Роберт Гилязиев: «Расстояние между заправками должно быть не менее 15 - 20 километров, в этом случае уровень рентабельности будет нормальным. А в республике есть случаи, когда АЗС строятся в 200 - 400 метрах друг от друга...» |
В ТАТАРСТАНЕ ЧАЩЕ «БОДЯЖАТ» СОЛЯРКУ
Сегодня в ходе первого в новом году брифинга в кабмине РТ в режиме видеоконференции были представлены результаты мониторинга качества моторных топлив. Как сообщил журналистам начальник ГУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» Роберт Гилязиев, по поручению президента РТ в конце года был проведен практически сплошной мониторинг качества моторного топлива в Татарстане. Из 994 АЗС и 34 нефтебаз почти 1,1 тыс. проб были взяты с 526 объектов.
По отдельным показателям качества каждая 20-я проба оказалась отрицательной. В 10 случаях это был бензин, в 44 – дизтопливо.
Владельцы АЗС не стесняются «бодяжить» дизтопливо так, что от него остается разве что сертификат на бумаге, а в бак льется соляросодержащая жидкость с огромным количеством серы. К примеру, ООО «Арис-Центр», чья заправка в «Новой Туре» на Северной объездной дороге, разливает жидкость, содержание серы в которой в 700 с лишним раз выше допустимого. И это, между прочим, под видом топлива класса «Евро-5»! Пожалуй, это самое впечатляющее из всего списка нарушений, который озвучил Гилязиев. Кроме того, владельцы не гнушаются продавать топливо «Евро-3» под видом «Евро-5», смесь летней солярки с зимней под видом качественного дизтоплива. «Заправишь машину на такой заправке, оставишь ее на полчаса, и она уже не заведется, потому что вместо положенных минус 22 градусов топливо имеет температуру помутнения минус 12», - описал проблему Гилязиев.
Интересно, что при этом у крупных владельцев бензиновой розницы отклонений от качества топлива выявлено не было. Вне подозрений остались заправки «Татнефти» и «Татнефтепродукта», «ТАИФ-НК», ООО «Карсар», «ЛУКОЙЛ». Четыре несоответствия качества дизтоплива выявлено на заправках ООО «Автодорстрой». Основной же вал нарушений – на частных заправках: все 10 по бензину и 34 по дизтопливу.
Проверка выявила, что по отдельным показателям качества каждая 20-я проба оказалась отрицательной. В 10 случаях это был бензин, в 44 – дизтопливо |
ГИЛЯЗИЕВ: ВМЕСТО 900 ТАТАРСТАНУ ВПОЛНЕ ХВАТИЛО БЫ И 300 ЗАПРАВОК
Владельцам бензиновой розницы грех жаловаться на убыточность бизнеса, полагает Гилязиев. Об этом говорит, по его мнению, хотя бы рост количества заправок. Только за год их стало больше на три десятка, а по сравнению с 2008 годом их количество выросло с 803 до 994. И рост идет в основном за счет строительства частных заправок, принадлежащих ЗАО, ООО, ИП. Как рассказал Гилязиев корреспонденту «БИЗНЕС Online», зачастую строятся заправки с нарушением стандартов расстояния между ними. «Расстояние должно быть не менее 15 - 20 километров, в этом случае уровень рентабельности за счет пролива большого количества топлива будет нормальным, - пояснил он. – А в республике есть случаи, когда АЗС строятся в 200 - 400 метрах друг от друга…» Именно это может толкнуть владельца заправки подлить печного топлива в солярку, полагает Гилязиев. Ведь, продавая 2 тыс. литров топлива в сутки, иначе обеспечить нормальную прибыль вряд ли возможно. Для республики было бы вполне достаточно 300 заправок, а их в три с лишним раза больше, отметил он.
Как можно воздействовать на «бодяжников»? По сути, законодательство никаких прямых мер воздействия не предусматривает. Это раньше, когда действовала нефтяная инспекция, можно было приостановить работу нарушителей качества топлива. Теперь же вся информация о нарушениях передается в прокуратуру, но наказывать нарушителей, вероятнее всего, будут разве что за нарушение экологических стандартов. И только через суд.
Более эффективной мерой Гилязиев считает информационное воздействие. Именно поэтому он назвал всех, кто попался на плохом качестве топлива в ходе контрольного месячника по заправкам. Стоит также отметить, что с 2005 года количество отрицательных проб снизилось более чем в 7 раз: если 7 лет назад их было 22,7%, то в 2012 году уже 3%.
ЦЕНЫ НА БЕНЗИН: ПОСТЕПЕННЫЙ РОСТ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА И ПАДЕНИЕ ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ
Что же касается цен на топливо, то, как утверждает Гилязиев, оно в Татарстане самое дешевое по сравнению с другими регионами Поволжского федерального округа. Так, 92-й бензин, доля которого на рынке моторных топлив составляет 83%, в конце 2012 года стоил в среднем 27,1 рубля за литр. Средняя цена по ПФО зафиксирована на уровне 27,68. 95-й бензин в конце прошлого года стоил 29,9 рубля за литр (опять же самая низкая цифра) при средней цене в ПФО 30,43. Стоимость дизтоплива в РТ оказалась чуть выше средней в 31,29 – зимняя солярка в Татарстане идет по 31,40 рубля за литр.
Картина после праздников поменялась – самый ходовой 92-й бензин в Татарстане подешевел на 10 копеек за литр, в ПФО средняя цена выросла. Снижение пошло и по 95-му. Солярка осталась на прежнем уровне, но в ПФО зафиксирован рост средней стоимости дизтоплива.
В течение года Гилязиев прогнозирует рост стоимости топлива, однако он не будет взрывным. В целом участники розничного рынка в течение года держали уровень цен выше оптового сектора примерно на одном уровне. За этим как раз и следят чиновники: повышение на рынке происходит в основном по согласованию, «шалят» разве что частники и «ЛУКОЙЛ».
Рост акцизов на топливо, который произошел в начале года, пока не сказался на розничном рынке, однако в течение года динамика в сторону повышения также будет. Акцизы вводятся на различные виды топлива дифференцированно по времени, и это «размажет» рост в течение года. В качестве положительного момента Гилязиев отметил введение с середины года акцизов на печное топливо, как раз им чаще всего и «бодяжат» нормальную «гостовскую» солярку на пути от поставщика к АЗС.
«ЛИШНИЕ» ЗАПРАВКИ КОНЦЕНТРИРУЮТСЯ БЛИЗ КАЗАНИ. В ДРУГИХ РАЙОНАХ ИХ НЕ ХВАТАЕТ
Источник, знакомый с ситуацией на топливном рынке республики, выразил сомнение в перегретости розничного рынка бензина в Татарстане.
- Собственного производства бензина в РТ, то есть того, что «ТАИФ-НК» производит, недостаточно, - отметил он. - 900 заправок - это очень много для единственного производителя.
Большинство заправок в республике – джобберы, то есть работают по лицензии или франшизе. Есть различные условия договоров, но бывают случаи, когда бензин поставляется на заправку какими-либо третьими лицами. И вот этими третьими лицами могут выступать псевдопредприятия, которые «бодяжат» бензин.
- Сами заправки этим не занимаются, это такой комплекс, который проверяют довольно часто и тщательно, - пояснил источник. – Непосредственно заниматься контрафактом на заправке невозможно. Чаще всего это происходит по пути на заправку: цистерна заезжает куда-то-то, что-то туда добавляется, и далее она едет с большим объемом, с совершенно другим качеством топлива.
==video1124==
Напрямую связать большое число заправок и низкое качество бензина невозможно, тем более что основная масса АЗС концентрируется на западе Татарстана. В восточных же районах заправок не хватает.
Что касается излишнего числа заправок, я не согласен, - добавил источник. - Я много ездил на машине по Татарстану, и бывали случаи, когда заправки были очень нужны, а их не было. Возможно, они все концентрируются в районе Казани. А, например, на дороге, ведущей в сторону Кировской области - там совсем плохо с ними.
«ПРОДАВЕЦ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ПРОДАЕТ «ЕВРО-5», А ПРОДАЕТ «ЕВРО-4». НИЧЕГО СТРАШНОГО В ЭТОМ НЕТ»
По словам Ирека Сулейманова - президента ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, в Татарстане АЗС может быть еще больше, если того потребует рынок.
- К сожалению, я не слышал то, что сказал Роберт Файзиевич, но, как мне кажется, он не мог сказать, что АЗС разбавляют бензин, потому что их слишком много. Есть, наверное, результаты рейдов, которые проводились, и нарекания есть, наверняка, не только к маленьким компаниям, но и к большим. Наверное, где-то АЗС слишком много, а где-то и не хватает. Я в прошлом году ездил в Турцию, на расстоянии от Анталии до Алании (это порядка 130 километров) 85 заправок! Это же как от Казани до Чистополя. Так вот и у меня такой вопрос возникает: сколько заправок должно быть в Татарстане, на сколько машин должна быть одна заправка? Так что, это вопрос не одного брифинга. Ведь люди вкладывают деньги в строительство АЗС. Наверное, они просчитывают их рентабельность, это же бизнес. Так что количество заправок должен диктовать рынок. Конечно, государство каким-то образом должно все это стимулировать или придерживать. Но давайте будем совместно общаться на эту тему. А причин некачественного бензина может быть масса. Допустим, продавец заявляет, что продает «Евро-5», а продает «Евро-4». Ничего страшного в этом нет, но нарушение формально есть. Но если же я вместо дизельного топлива предлагаю покупателям печное топливо, то меня надо по всей строгости за это наказать, потому что это может привести к остановке машины, поломке и так далее. К производителям топлива самое наименьше количество вопросов, ухудшение его качества может происходить на этапах транспортировки, хранения, реализации, когда речь идет о нечистоплотности работников. Делать предположения о росте стоимости бензина не хочу, неблагодарное это дело. Акциз повышается, да, он «сидит» в цене на бензин, конечно же, да. Насколько будут повышать цены производители нефтепродуктов, учитывая этот акциз, я за них ответить не могу.
ЦЕНЫ ПОДНИМУТСЯ НА ТРИ РУБЛЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
По мнению Рамиля Хайруллина - регионального представителя ФАР по РТ, небольшие заправки борются за каждого клиента в отдельности, поэтому могут и цены держать ниже, и качество топлива у них достаточно высокое.
«У нас же сети, в основном, работают. Взять нашу мощную сеть «Татнефть», у нее есть какое-то количество своих заправок. Это же коммерческое предприятие, бизнес, если они видят, что АЗС убыточная, то они ее просто ликвидируют, и все. Но, по-моему, АЗС сейчас только прибавляются в количестве. А мелкие заправки, которые вытесняют сети, для привлечения клиентов и цены ниже делают, и качество топлива у них выше! Так что сваливать то, что бензин некачественный на то, что заправок много, это полная ерунда. Некачественный бензин попадается, на мой взгляд, не по вине сетей, а по вине отдельно взятых АЗС, которые таким образом решают срубить побольше прибыли конкретно для себя. Что касается цен, уже прогнозы идут: на 2,5 - 3 рубля за литр любого бензина поднимутся цены в течение года. Акциз на рубль с этого года будет подниматься, но это не значит, что и бензин будет на рубль дорожать», - считает Хайруллин.
«Черный список» АЗС с некачественным бензином
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.