460-сайт.jpg
Общероссийский официальный сайт – это своего рода «доска объявлений», на которой вывешиваются все заказы государственных и муниципальных заказчиков

СТАТУС ОПЕРАТОРА – ЭТО ДЕНЬГИ И ИНФОРМАЦИЯ

Название конкурса, который проводит министерство экономического развития РФ, громоздко, но дает понимание цены вопроса: «…На право заключить государственный контракт на оказание услуг по ведению и обслуживанию официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а также размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц в 2013 году».

Если короче, то общероссийский официальный сайт (ООС) – своего рода «доска объявлений», на которой вывешиваются все заказы государственных и муниципальных заказчиков: что они предполагают купить и каким способом. Куратор сайта - минэкономразвития - ежегодно проводит открытый конкурс: выбирается оператор, который непосредственно выполняет функцию колл-центра, техподдержки и так далее.

Целых три года (2008 - 2010) держателем контракта было агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ. В 2011-м оно проиграло (по цене) конкурс Сбербанку, а в текущем году оператором сайта было ООО «Норбит». Но агентство, возглавляемое Яковом Геллером, вновь решило побороться за статус оператора общероссийского сайта на 2013 год.

Не удивительно - данный статус обещает ряд вполне осязаемых выгод.

Во-первых, деньги, которые минэкономразвития заплатило бы татарстанскому держателю контракта, пошли бы в бюджет РТ.

Во-вторых, это создание не менее ста рабочих мест для сотрудников колл-центра, круглосуточно обеспечивающих техническую поддержку и оказывающих информационные услуги для пользователей со всей России.

Ну и, пожалуй, самое важное для Татарстана: статус оператора сайта позволяет получать статистику по закупкам на территории всей страны и, соответственно, иметь возможность ее анализировать.

ЧЬЕ МНЕНИЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ МНЕНИЕМ НАЧАЛЬСТВА

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» сам Геллер, он был уверен, что контракт у него в кармане, поскольку возглавляемая им структура по всем критериям конкурса выходила на самые выгодные позиции. Особенно по предлагаемой цене: минэкономразвития назначило максимальную стоимость контракта в 107 млн. рублей, агентство выразило готовность «оперировать» за 75 миллионов. Геллер даже признался, что заверил президента РТ Рустама Минниханова в непременной победе. Однако звезды (или что-то еще) расположились не в пользу татарстанского участника конкурса. Сбербанк-АСТ обогнал своего конкурента из РТ на 0,35 балла. И это при том, что предложенная Сбербанком сумма оказалась всего лишь на 500 тыс. рублей ниже максимальной цены контракта – 106,5 миллионов.

460-22.jpg
Яков Геллер: «Я всегда говорил, что конкурс – это очень коррупционная вещь, которая регулируется субъективными оценками членов комиссии»

«Это специфика открытого конкурса, – объяснила газете «БИЗНЕС Online» начальник юридической службы агентства по госзаказу РТ Алсу Гатауллина. - В отличие от открытого аукциона, где определяющий критерий победы - цена, открытый конкурс «взвешивает» заявки по совокупности критериев». Причем среди объективных критериев (таких как предлагаемая участником цена контракта и квалификация специалистов) есть и, мягко говоря, субъективные. В части оценки квалификации претендента каждый член конкурсной комиссии может руководствоваться собственными соображениями, уверена юрист компании.

Мы решили проверить, так ли это на самом деле, и заглянули в протокол оценки и сопоставления заявок. Так, объективный фактор (цена контракта, заявленная агентством) получил высший балл – 29,91. А критерий «предложение о качестве услуг» два члена комиссии оценили в 0 баллов, два других – выставили по «пятерке». Такое ощущение, что члены комиссии оценивали заявки совершенно разных участников. В результате Сбербанк АТС получил 41,45 балла. Агентство по госзаказу – 41,1 балла.

Геллер уверен, что заказчик просто «натянул» конкуренту эти злосчастные 0,35 балла и дело попахивает заказом на выбор конкретного исполнителя услуги. «Посмотрите, как проникла коррупция в государственный аппарат! – восклицает Геллер. - Я всегда говорил, что конкурс – это очень коррупционная вещь, которая регулируется субъективными оценками членов комиссии. А их мнение регулируется мнением его начальства. Почему выбрали Сбер? Думаю, что их административный ресурс оказался сильнее нашего», - предположил Геллер. Намерено ли агентство оспаривать результаты конкурса? «Мы не будем оспаривать результат, - сообщил газете «БИЗНЕС Online» Геллер, - но только потому, что решение комиссии по оценке квалификации качества не оспаривается в соответствии с законом. Такие прецеденты были, когда компании пытались оспорить результаты конкурса, а им говорили: вы не можете оспаривать мнение членов комиссии!»

ЗА ЧТО БЬЮТСЯ НА КОНКУРСЕ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились за комментариями в Сбербанк-АСТ. Пресс-служба компании оперативно отозвалась на запрос и заверила, что руководство готово прокомментировать результаты конкурса, но пока сделать этого не может – контракт с минэкономразвития еще не заключен, и давать комментарии в такой ситуации некорректно... Несколько игроков рынка уклонились от ответов на вопросы, мотивировав это нежеланием комментировать действия конкурентов.

Насколько привлекателен статус оператора сайта госзаказа и насколько реально то, что победитель был выбран по мотивам, так скажем, не указанным в задании, газете «БИЗНЕС Online» рассказали отраслевые эксперты.

Сергей Юров - эксперт компании «Фогсофт»:

- Статус оператора госзаказа - это объемы работы, оплачиваемые в соответствии с условиями конкурса и предложением победителя. Для компаний, специализирующихся в этой области деятельности, данный объем, конечно, привлекателен, иначе за него не бились бы на конкурсе. В качестве дополнительных преимуществ оператора госзаказа можно также назвать: короткий канал взаимодействия с властью, возможность быть в курсе планируемых событий, возможность эффективно решать проблемы собственных интеграционных сервисов. С другой стороны, оператору госзаказа приходится выполнять сложную и ответственную работу.

По поводу второго вопроса ничего сообщить не можем, поскольку не располагаем соответствующей информацией. Если имеются обоснованные сомнения в справедливости подведения итогов конкурса, можно обратиться в правоохранительные органы и ФАС, а также обжаловать итоги конкурса в суде.

Нелли Матвеева - аналитик фонда FINAM Global:

- Считается, что главный плюс - не престиж, а доступ к информации о происходящих процессах.

Что касается «заточенности», как полагает агентство, конкурса под Сбербанк. Если это так, то логично было бы и предвидеть победу Сбербанка, исходя из условий конкурса. А раз агентство государственного заказа было уверено в своих шансах, значит до оглашения решения конкурс не казался ему заточенным под Сбербанк.