «Аллегрия». Будет ли Цирк дю Солей участником культурной программы Универсиады – пока не ясно, но очевидно, что «Алегрия» если и приедет в Казань, то на период проведения Универсиады…

Разговор в ходе интернет-конференции касался многих вопросов, в том числе и принципов, по которым Кохон набирает людей в команду, и общности и различий «солнечного цирка» из Канады и российского цирка, секретов его успешного бизнеса. Полную стенограмму конференции вы сможет прочесть в ближайшее время в газете «БИЗНЕС Online».

tfb.jpg