МАГАЗИНЫ В ЧЕТЫРЕХ СТРАНАХ ЗА 1,1 МЛРД. ЕВРО

В минувшем декабре произошло одно из самых громких событий в мире международного ритейла. Группа METRO заключила с французским торговым предприятием «Ашан» соглашение о продаже своей сети магазинов Real в Восточной Европе. Как сообщают стороны сделки, вскоре сеть начнет работать под брендом нового хозяина.

Известно, что «Ашан» примет активы и недвижимое имущество дочерних предприятий группы в Польше, Румынии, России и Украине. Стоимость сделки - 1,1 млрд. евро. Она будет закрыта в наступившем году, после получения разрешений антимонопольных органов этих стран.

«Группа «Ашан» с покупкой сети магазинов Real в четырех странах осознает возможность сбалансировать свое присутствие в Центральной и Восточной Европе; другими базовыми регионами являются Западная Европа и Азия, - цитируется в официальном пресс-релизе Вианне Мюлье - президент группы «Ашан». - Кроме того, у нас есть шанс предложить нашим клиентам еще лучший сервис в лице высокопрофессиональных коллективов, которым мы полностью доверяем – как в сети магазинов Real, так и в сети магазинов Ашан». Рыночная сеть Real в Восточной Европе в будущем должна развиваться под маркой группы «Ашан».

По словам Олафа Коха - председателя совета директоров METRO, в лице «Ашана» компания нашла наилучшего покупателя для бизнеса Real в Восточной Европе. В то же время немецкая группа сохраняет контроль над магазинами под брендом Real в Германии и Турции.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Что интересно, в Казани представлены обе сети, как «Ашан», так и Real.

Так, если первый магазин сети Real,- в России появился в июле 2005 года в Москве, то в столице Татарстана гипермаркет немецкой сети открылся торгово-развлекательном комплексе «Парк Хаус» в конце 2006 года. Магазин занял свыше 12,2 тыс. кв. метров.

Выход «Ашана» в Казань был, как известно, непростым. «Ашан», который рассчитывал появиться в Казани еще накануне тысячелетия, после долгих мытарств вокруг сдачи ТЦ «Южный» открылся в октябре 2011 года. Площадь гипермаркета «Ашан» в Казани составит около 10 тыс. кв. метров. Объем инвестиций в открытие казанского «гипера» – 500 млн. рублей. Во время открытия первого магазина представитель французской сети заявил газете «БИЗНЕС Online», что подыскивает место для открытия второго магазина. Как вариант рассматривался участок на Горьковском шоссе. Обсуждался вариант аренды площадей в ТЦ «Адмирал» Алексея Семина.

Известно, что в Европе «Ашан», в отличие другой французской сети Carrefour (она тоже пыталась работать в России, но была вынуждена уйти) не позиционируется как жесткий дискаунтер, а что-то вроде переходного варианта, ближе к среднему ценовому сегменту. Но в России «Ашан» стал дискаунтером, работающем в эконом-классе и зарабатывающем на объемах.

Именно Real считался главным конкурентов «Ашана», который, по экспертным оценкам, превосходил немцев по ассортименту.

ПОКУПАТЕЛЬ НЕ ЗАМЕТИТ

Газета «БИЗНЕС Online» опросила экспертов о влиянии сделки на татарстанский потребительский рынок.

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест-Девелопмент»:

- Думаю, что с покупкой "Ашаном" Real на рынке ничего не изменится. Вряд ли компания будет менять название и проводить ребрендинг. Вероятно, METRO не очень интересно продвигать розничную группу в России, и она сосредоточится на своем оптовом и мелкооптовом бизнесе. У "Ашана" доля вырастет пропорционально выкупленной площади Real. У обеих сетей примерно один источник получения товара, поэтому вряд ли изменится цена, ассортимент. Обе компании одинаковы, только одна – немецкая, а другая – французская.

Искандер Юсупов - директор ООО «Супермаркет Недвижимости» (Инвестиционная группа компаний ASG):

- Что касается влияния на рынок, то совершенно очевидно, что это сильно укрепит позиции группы "Ашан". Насколько мне известно, "Ашан" и METRO Group (в чей холдинг входят гипермаркеты Real) имеют примерно по 90 магазинов в Европе, следовательно, Ашан удвоит свое присутствие. Нужно учитывать, что этим вопросом в России не смогут не заинтересоваться антимонопольные органы (хотя до монополии "Ашану" далеко даже после выкупа Real), так как в России очень сильны позиции группы X5. Далее все зависит от того, сохранит ли "Ашан" бренд Real. Если да, то потребитель может вообще не заметить разницы.

В Казани позиции обоих сетей мне представляются сильными, однако уверен, что распределение покупательских потоков в любом случае носит скорее территориальный характер, нежели это вопрос личных предпочтений. Если у меня возле дома стоит «Карусель», а до «Ашана» или Real ехать далеко, то я все равно чаще буду заходить туда, где мне удобнее, жертвуя, может быть, ассортиментом.

Справка

Группа METRO относится к самым значительным международным торговым предприятиям. В 2011 году она достигла оборота около 67 млрд. евро. Предприятие работает в 32 странах, располагается в 2,2 тыс. местах, в его структуре занято более 280 тыс. сотрудников. В основе коммерческого успеха группы METRO лежит известность торговых марок, под которыми продаются товары и которые действуют на рынке самостоятельно: Metro/Makro Cash&Carry – ведущая международная сеть оптовой торговли в режиме самообслуживания, супермаркеты самообслуживания Real, Media Markt и Saturn – ведущая компания на Европейском рынке в области электроборудования, а также торговые дома Galeria.

Сеть Real - предприятие группы METRO. Real — это продукция самых разных торговых марок, высокая компетенция в поставке свежего товара, а также привлекательное соотношение цены и качества. Группа Real объединила 316 супермаркетов самообслуживания в Германии и 110 в Польше, Румынии, России, Украине и Турции. В 2011 финансовом году предприятие, на котором работает около 70 тыс. сотрудников, достигло нетто-оборота в размере 11,2 млрд. евро.

Auchan Group - продуктовый ритэйлер - основан в 1961 году во Франции. Владеет 475 гипермаркетами и 729 супермаркетами по всему миру, банком Accord. Дочерняя компания Immochan управляет 290 торговыми центрами и владеет 1,6 млн. кв. м торговых площадей.

Финансовые показатели (2008 года): выручка — 39,5 млрд. евро, чистая прибыль — 727 млн. евро. Торговля осуществляется под марками Auchan (гипермаркеты), Leroy Merlin (магазины стройматериалов и товаров для дома), St. Maclou (товары для дома), Decathlon (спорттовары), Norauto (автоаксессуары), Kiabi (одежда), Atac и Elea (супермаркеты).

Первый и крупнейший в России гипермаркет «Ашан» был открыт в Московской области в 2002 году. С 2006 года компания начала сотрудничество с российскими регионами, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Екатеринбургом. В 2007 году гипермаркеты «Ашан» открылись в Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Краснодаре. В настоящий момент ООО «Ашан» имеет в России 33 гипермаркета.