2.jpg
Ирек Гумеров (слева): "Таких крупных вложений мы еще никогда не делали"

КАМАЗ ВЫБИРАЕТ ПОСТАВЩИКОВ НА КОНКУРСЕ

Вчера на деловой обед с бизнесменами Набережных Челнов в качестве спикера пришел Ирек Гумеров – заместитель гендиректора и директор по развитию ОАО «КАМАЗ». Представительская речь его была недлинной: Гумеров оценил свою компанию как одну из самых динамичных по развитию автокомпонентов, напомнил о концепции рестайлинга, в рамках которой КАМАЗ вот уже несколько лет улучшает потребительские свойства грузовиков, и немного рассказал о насущных технологических планах автогиганта.

– В этом году мы намерены освоить 15-тонный автомобиль «КАМАЗ 5308», подходящий для объемных легковесных грузов. В конце года планируем выпустить опытную партию магистральных тягачей, несколько десятков, созданных в кооперации с Daimler. Первые образцы уже тестируются. Мы частично используем компоненты Daimler: мосты, двигатели, коробки передач нашего с ними СП и каркас кабины Axor. Новая же линейка автомобилей, которую мы полностью выпустим к 2016 году, будет оснащена абсолютно новыми компонентами. Речь идет о следующем поколении кабин всех модификаций, двигателях мощностью до 500 лошадиных сил. Двигатели до 300 лошадиных сил будут поставляться с нашего совместного предприятия, а более мощные – это камазовские двигатели системы Common Rail с чугунной моноголовкой. Что касается новой кабины, то штамповку и сварку будет осуществлять КАМАЗ, а элементами интерьера и экстерьера займутся поставщики. Все это требует больших инвестиций. В этом году мы планируем инвестировать в продуктовое развитие более пяти миллиардов рублей. Таких крупных вложений мы еще никогда не делали. Это такой агрессивный шаг по освоению нового модельного ряда, для которого необходима плотная интеграция с нашими партнерами.

На вопрос гендиректора ООО «Инжиниринг Плюс» Павла Евдокимова о том, как правильно «пристроиться в кильватер» КАМАЗа поставщику автокомпонентов, Гумеров ответил, что сегодня КАМАЗ развивает систему номинаций – это что-то вроде тендера. В каждой номинации участвуют не менее трех поставщиков автокомпонентов, процедура отбора прозрачна.

Из других организационных нововведений Гумеров отметил созданный в прошлом году центр закупок, в котором консолидированы все их виды – заказы и компоненты, и оборудование, и все, что пригодится в хозяйстве. Центр необходим КАМАЗу для адекватного учета, поскольку в прошлом случались казусы: одни и те же товары покупались по разной цене. В последнее время была ужесточена и процедура рассмотрения договоров, заключаемых корпорацией. Особенно тщательно рассматриваются сегодня вопросы посредничества в договорах. Наличие посредника, по словам Гумерова, действует на камазовских менеджеров, как красная тряпка на быка – компания строго выдерживает приоритет прямых поставок.

КАЛЕНДАРЬ ТОП-МЕНЕДЖЕРА

Интересующимся прогнозами помесячной динамики продаж в 2013 году Гумеров предложил ориентироваться только на традиционные сезонные тренды, иначе говоря, ждать оживления рынка не раньше второго квартала. Впрочем, уточнил он, сфера продаж – не его специальность. Говоря о перспективах работы с отечественными комплектующими, директор по развитию напомнил, что СП КАМАЗа имеют четкие программы локализации, и что «Кнорр-Бремзе Кама», например, работает с местной продукцией, но в принципе, отечественные поставщики не предлагают совместным предприятиям КАМАЗа требуемого качества.

Много спрашивали предприниматели о кадровых проблемах КАМАЗа. Гумеров подчеркнул острый дефицит конструкторов-технологов и узких специалистов, по электронике в частности. Говоря о методах поддержки молодых специалистов, он сообщил, что система такая продумывается, а конструкторам в прошлом году довели зарплату до 30 тыс. рублей. Для молодых специалистов КАМАЗ решил существенно компенсировать процентную ставку по ипотеке.

О том, как планирует свой день топ-менеджер КАМАЗа, спросил Гумерова Рустам Валеев – руководитель ассоциации начинающих предпринимателей. Тема тайм-менеджмента сегодня активно продвигается в среде активных молодых предпринимателей, в связи со скорым приездом на челнинский съезд бизнесменов гуру делового планирования Глеба Архангельского.

– Непростой вопрос для топ-менеджеров, – вздохнул Гумеров. – Мы находимся на пересечении управленческих решений, информационных потоков… На КАМАЗе есть информационная система, в которой мы планируем свои дни. Она выявляет конфликты графиков и позволяет синхронизировать задачи. Традиционно у нас по дням распределяются и приоритеты на право организовывать совещание. В свои дни топ-менеджер может активно продвигать вопросы своей компетенции. Лично я веду разработку и освоение компонентов. У меня на каждый день до обеда распланированы внутренние встречи, как правило, в НТЦ, вторая половина дня обычно посвящается межзаводским вопросам. Календари мы составляем на неделю и взаимоувязываем. К сожалению, календарь заполняется у нас не совсем правильно – чаще всего с 8:00 до 19:00… Так что свободного времени мало…

СПЕЦИАЛИСТЫ BOSCH НЕ ЗАХОТЕЛИ ТУТ ЖИТЬ

Одно время велось много разговоров о создании автомобильного кластера вокруг Набережных Челнов благодаря присутствию здесь КАМАЗа, Sollers и других отраслевых предприятий. Когда Гумерову напомнили об этой концепции, он оценил ее текущее состояние в примерах, и, как это принято на КАМАЗе, кивнул на проблемы городского быта.

– Это была интересная идея, системная, – согласился топ-менеджер. – С точки зрения бизнеса она может развиваться сегодня и без господдержки. Всего достаточно: есть ОЭЗ «Алабуга», есть производители компонентов у нас, в КИП «Мастер». Но когда идея обсуждалась, в нее закладывались и вопросы улучшения социальной инфраструктуры. Вот эта часть концепции утратила свою динамику. А социальный аспект нельзя просто оставить в стороне. К примеру, мы обсуждали один проект с компанией Bosch – они производят топливную аппаратуру в России. Мы приглашали их разместиться рядом с нами – нам ведь это выгодно по логистике. Но они при выборе места размещения производства обращаются к памятке где-то из 80 пунктов, среди которых значительная часть – социалка. Они тщательно смотрят, в каких условиях будут работать их коллеги. И мы, конечно, не прошли по их требованиям к среде обитания. А вот пример с позиции бизнеса: 28 января к нам приедет более 90 турецких компаний презентовать себя, около 300 человек. Мы обсудим перспективы размещения их производств у нас. Так что в деловом аспекте автомобильный кластер развивается.

1.jpg
Много спрашивали предприниматели о кадровых проблемах КАМАЗа

ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКИ С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Скромные сведения о новом модельном ряде КАМАЗа Гумеров несколько дополнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», поделившись заодно и концептами будущего.

– Наши новые грузовики – это в первую очередь большое жизненное пространство кабины, хорошая климатическая установка, топливная экономичность и все виды безопасности. Появится комплектация и с автоматизированной коробкой передач. Мы внедряем электронную систему с бортовой диагностикой – водителю легко будет поддерживать машину в адекватном состоянии. Для дальнобойщика, кстати, важно и то, что спальное место станет широким – не менее 70 сантиметров. Предусмотрена серьезная медиасистема – мы делаем ее с Intel. Но шокирующих новинок ждать не нужно, мы называем эту линейку «практичный hi-tech». Поскольку КАМАЗ всегда придерживался сдержанной ценовой политики, мы хотим при высоких потребительских свойствах сохранить цену конкурентной и на невероятные функциональные решения пока не ставим. Они станут характерной чертой следующей генерации, которую мы в работе называем «проект двадцатого года». Все революционные решения заложены в него.

В модели двадцатого года мы рассматриваем все виды опций. Внимательно относимся к трансмиссии, думаем над электронными блоками энергосбережения. Это будет энергоэффективный автомобиль. Мы даже рассматриваем вариант городского электромобиля. Сегодня экономика давит вопросы энергоэффективности, развитие электромобилей сдерживают аккумуляторные системы, изделие получается слишком дорогим. Но по трендам мы видим, что в течение примерно пяти лет вопросы рентабельности будут решены – наука на этой проблеме сконцентрирована, прогнозы уже есть. И потребность есть, ведь в некоторых городах машины уже в центр не хотят пускать. Представьте – вы спите, под окна подъезжает мусоровоз… А как было бы приятно, если бы подъехал тихий электромобиль. Есть много функциональных опций, в которых энергоэффективные решения будут уместны - именно их мы и ищем. Также мы прорабатываем алгоритмы дистанционного управления грузовиками во вредных для человека зонах. Впрочем, это пока научно-исследовательские работы, задачи далеких перспектив. Сегодня есть технические решения по гибридам, но и они экономически неэффективны без господдержки. В этом году мы активизируем газовую тематику в автомобилях и автобусах – вот это направление актуально для городских перевозок, ведь газовое топливо гораздо дешевле жидкого.