ОПТИМИЗАЦИЯ КАДРОВ НАЧИНАЕТСЯ 

Недавно назначенный директор объединенного с ИНЭКА филиала КФУ в Набережных Челнах Махмут Ганиев впервые вышел на «невузовскую» публику. В среду он встретился с предпринимателями и пообщался с прессой в рамках делового обеда, прошедшего в Набережных Челнах. Первым делом Ганиев сообщил, что название новому вузу так и не придумали, и когда придумают – неясно. Сегодня объединенный филиал КФУ насчитывает 14 тыс. студентов, около 2 тыс. сотрудников и 8 зданий. «Размеры» вуза Ганиев, сам выходец из КАИ, сравнил с КНИТУ им. Туполева. Впрочем, количество сотрудников будет сокращаться, как и ожидали преподаватели обоих слитых вузов.

Оптимизация управленческого персонала, по словам Ганиева, на сегодняшний день завершена, хотя количество сокращенных людей озвучивать он отказался. На очереди – учебный персонал. «Реформируя структуру кадров, мы попытаемся добиться синергетического эффекта, – заверил Ганиев, – постараемся не выплеснуть с водой ребенка. Грядут изменения в структуре факультетов, при которых будут учитываться интересы КАМАЗа. И города, конечно, тоже».

Как пояснил Ганиев корреспонденту «БИЗНЕС Online», оптимизация кадров будет производиться по итогам переаттестации. Критерии же этой переаттестации будут вырабатывать совместно с руководством вуза специалисты КАМАЗа и других предприятий.

– У КАМАЗа уже есть предложения по этому вопросу, – сообщил Ганиев. – Минобразования в выработке требований участвовать не будет – просто будут учитываться нормативные требования к квалификации преподавателей. Таких норм много – например, есть количественная: на столько-то студентов, 10 или 12, должен приходиться один преподаватель. Сейчас в управленческий персонал мы взяли людей как из КФУ, так и из ИНЭКА. У меня, например, нет пристрастий ни к одному из бывших вузов, поскольку я человек со стороны.

Махмут-Ганиев_-Преподаватели-РЅРµ-занимаются-РЅРё-наукой,-Р
Махмут Ганиев: "Преподаватели не занимаются ни наукой, ни учебным процессом"

ИНФОРМАЦИЕЙ НУЖНО ДЕЛИТЬСЯ АККУРАТНО, ДАЖЕ ДОМА 

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Ганиев также отверг слухи о том, что в новых трудовых договорах появится пункт о корпоративной этике, согласно которому преподавателям будет рекомендовано воздерживаться от публичных негативных высказываний об условиях своей работы.

– Думаю, с юридической стороны это было бы глупо, – сказал он. – Но корпоративный этикет, конечно, должен быть, в конце концов. Нельзя выносить сор из избы. Очень часто информация, проходя через «испорченный телефон», искажается. Надо делиться информацией аккуратно, даже в бытовом плане, в семейном… Это, однако, нигде не застолблено, тем более в трудовых контрактах.

В настоящее время, как разъяснил газете «БИЗНЕС Online» директор филиала КФУ, экономические отношения филиала и казанского центра еще не определены достаточно четко:

– Мы проводим отчисления в фонд головного вуза. А оттуда получаем много субсидий на закупку оборудования. Получаем больше, чем отдаем, точнее прикинуть сложно. В ИНЭКА, например, лабораторная база устарела и требует больших вложений. Но, чтобы получать деньги, надо иметь четкую структуру, а то ведь непонятно, кому давать – тут одна кафедра, там другая такая же… Поэтому я и спешу с реорганизацией. В принципе, предприятия тоже готовы помочь нам с оборудованием – с КАМАЗом мы часто ведем переговоры и на эту тему.

Свои отношения с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым челнинский директор охарактеризовал как старые и добрые, но деловые: «Я работал 17 лет в Елабуге, Гафуров 13 лет был там главой администрации. Наши отношения могут быть только хорошими. Мы давно друг друга знаем, у нас были совместные цели, совместная работа. В частности, по ОЭЗ «Алабуга»: он решал производственные вопросы, а я занимался подготовкой кадров».

ИНЭКА ЖИЛ НЕ ПО СРЕДСТВАМ 

Директор также подтвердил журналистам сведения о падении зарплаты у преподавателей, однако прогнозировал рост зарплат в будущем, причем выше прежнего уровня.

– Цифр я не знаю, но тенденция есть. Видите ли, в последнее время ИНЭКА жил не по средствам. За полтора года число студентов вуза сократилось на две тысячи. Это примерно 60 миллионов рублей дохода. Сотрудники, которые были трудоустроены до этого, остались на своих местах. Соответственно, зарплата у них упала. Сегодня в бывших вузах есть дублирующие друг друга кафедры, есть одинаковые группы, в которых по 8 – 9 студентов. А зарплата преподавателей не зависит от размеров группы. Когда мы закончим структурную перестройку, я думаю, зарплата станет даже больше, чем раньше. Выбрать среди преподавателей наиболее квалифицированных – моя задача на ближайшие три-четыре месяца. К приему абитуриентов у нас должен воцариться четкий порядок.

460.jpg
После оптимизации кадров зарплата вырастет

Ганиев также подчеркнул, что сокращения – мера непопулярная, но необходимая, и пока руководству удается обходиться «малой кровью». Снижение позиций КФУ в рейтинге вузов он объяснил следующим образом:

– Все показатели вуза в рейтинге делятся на количество студентов и преподавателей. Студентов и работников стало много, ведь 6 вузов объединили, а наукой преподаватели не занимаются, да и учебным процессом – тоже. Отсюда и показатели.

«ПУСТЬ ПРОИЗВОДСТВО ВЫБИРАЕТ НАУКИ» 

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» согласны с тем, что КАМАЗ будет активно участвовать в выработке критериев переаттестации преподавателей перед их сокращением, – в той или иной мере.

Борис Кузнецов – профессор, завкафедрой «Экономика, организация и управление производством» бывшего ИНЭКА:

– 60 процентов наших студентов учатся на коммерческой основе – их послали учиться родители, маленькие предприятия, они ничем КАМАЗу не обязаны, и далеко не все из них получат специальность, которая найдет применение на заводах. Из ИНЭКА, например, на КАМАЗ туда уходили около пять процентов выпускников. Я думаю, с критериями переаттестации все будет обстоять сложнее. Участие КАМАЗа может в какой-то мере относиться к техническим направлениям. Только в той части вуза, что существует на базе ИНЭКА, числится более 200 гуманитарных профилей – причем здесь КАМАЗ?

С другой стороны, есть некоторый дефицит технических направлений. К студентам этих профилей, в первую очередь бюджетникам, видимо, отношение будет особое. Я думаю, КАМАЗ должен обратить внимание на индивидуальную подготовку студентов из их числа, заключать индивидуальные договоры. Сегодня нельзя сказать, что в бывшем ИНЭКА много желающих работать на КАМАЗе. При этом в городе около 26 тысяч хозяйствующих субъектов. Каждому из них требуется, например, бухгалтер. А у нас выпуск бухгалтеров доходит до 400 с лишним человек. Словом, чтобы переаттестовывать преподавателей, нужно видеть и понимать всю сложность организма вуза. Пока у нас все спокойно, никаких возмущений нет.

Александр Салагаев – доктор социологических наук:

– Если вуз будет готовить кадры для КАМАЗа, то, конечно, профильные специальности должны определяться совместно с конечным потребителем. Этот вопрос обсуждается и на федеральном уровне. Его решение сводится в итоге к тому, что студенты должны готовиться для конкретных рабочих мест, не выпускаться «в никуда» – следовательно, потребитель кадров должен участвовать и в определении перечня специальностей, и в формировании требований к преподавательскому составу. Другой вопрос – в филиале КФУ до слияния ведь не было технических специальностей вовсе. КАМАЗу нужны технические специалисты и отраслевая экономика, в то время как в выпускниках бывшего филиала нуждается город. Будут ли адекватно учитываться все интересы?

Юрий Шеин – гендиректор OOO «Экспо – регион Закамье»:

– Взаимоотношения крупных вузов и крупных производственных предприятий всегда давали положительные результаты. В свое время, например, за «ЗИЛом» был закреплен институт, благодаря чему технические характеристики грузовиков были на высоком уровне. Да и КамПИ создавалось когда-то при КАМАЗе. Я считаю, это позитивная тенденция, потому что сегодня наука у нас слишком далеко ушла от реалий жизни, в вузах преподают слишком много абстрактных знаний. А аттестация как таковая тоже необходима преподавателям, она стимулирует их работу.