НЕТ ДЕНЕГ? ОТРАБОТАЙ ИЛИ ХОДИ ПОЛГОДА ПЕШКОМ

Идея оставлять злостных неплательщиков штрафов без колес на 3 - 6 месяцев озвучена главой федеральной службы судебных приставов. Артур Парфенчиков заявил, что это станет действенным стимулом платить вовремя, ведь для некоторых автовладельцев хуже нет наказания, чем ходить пешком.

Пока за просрочку нарушителю грозит штраф или административный арест, напоминает «Российская газета». Помимо этого, в Госдуме обсуждается предложение ввести для неплательщиков обязательные работы.

Впрочем, одной из проблем для водителей-должников становится не столько нежелание платить небольшие суммы штрафов, а несвоевременность информирования. После внедрения систем видеофиксации автовладельцы часто узнают о своих нарушениях не от инспектора ГАИ, а по почте. Прокатившись с ветерком, водитель может и не заметить, что «ветерок» выскочил за рамки требований ПДД. Зато это прекрасно заметят камеры, и через некоторое время водитель получит письмо с фотографией и квитанцией.

Но пока почтальон доставит конверт по адресу, драгоценное время подчас уходит, и у человека истекает срок добровольной оплаты. Поэтому, по мнению Парфенчикова, «час мирной расплаты» можно и продлить - ничего страшного не будет. По его словам, сейчас приставы отмечают «всплеск активности по добровольной оплате штрафов на 55 - 60-й день после момента фиксации нарушения».

- Наверное, нужно увеличить и время для добровольной оплаты. Увеличение срока на два-три месяца ситуацию не ухудшит, - приводит «Российская газета» заявление Парфенчикова. - Но мы дадим возможность большую часть штрафов исполнять в добровольном порядке.

ШТРАФЫ ЗАПУТЫВАЮТ В СОЦСЕТИ И ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

С этого года в России заработает система обязательного контроля за оплатой административных штрафов, что позволит серьезно снизить число необоснованных претензий к штрафникам. Приставы надеются, что такой контроль позволит снизить число ошибок, когда приставам поступают на исполнение уже оплаченные штрафы.

Также Парфенчиков отметил, что в первую очередь надо все-таки не ужесточать наказания неплательщикам, а создавать систему уведомлений и удобные сервисы для оплаты. В ближайшее время служба судебных приставов планирует привлечь популярные платежные системы к реализации процедуры оплаты долгов.

По оценкам ведомства, благодаря внедрению электронного документооборота в ближайшие годы 67% взысканий приставы будут осуществлять, не выходя из своего кабинета.

Любопытно, что уже сегодня оплатить штрафы можно через интернет, а также проверить себя по базе данных должников. Интерес к сервису настолько велик, что, по данным ведомства, во время новогодних праздников граждане даже обрушили базы данных: сеть просто не справилась с огромным числом запросов. Но вскоре проблема была устранена.

Вчера глава ведомства сообщил о разработке новой опции - пользователя сети будут информировать о его попадании в базу данных исполнительных производств.

Насколько актуальна эта проблема для республики? Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-центре татарстанского управления ФССП, в 2012 году в отношении должников по штрафам ГИБДД было возбуждено 265 тыс. исполнительных производств. Татарстанцы задолжали свыше 135,7 млн. рублей. В течение года было завершено 203 тыс. дел на общую сумму 98 млн. рублей.

Цену вопроса ранее озвучивал глава республиканского ведомства Рифкат Минниханов, который косвенно также подтвердил, что задолженность составляет около 100 млн. рублей. Он заявлял, что по итогам 2011 года было собрано штрафов на 1 млрд. рублей. Собираемость составила, таким образом, около 90%.

ЕСЛИ НЕ ОПЛАЧИВАЕТ ШТРАФ, ЗНАЧИТ, НЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ПОСТУПКИ

Насколько эффективно лишать прав за долги ГИБДД? Об этом корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов.

Ильдус Янышев - директор по связям с государственными органами и международными организациями компании «Дельта»:

- Если уж и лишать водителей прав, то по той системе, которая сейчас введена в Китае. Там за нарушения водителям начисляют баллы, в зависимости от их количества полагается или административный арест, штрафы или лишение прав. Я за то, чтобы ввести подобное наказание. Деньги сейчас не служат хорошей дисциплинарной мерой, если деньги есть, человек просто оплачивает штраф. И продолжает дальше игнорировать скоростной режим и неправильно парковаться, не говоря уже о более серьезных нарушениях.

Айдар Шагимарданов - председатель совета НП "Групп Тархан":

- Я считаю, что это абсолютно не продуманное предложение. А вдруг человек болеет или находится за границей? Это наказание - лишение прав - должно быть применено только к тем нарушениям, когда водитель непосредственно находится за рулем автомобиля: за крупные аварии, за езду в нетрезвом виде. А если человек не оплатил штраф, это же не говорит о том, что он не способен адекватно водить. Лишь о том, что он в данный момент не способен финансово исполнить свои обязательства.

Олег Шатов - руководитель Казанской школы высшего водительского мастерства:

- На мой взгляд, лучше было бы ввести для штрафов срок давности, чтобы по истечению него они сгорали. Почему с налогами действует такая практика, а со штрафами нет? Может быть, эту практику можно применять только к злостным нарушителям, а не ко всем, кто имеет штрафы?

Рустем Хайруллин - представитель ФАР в РТ:

- Все эти предложения по поводу автомобилистов начинают беспокоить. Каждый считает своим долгом пнуть водителей, как будто они источники всех бед. Может автомобилистов хотят уничтожить как класс? Если этот закон протащат, конечно, его примут, и он будет в рамках закона. Но на наш взгляд, это предложение свидетельствует о том, что служба судебных приставов просто не справляется. Сейчас уже ГИБДД берет на себя функции приставов, пробивает штрафы, например. Значит, если механизм не работает, нужно идти не по пути ужесточения. Ужесточать можно до бесконечности, но может задаться вопросом, почему не оплачивают штрафы? У нас просто нет контроля за уплатой штрафов, раз целая служба не может справиться с их сбором.

Динар Насыров – директор IТ-парка:

- В этом предложении есть здравый смысл. Если копятся штрафы за проезд через двойную сплошную, выезд на «встречку», то прав нужно лишать. Если человек не оплачивает штрафы, значит, не отвечает за свои нарушения. Наверное, лишение прав даже действеннее, чем посадить на 15 суток.

Конечно, это не касается небольших штрафов или если вашим автомобилем управлял другой человек по доверенности.