С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ ОБРАЩАЙТЕСЬ В ФАС
Полемика, которая разгорелась вчера на деловом обеде в Набережных Челнах, была инициирована Еленой Угольниковой – директором челнинского муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа». Угольникова поставила перед предпринимателями простой вопрос: отчего бизнес не хочет участвовать в муниципальных аукционах? И получила несколько любопытных ответов, не считая встречных щекотливых вопросов.
Занимаясь подведением годовых итогов муниципальных торгов в Челнах, в ведомстве Угольниковой обнаружили любопытную статистику: если в 2010 году количество участников в торгах примерно равнялось 800 предприятиям, то в отчетном 2012 году оно снизилось до 300. Понять, почему бизнес не идет на электронную площадку биться за заказ, в дирекции не смогли, и директор адресовала вопрос напрямую бизнесменам, заодно подсказав вариант лояльного ответа: «Бывают проблемы из-за низкой квалификации специалистов на предприятиях. Наверное, они не могут пробиться через некоторые барьеры».
У потенциальных участников аукционов версии оказались другие. Например, такие: игра на торгах ведется нечестно. Даешь свою цену, ее перебивают на один рубль, и торги сразу закрываются. Или такие: торги ты выиграешь, но тебе укажут компанию, у которой ты будешь товар покупать для последующей продажи заказчику.
– По закону, если участник размещения заказа сделал предложение, после него дается еще 10 минут на встречное предложение, – напомнила Угольникова. – Поэтому в случае с моментальным закрытием торгов речь идет, вероятно, о коммерческих площадках, на которых возможны некорректные шаги операторов и нечеткий регламент. Второй вопрос – он, наверное, больше эмоциональный… Могу лишь сказать, что любые действия операторов, независимо от формы собственности площадки, можно обжаловать в антимонопольной службе.
– Если честно, – поделилась Угольникова собственным видением проблемы, – вот внедрили электронный аукцион – это открытая, удобная процедура… Но многие участники не хотят открывать свои капиталы, и они ушли. Другие не знают, как правильно работать с электронной площадкой. Такое складывается мнение, потому что на открытые аукционы прежде выходило намного больше участников, чем сейчас на электронные торги.
Елена Угольникова: "Растет количество несостоявшихся торгов – теряется экономия бюджетных средств" |
При этом особых проблем с поставками исполком не испытывает. Как рассказала Угольникова, был дефицит с организацией питания, но остался в прошлом, когда количество участников увеличилось до двух, а в перспективе маячат и другие. В настоящее время ни одного конкурента только у «ВАМИНа» по поставкам молока.
НА ВИТРИНЕ ТОЛЬКО «ЖИГУЛИ»
Обсуждение коснулось не только закупок для нужд исполкома, но и реализации муниципального имущества. Свою точку зрения на эту сторону торгов высказал Михаил Надеждин - владелец юридической компании «Надеждин и партнеры».
– Как практикующий юрист, я заметил, что торги на продажу тоже сократились в объеме. По-моему, это случилось после одного из выступлений президента РТ на заседании кабмина, где он сказал, что до 90 процентов участников торгов – это фирмы-однодневки. Фирмы, которые дискредитируют саму идею муниципальных аукционов. Они работают на понижение цен, забирая лакомые куски. Исчезли ли они?
Кроме того, посмотрите, что сейчас реализуется? Муниципалитет Набережных Челнов продает два автомобиля – «ВАЗ-семерку» и «Волгу» 1980 года выпуска. А все ценное уходит мимо торгов по договорам аренды. Я как раз сейчас участвую в судебном процессе – депутат судится с предпринимателем из-за земельного участка. Этот участок был отдан по договору аренды, минуя аукцион. Судебным решением его реализация была отменена, и надеюсь, скоро участок появится на торгах.
Суть ситуации со спорной землей Надеждин пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Этот участок был в долгосрочной аренде у одного предпринимателя, но постановлением главы администрации он был передан другому предпринимателю, без аукциона. Бывшего арендатора вынудили отказаться от земли, пообещав ему передачу участка в собственность. Когда тот отказался от участка в надежде стать его собственником, землю сразу передали другому лицу. Возможно, в этих действиях и не было злого умысла, просто не хватает грамотных специалистов, чиновники по инерции работают старыми схемами. И суд первой инстанции встал на сторону исполкома, только суды второй и третьей инстанций указали исполкому на недопустимость подобных действий. Однако я подозреваю, что история на этом не закончится. Постановление исполкома отменено, однако истец до сих пор не заявил о возврате ему земли. Участок как бы повис в воздухе. Наверняка появятся и другие претенденты на него – для таких ситуаций и нужны муниципальные торги».
На поставленный вопрос Угольникова ответила ссылкой на новое законодательство, вступившее в силу с этого года: теперь земельные участки могут реализовываться исключительно посредством торгов. «Однако продажа муниципального имущества – само по себе явление очень редкое, – отметила она. – Его не так много».
ЧТО ТАКОЕ ОДНОДНЕВКА?
На отсутствие профессиональных брокеров, из-за которого имущество города до сих пор может реализовываться вне торгов, Надеждин обратил внимание и в общей дискуссии: «В челнинских вузах я не встречал курсов профессиональной работы на бирже. Все специалисты-брокеры работают как раз в фирмах-однодневках».
С недостатком информированности бизнеса Угольникова согласилось легко, известив о планах по размещению информации о торгах и их механизмах не только на федеральном сайте, но и на городском. Кроме того, сейчас, по ее словам, стоит вопрос о необходимости обосновывать цену лота в документации, в связи с чем дирекция мунзаказа уже занимается рассылкой коммерческих предложений потенциальным участникам в целях мониторинга цен.
По вузовскому обучению биржевым специальностям, кстати, Надеждину тоже ответили – из зала. Как выяснилось, перечень специальностей определяет минобразования, и специальности «брокер» в списке нет. Проводить же эти курсы в рамках допобразования сложно. Сейчас в вузах есть, в частности, такое направление, как «оценка бизнеса». Однако на запрос в министерство приходит настолько размытый ответ, что просто непонятно: имеет вуз право вести такую подготовку или не имеет. То же самое и с подготовкой брокеров. Предприниматели же вкладывать собственные средства в повышение квалификации сотрудников не готовы.
Протест директора муниципального учреждения вызвало понятие «фирмы-однодневки».
– Что это такое – «фирмы-однодневки»? – потребовала Угольникова конкретики. – Я за четыре года работы в этой сфере ни одной такой фирмы не выявила – объясните, как это сделать? Мы рассматриваем все документы – и учредительные, и справку из налоговой инспекции, но как определить, собирается ли фирма работать, или она хочет только забрать один заказ? Как доказать? И если она качественно выполняет заказ, то почему ей нельзя участвовать в торгах?
– Что такое «фирма-однодневка», показывает как минимум последний грандиозный скандал в Казани, – напомнил Надеждин, – Тот, где предприятие выиграло тендер на уборку федеральный трассы от снега, после чего выяснилось, что у нее даже нет спецтехники. Вот вам фирма-однодневка, созданная для получения денег из бюджета.
НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ БРАК ЗАДЕШЕВО
В комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» Угольникова подчеркнула, что беспокоит устроителей торгов не столько количество предложений от бизнеса, сколько его участие в последней стадии процедур – собственно аукционах.
– Объем муниципальных заказов сам по себе сократился, – сказала она. – К примеру, поставки по линии здравоохранения ушли из нашей юрисдикции в республику, а с ними – практически 45 процентов заказов. Соответственно, уменьшилось и число участников торгов. Непонятно другое: почему предприниматели заявки подают, а на аукционы в итоге «не являются» – виртуально, конечно. В итоге на торги выходит только один участник, и они считаются несостоявшимися. Растет количество несостоявшихся торгов – теряется экономия бюджетных средств. Вообще, это происходит по всей России, не только у нас.
Владельцы бизнесов рассказали газете «БИЗНЕС Online», почему они, попробовав раз или два, отказались в итоге от участия в государственных торгах. Производитель спецфургонов, гендиректор ООО «Атермал» Александр Кислин поделился таким опытом:
– Я заявку подавал, и не один раз, был близок к тому, чтобы получить муниципальный заказ. Но в итоге в торгах не участвовал. Были такие случаи, что за сам факт участия нужно было внести энную сумму, а я не привык платить за кота в мешке. В общем, устоялось мнение, что лучше туда не лезть. Кроме того, главный критерий отбора в муниципальном заказе – это цена, но не качество. У меня продукция не дешевая, и я не хочу производить дешевую. На этом поле воюют, как правило, за срочность изготовления и за объем предоплаты. Я не всегда могу работать без предоплаты.
Словом, нет на торгах никакой здоровой конкуренции. Они вроде и призваны обеспечить страну качественной продукцией, но на самом деле дают возможность заработать только тем, кто уже заработал, а остальным хода к мунзаказу нет.
Был случай, когда я и по цене выигрывал. Разговаривал с потребителем конечной продукции – он был за мою машину обеими руками, но выиграла другая компания, даже не производитель, а посредник. Мы с партнерами питерскими тогда подняли шум, до сведения Путина довели ситуацию – и результаты торгов отменили. А через полмесяца они повторились и с тем же самым результатом, все равно заказ получил тот посредник. Машина у него была дороже и хуже, ну и чего там участвовать? Просто мой конкурент-посредник представлял крупную фирму с хорошим оборотом и знал, кому сколько «отстегивать». Вот вы подойдете, так у вас не возьмут: «Что вы-что вы, мы не такие». Потому что там не участвуют, а работают.
Каусар Сабиров – гендиректор ООО «Жалюзи от Каусара», в целом придерживается того же мнения:
– Я в такие игры не играю, потому что все равно буду в проигрыше. Причина проста – я делаю качественный и дорогой товар, а заказчик хочет дешевый. В госзаказах участвуют фирмы, которые сегодня есть, а завтра нет.
Но я один раз тоже принимал участие, когда еще окнами занимался. Проиграл торги. На следующий день ко мне пришел победитель, чтобы у меня же эти окна заказать. Я его дальше послал искать.
Госзаказ – это ерунда, договариваться с заказчиком надо напрямую. Я же лично отвечаю за качество своих окон и жалюзи, а со стороны заказчика кто лично отвечает? Это все несерьезно, и политика должна быть другой – направленной на качество, а не дешевизну поставки.
ВНЕ КАЗАНИ БИЗНЕСА ВООБЩЕ НЕТ
Раскрыть вопрос увеличения объема несостоявшихся торгов корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» попросил и гендиректора ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Якова Геллера.
– Причин отказов от аукционов много. Мы делали соцопрос на эту тему и подобрали 8 возможных причин. Но, на мой взгляд, главная причина одна – у нас просто нет бизнеса в достаточном объеме. Дело тут не в торгах. Ваша одежда, предметы у вас в руках – чьего они производства? Это главное, а косвенная причина в том, что предприниматели боятся играть с государством в «азартные игры».
На нашей площадке «Заказ РФ» на сегодняшний день аккредитовано более 80 тысяч участников. В прошлом году прошло 44 тысячи торгов – это довольно большое количество. И все же производителей очень мало. Конечно, заявки подаются, но примерно 38 процентов торгов заключаются с единственным пришедшим заявителем. Аукцион не проводится, контракт заключается с одним участником, безальтернативно. Бывают и устойчивые пары, которые приходят на торги, заранее договорившись о том, кто из них выиграет и с какой ценой. Есть, конечно, разные прецеденты – например, торг, который сейчас идет на поставку простыней для деревни Универсиады, там аж 21 участник. Но мне, например, непонятно, почему торги на сельхозпродукцию – ту же картошку, морковку, молоко – не собирают участников. Фермеры же есть. Пусть у «ВАМИНа» конкуренции нет, но в каждой деревне есть коровы. Значит, бизнес неконкурентоспособен. Это касается и мунзаказа, и федерального – без разницы.
У нас половина районов республики на выставке-продаже ЭТИСа не способна представить ни одной позиции производства. 80 процентов бизнеса сосредоточено в Казани. Это проблема не ЭТИСа, это проблема глав муниципалитетов, у которых бизнеса нет. Инвестиционные ниши, которые мы предлагаем, – продукция, которая пользуется спросом на территории республики, у нас не производится. Та же керамическая плитка, проволока, арматурная сетка – пустых ниш много. И это задача главы муниципалитета – заполнить нишу, локализовать бизнес у себя. Эти торги как градусник. Если вам не нравится температура, которую он показывает, его можно разбить, а можно лечить болезнь. Вот этот градусник и показывает, что бизнес не хочет с государством играть. У государства всего два способа помогать бизнесу: во-первых, корзина льгот и преференций, во-вторых, обеспечение доступа к заказам. Электронные площадки обеспечили доступ с условиями прозрачными, равнодоступными, а пользоваться ими все равно некому.
Я понимаю Набережные Челны – там есть огромный КАМАЗ, он приносит налоги в бюджет, а сколько надо создать малых предприятий для участия в мунзаказе, чтобы КАМАЗу их противопоставить?
Потери бюджетов из-за того, что никто не участвует в торгах, мы высчитываем. Нормальные торги в конкурентной среде обычно приносят 10 - 12 процентов выгоды. С одним участником торгов никакой выгоды нет. То есть потери любого бюджета – что федерального, что городского, составляют без торгов примерно 10 процентов. Для страны это миллиарды.
Если говорить о фирмах, которые не в состоянии выполнить полученный заказ, то тут просто речь идет о мошенничестве, уголовном преступлении. Закон о закупках не может действовать в отрыве от Уголовного кодекса. Если фирма не выполнила госконтракт, ее руководитель должен быть осужден, а фирма – разорена. Пока жестких карательных мер не будет, ситуация не исправится. У нас государство отстало в силовой практике от практики госзаказа. Потому что практика электронного госзаказа России многими экспертами признана самой передовой, но жуликов она наказывать не может, это дело правоохранительных органов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.