ШПИОН – ЗВЕЗДА НОВОСТЕЙ
В конце декабря прошлого года построенный на КАПО им. Горбунова и проходящий испытания Ту-214Р стал звездой военных новостей. На перехват летевшего над Японским морем самолета комплексной радиотехнической и оптической разведки поднялись истребители Страны восходящего солнца.
Несколько ранее эта машина вместе со вторым Ту-214Р, находящимся пока в одном из цехов КАПО, стали героями других новостей – финансово-скандальных. Дело в том, что завод должен был построить два Ту-214Р к ноябрю 2008 года (предположительно, строительство началось в начале 2000-х). Но головной борт совершил первый полет только 24 декабря 2009-го и планируется к сдаче в 2013 году. А находящийся ныне в цехе окончательной сборки самолет сдадут в 2014 году. 5 - 6 лет – солидная задержка. Контракт уже разбирался в суде. 12 января 2012 года заказчик - войсковая часть 45807 - потребовала выплаты пеней за срыв сроков. Сначала от исполнителя - ОАО «Туполев» (КАПО – изготовитель). Но фирма переложила вину на авиазавод, который, по словам туполевцев, и сорвал сроки. На КАПО же полагают, что все дело в плохом финансировании проекта и в постоянных изменениях в конструкторской документации, которые вносил «Туполев». Заказчик со своих высот прокомментировал дело лаконично: «Само по себе наличие неустойки повлияло на стимуляцию КАПО, и оно начало работать. По крайней мере, одно из изделий уже на летном поле. И мы считаем, что это, в том числе благодаря и нашему обращению».
На КАПО взаимоотношения с военными по специальным самолетам называют несущими неизбежные убытки «кровоточащими вопросами» и мечтают их поскорее «закрыть». Впрочем, может оказаться, что побыстрее перевернуть страницу истории с Ту-214Р не прочь и сами военные, которые, судя по данным «Известий», недовольны летными характеристиками разведчика.
«ПИЛОТАМ ПРИХОДИТСЯ ТРАТИТЬ МНОГО СИЛ»
О претензиях заказчика - главного разведывательного управления (ГРУ) - изданию рассказал источник в генеральном штабе: «Для проведения разведки местности самолет должен барражировать над районом, где он ведет разведку. При этом машина должна очень плавно выполнять полет - без тряски и лишнего вмешательства пилотов, иначе сбивается работа бортового оборудования. А у Ту-214 для этого неподходящий планер - на малых скоростях он теряет устойчивость и начинает «рыскать», пилотам приходится тратить много сил, чтобы его удерживать… В ходе полета мы подтвердили и так хорошо известный факт: Ту-214 - это пассажирский самолет. Он должен с максимальной экономичностью совершать плавный полет на указанную дальность. Это здорово, но нам не подходит… Ту-214Р должен был заменить Ил-20М. Но уже сейчас понятно, что полноценной заменой он ему не станет. А смысла менять хорошую машину, хоть и старую, но отвечающую всем требованиям, на новую, но не способную на нормальное барражирование, нет». Источник добавил, что военные недовольны продолжительностью полета Ту-214Р и ставят его конструкторам в пример турбовинтовой Ил-20, который способен кружить вокруг цели на сверхмалых скоростях до пяти часов, при этом минимально расходуя топливо и сохраняя устойчивость. «Для обеспечения необходимой минимальной скорости конструкторы Ту-214 должны переделать планер самолета - изменить крыло и механизацию, - отметил источник. - Однако сейчас такие работы не ведутся».
Главный редактор портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев считает, что военные лукавят: они с самого начала знали параметры базового Ту-214, и если их что-то не устраивало, нужно было сразу об этом говорить, да и бессмысленно ожидать от реактивного самолета характеристик, как у турбовинтового.
По данным «Известий», ГРУ готовит письмо с претензиями на имя министра обороны и предлагает отказаться от дальнейших закупок Ту-214Р. Отметим, что ранее в открытой печати речи о более чем двух Ту-214Р не шло. Но если и впрямь «тушками» хотели заменить Ил-20М, то Казань теряет солидный объем работы - парк Ил-20М насчитывает примерно 20 машин.
АЛЬТЕРНАТИВА ТУ-214 ОДНА – ИНОСТРАННЫЙ САМОЛЕТ
Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию отраслевых экспертов.
Михаил Ковбасенко – заслуженный летчик-испытатель России, бывший шеф-пилот КАПО:
- Что-то темнят военные… Непонятно, что они имеют в виду под «малыми» и «сверхмалыми скоростями». И небольшая скорость вовсе не означает, что расход топлива будет меньше. Да, экономичная скорость есть («скорость минимального часового расхода» и «скорость минимального километрового расхода»), но она далека от минимальной, которая и может давать раскачку. А тряска возникает только на скоростях, близких к скорости срыва, и это уже не минимальная скорость, а скорость ниже минимально допустимой. И потом, я не представляю, чтобы самолет на высоте, с которой ведется фотографирование (а он же не ходит для этого предельно низко), действовал бы на минимальной скорости.
Рыскание? В мои задачи не входило проверять Ту-214 на скоростях, на которых оно появляется. Но знаю, что коллеги – не на Ту-214, а на первых Ту-204 – при заходе на посадку с выпущенной механизацией такое явление наблюдали. Самолет как бы раскачивался по курсу. Но это на посадке, а чтобы в полете – я такого ни от кого из них не слышал.
Влияют ли «нашлепки», которые видны на фюзеляже Ту-214Р? Это надо поговорить с ребятами, которые на нем летают. Но, уверен, если и влияют, причина высказываний военных все равно не только в этом. Потому что они сетуют, что самолет пассажирский. Но все аналогичные по функциям западные разведчики – переоборудованные пассажирские лайнеры. Потому что в военную машину всего не поместишь. В середине 1970-х я ходил на радиоэлектронную разведку к Японии на Ту-16. Провоцировали: шли над нейтральными водами, и когда до чужого берега оставалось десятка два километров, нервы кое у кого не выдерживали, и они включали свои приборы. Оператор разведывательного оборудования, который помещался в подвесной кабине в бомболюке, засекал частоты. Это только радиоэлектронная разведка. А если комплексная? Где столько места в боевой машине возьмешь? А в Ту-214 можно поставить оборудование и для радиоэлектронной, и для оптической, да для любой разведки, и посадить необходимое количество операторов. И, кстати, Ил-20 – это тоже модернизированный пассажирский Ил-18.
Игорь Коротченко – директор центра анализа мировой торговли оружием, председатель общественного совета при министерстве обороны РФ:
- Откажутся от Ту-214Р или нет? Вопрос сейчас надо ставить иначе. Идет пересмотр госпрограммы вооружения и гособоронзаказа. Поэтому если есть лоббисты, они могут любое прежнее решение вывернуть на противоположное: например, то, что при Анатолии Сердюкове было со знаком «минус», сделать со знаком «плюс» при Сергее Шойгу. Идет активизация лоббистов. Корректировка гособоронзаказа, даже вручную, вполне вероятна. Поэтому в ситуации с Ту-214Р мы можем сказать, что, в принципе, если есть позиция ведомства, если она будет активно отстаиваться, не исключено, что прежнее решение может быть пересмотрено.
Руслан Пухов – директор центра анализа стратегий и технологий:
- Здесь есть несколько аспектов.
Во-первых, «Известия» при всех их недостатках в последние несколько месяцев хорошо наладили получение информации (не исключаю, что они ее покупают), хотя часто и не могут ее толком обработать - что-то путают. Нет дыма без огня - они что-то знают. Поэтому вполне возможно, что у военных есть некие претензии к Ту-214Р.
Второй аспект. Какими бы не были претензии к самолету, вполне возможно, что и справедливые, нет другой платформы (ранее появлялась информация, что военные рассматривали вариант Ту-204, но отбраковали из-за недостаточной продолжительности полета; Ан-140 не подошел из-за недостаточной вместительности и конструктивных недостатков фюзеляжа и крыльев – авт.). Думаю, на «Суперджет», учитывая то, что он на две трети состоит из западных комплектующих, военные еще меньше захотят ставить свое оборудование. А какую еще другую платформу можно найти? Ту-154? Снят с производства. Ил-476? Он еще не производится, да и использовать его в качестве патрульного… Поэтому альтернатива Ту-214 - только иностранная платформа. А, как известно, с уходом Сердюкова и приходом нового руководства министерства обороны, маятник качнулся в противоположную сторону - былые решения о покупке иностранной техники подвергаются критике.
Далее, вполне возможно, что целый ряд недостатков вскрылся только на этапе эксплуатации.
И, наконец, если брать научные школы конструирования самолетов, то я бы их сравнил с клубникой, которую надо регулярно пересаживать, обновлять, иначе она перестает плодоносить. Совершенно очевидно, что ильюшинское и туполевское конструкторские бюро это КБ, которые в значительной степени перестали плодоносить. Яковлевское, суховское и даже микояновское КБ находятся в гораздо лучшем положении, хотя и у них огромное количество проблем. Но «Яковлев» спроектировал Як-130 – очень хороший, успешный, мирового уровня учебно-тренировочный самолет. У микояновцев за спиной - корабельный МиГ-29. Суховцы делают истребитель пятого поколения. Но все эти КБ специализировались на боевой авиации, а лучшее КБ, которое могло бы справиться с разработкой пассажирского, военно-транспортного или специального самолета, осталось за пределами Советского Союза, в Киеве – это антоновское КБ. Поэтому, скорее, надо говорить о системном кризисе, системных проблемах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.