Психологи Казанского государственного университета продолжают бесплатные антикризисные психологические тренинги для всех желающих. Каждый день теперь можно выбирать одно из трех занятий. Вчера вечером (с 18.30 до 21.30) в университетских аудиториях говорили о тайнах создания душевной гармонии, о поиске ключа к самоопределению и – очень актуально! - о том, как успешно пройти (или провести) собеседование при приеме на новую работу.

ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ "ПЕРСОНАЛЬЩИКОВ"

"Не буду рассказывать о том, что на собеседование надо ходить побритым, в пиджаке и, отвечая на вопросы, не ругаться матом", – чуть не с порога заявил бизнес-тренер Илья Купцов.

Аудитория ответила смешками. После блиц-знакомства выяснилось, что многие из собравшихся на тренинг собеседование уже проходили… и даже не один раз. А некоторые намерены искать работу, но относятся к предстоящей беседе с сотрудниками отдела персонала опасливо.

Эти опасения охотно усугубили те, кто уже прошел "огонь, воду и медные трубы", подстроенные "персональщиками". Дескать, сейчас в моду вошел стресс-опрос: мало того, что бедного претендента на место могут проморить два часа в приемной, так потом еще кто-нибудь вдруг швыряет в него чем попало: книжкой, папкой, шапкой…

Зачем это надо, выяснилось из вступительного слова бизнес-тренера. Просто отделу персонала любой фирмы надо какими угодно, в том числе шапкозакидательскими, путями получить ответ на три главных вопроса: что человек, который устраивается на работу, может, что он хочет, и насколько он прогнозируем, безопасен для организации?

То есть если вы поколотите того, кто в вас что-то швырнул, вы для этой фирмы, извините, не подходите…

СЛЕДОВАТЕЛЬ-ДРУГ И СЛЕДОВАТЕЛЬ-ВРАГ

Теперь о других (не обо всех – их слишком много) приемах, которые полезно знать и предпринимателям, набирающим сотрудников в свою фирму, и самим этим потенциальным сотрудникам.
Как в занимательном детективе, на собеседовании часто используется прием "следователь-друг" и "следователь-враг".
"Враг" сразу начинает подозревать очередного претендента на рабочее место в нечистых намерениях: а с чего это вы в нашу фирму пришли? А из прошлой с какой стати уволились? А характер у вас, сразу видать, дрянной…

Тот, кто пришел на собеседование, ощетинивается и начинает обороняться. Вот тут-то и становится ясно, будет ли он устраивать мировой скандал, если кто-то из коллег нечаянно опрокинет на него чашку с кофе...
Но, господа бизнесмены! Если вы действительно хотите многое узнать о человеке, которого собираетесь принять на работу, пусть с ним беседует "персональщик-друг". Встретит улыбкой, предложит чайку, говорить будет самым дружеским тоном. Собеседник расслабится… И на невинный вопрос типа: "А как праздники встречали на прошлой работе, весело, небось?" – радостно ответит: "Хохоту было, когда мы с Серым опять напились и гробанули комп, а шеф решил, что это вирус…"

Уважаемые соискатели рабочих мест! А вы поняли, кого следует опасаться больше?..

НЕ БЕЙТЕ КЛИЕНТА ПОДНОСОМ

На тренинге группа, естественно, с помощью своего бизнес-тренера, составила "совершенно секретный" список вопросов, ответы на которые пытаются получить на собеседованиях. Вот эти вопросы:

- Почему вы уволились с предыдущего места работы?
- Почему хотите работать именно в нашей организации?
- Почему мы должны взять именно вас из многих претендентов?
- Что конкретно вы можете сделать для нашей организации?
- Каким видите свое будущее через два года (три года, пять лет…)?
- У вас были конфликты на прежнем месте работы?

И так далее.

Участники тренинга отвечали на эти вопросы. Во всяком случае, честно пытались. Один пример. Когда спрашивают о конфликтах, многих тянет тут же заявить: "Что вы, что вы! Какие конфликты! Отродясь не бывало, слова-то такого не знаю…"

Однако, сказал Илья Купцов, спрашивают вас вовсе не о конфликтах (наплевать на другую фирму и все ее проблемы!) – о вашем умении выходить из этих конфликтов. И вот, скажем, официант отвечает на собеседовании: "Да, я уронил поднос с пивом на клиента. Он начал дико ругаться. Но я не стукнул его за это подносом, а тут же за свой счет заказал ему пиво в двойном размере, потом вызвал такси, и он уехал довольный…".
Правильный ответ.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА

Золотое правило для бизнесменов: не брать на работу людей мрачных, злых, пессимистов.
Золотое правило для ищущих работу: показать себя коммуникабельными, в меру активными, позитивными.
Для бизнесменов: не брать тех, кто от души хает предыдущую компанию и ее шефа.
Для соискателей: не выносить сор даже из покинутой избы.
Для бизнесменов: остерегаться тех, кто долго и нудно рассказывает о своих проблемах – у человека негативный настрой.
Для соискателей: больше говорить на собеседовании о своих успехах и наградах.

Правда, исключение бывает из любых правил, даже золотых, предупредил бизнес-тренер. Специалиста экстра-класса возьмут на работу с руками и ногами, даже если он самый мрачный пессимист на свете, говорит исключительно о своих бедах и ходит в дырявых джинсах…

Елена Чернобровкина,
фото автора