На КАПО речь шла и о программах ремонта и модернизации Ту-160 и Ту-22М3 |
«НАС ОЧЕНЬ ВОЛНУЕТ БУДУЩЕЕ КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА»
Министр обороны РФ Сергей Шойгу прилетел в Казань на военном Ту-154. Говорят, что изначально принять борт должен был аэродром КАПО им. Горбунова, однако вмешалась погода, и главу оборонного ведомства встречал «цивильный» аэропорт. Как бы то ни было, но КАПО (где побывал корреспондент «БИЗНЕС Online») все равно стал одним из главных пунктов программы пребывания Шойгу в Казани.
По бизнес-центру завода в ожидании вышагивали генералы и полковники местной оборонки: Владимир Иванов (ГИПО), Ренат Мистахов (зеленодольский завод им. Горького), Радик Хасанов (ПОЗиС), Халил Гиниятов (Казанский пороховой завод), Александр Гомзин (ОКБ «Сокол»), Сергей Побежимов (ЭНИКС) и другие. Чувствовалось, что некоторые держат в кармане пальцы крестиком, чтобы не сглазить. Советник премьер-министра РТ Назир Киреев, видимо, проводя некие аналогии, указал корреспонденту «БИЗНЕС Online» на панно с фото из славного прошлого КАПО, невесело отметив, что о каждом из тех руководителей можно было бы легко по книге написать, а генералы со множеством звезд на погонах дневали и ночевали на предприятии.
В цехе окончательной сборки для Шойгу развернули экспозицию продукции татарстанских предприятий. Журналистов на выставку не пустили, позволили лишь съемку. Судя по кадрам коллег с телеканала «Звезда», министру рассказали о беспилотниках «ЭНИКСа» и «Сокола», о кораблях и судах завода им. Горького, о боеприпасах «ПОЗиСа». Шойгу прошелся по салону Ту-214ОН, который изготовлен по военной программе легальной разведки «Открытое небо». Насколько понятно, борт должен быть сдан в этом году. Видимо, зашла речь и о программах ремонта и модернизации дальних ракетоносцев Ту-22М3 и стратегических Ту-160 – они эффектно декорировали задний план.
Позднее, на совещании, президент РТ Рустам Минниханов подчеркнул: «Нас очень волнует будущее казанского авиазавода».
Оборонка Татарстана с нетерпением ждала Сергея Шойгу |
ШОЙГУ – ВЕРТОЛЕТОСТРОИТЕЛЯМ: «МОЖЕТ БЫТЬ, СЕГОДНЯ ВЫ СМОЖЕТЕ УБЕДИТЬ НАС…»
Затем делегация военных переместилась на КВЗ. Здесь Шойгу показали цеха механообработки и окончательной сборки. Как идет крупная серия, Шойгу особо смотреть не стал: Ми-17 – один из реально конкурентоспособных российских высокотехнологичных товаров, что тут еще сказать? Блестящий свежей серой краской один из Ми-17В-5 индийского заказа был выставлен отдельно.
Интереснее всего был «штучный» товар – «Ансат» в варианте VIP-салона, «Ансат» с гидромеханической системой управления и чрезвычайно эффектно смотрящийся в цветах «Вертолетов России» второй опытный экземпляр Ми-38. И, конечно, «Ансат-У». Штучной эту машину назвать уже нельзя, но и массовой она пока не стала. Именно этому главным образом и было посвящено вступительное слово Шойгу на главном событии дня – совещании. «На сегодняшнем совещании предлагаю обсудить вопросы, связанные с поставками для нужд министерства обороны вертолетной техники предприятиями холдинга «Вертолеты России», в том числе Казанским вертолетным заводом», - обозначил тему министр (кстати, порадовало, что речь Шойгу начал с давно позабытого в гражданской жизни обращения «уважаемые товарищи»). Он напомнил, что сегодня реализуется программа комплексного переоснащения вооруженных сил, и одно из главных направлений - перевооружение ВВС. До 2021 года промышленность должна сдать около 2 тыс. новых авиационных комплексов, в том числе 985 вертолетов.
Ми-38 в новой, фирменной окраске "Вертолетов России" смотрится очень эффектно |
Упор был сделан на потребности ВВС в больших количествах легких вертолетов: «Нам необходимо решить застаревший вопрос дополнительной потребности ВВС в легких вертолетах, - заявил Шойгу. - Это важно для нас со всех точек зрения. Нам надо учить молодых летчиков, желательно учить с максимальным налетом часов. Сегодня мы этого добиться не можем, а если можем, то это получается достаточно дорого – пересаживаем курсантов на Ми-8. Нам нужны вертолеты среднего и легкого класса – Ка-226, «Ансаты». Тот объем, который нам необходим, пока, к сожалению, мы не имеем возможности получить. Может быть, вы сегодня сможете нас убедить, что сможете дать нам эту технику в необходимом количестве», - не стал излишне обнадеживать министр и заверил, что отныне за качество, послепродажное обслуживание и справедливое ценообразование будет особый спрос.
Напомним, что ранее председатель совета директоров КВЗ Александр Лаврентьев рассказал газете «БИЗНЕС Online»: «Каждый год для министерства обороны делается около десятка «Ансатов-У». И Шойгу будет об этом разговор вести, потому что цифры нужны совершенно другие». Отметим, что, по прежним планам, в 2011 - 2018 годах КВЗ должен поставить военным 32 «Ансата-У». Вот он шанс показать себя, ведь это казанский продукт.
В ответном слове Минниханов заверил, что республика готова решать поставленные военными задачи: «Мы приложим все усилия, чтобы оборонно-промышленный комплекс четко работал по тем договоренностям, которые будут определены».
АН-70 В КАЗАНИ: СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА
Задачи в каких областях могут поставить перед РТ военные, газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у известного эксперта в военно-промышленных вопросах, директора центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, который прилетел в Казань вместе с журналистами федеральных СМИ.
- Руслан Николаевич, что Шойгу может особо заинтересовать в Татарстане? Может быть, стоит выделить какие-то проекты?
- Министра обороны должно интересовать все, поэтому, думаю, он методично все и осматривает. Это первое.
Во-вторых, совершенно очевидно, что в конфликтах будущего будет крайне велика роль мобильности, вертолетов. В частности, отсутствие должного парка вертолетов семейства Ми-17 не позволило нам более оперативно сработать во время войны с Грузией. Изношенный парк Ми-17 не смог прилететь в горы и забросить десант. Поэтому роль КВЗ, как лучшего из двух производящих эти вертолеты заводов, которые закупаются сотнями, важна.
И совершенно очевидно, что те задачи, которые стоят перед Россией (перевооружение, удержание технологического лидерства), невозможно реализовать исключительно силами федеральной власти. Поэтому, думаю, у министра будут переговоры с местными властями, которые уделяют оборонной промышленности определенное внимание, - понятно, что основные доходы идут от нефти, но хай-тек они тоже стараются поддерживать.
Военные осмотрели один из вертолетов Ми-17В-5 для ВВС Индии |
- Здесь довольно сильны беспилотные традиции…
- Да, «Сокол» выиграл совместно с петербургским «Транзасом» конкурс (на разработку тяжелых беспилотников – авт.), и они должны представить свои разработки в ближайшем будущем. Но дело в том, что министерство обороны на протяжении последних 15 лет очень сильно нахлебалось с разработчиками и производителями беспилотных летательных аппаратов, поэтому, думаю, если «Сокол» с «Транзасом» не смогут на должном уровне ответить, это будет означать окончательно, что Россия переориентируется на ту или иную лицензионную сборку… Это тоже важно, думаю, будет подниматься этот вопрос, потому что роль БЛА растет.
"Ансат" в варианте VIP-салона |
- Мы все гадаем – будет или нет выпускаться в Казани Ан-70…
- Скорее нет, чем да. У этого есть три причины.
Первая. Все-таки совместно с украинцами что-то делать - это всегда риски - политические, экономические. И вообще, любой совместный проект - это риск. Должен быть высокий уровень доверия и комплиментарности.
Второй момент. Совершенно очевидно, что мы не Советский Союз и не можем позволить себе такую широкую гамму военно-транспортных самолетов. Хотя Ан-70 и Ил-476 - это разные самолеты, страна заложилась на Ил-476, и он неизбежно будет отъедать у Ан-70 место.
И третье, самое серьезное. Даже если сейчас самолет будет доведен, испытан, где будет серийное производство? Его надо разворачивать. Как я понимаю, министерство обороны не будет платить за разворачивание, оно лишь готово самолеты покупать. У ОАК денег на разворачивание серийного производства нет. Самостоятельно КАПО это не потянет. Я это называю синдромом украинца: нет денег, чтобы заработать деньги.
Эти три причины меня настраивают на мысль по поводу Ан-70 в Казани и Ан-70 вообще в России – скорее нет, чем да.
- Есть ли у вас информация по предварительной сделке с Вьетнамом на строительство на заводе имени Горького еще двух фрегатов проекта «Гепард»? Одни источники уверяют, что сделка состоялась, другие – что нет…
- Состоялась. Вопрос в том, что Вьетнам очень сильно давит на российскую сторону, чтобы не было разглашения… «Гепард» – очень хорошая платформа, но вопрос в другом. У нас, если не изменяет память, больше 20 различных типов кораблей и судов для ВМФ делаются, и почти все они головные. Потому что, когда идет головной проект, на него удобно списывать деньги: ведь как только пошла серия, ты должен работать по фиксированной цене, а головной корабль можно до бесконечности улучшать, сдавать. Это такая мягкая форма разбазаривания государственных денег... Думаю, рано или поздно министерство обороны должно будет определиться – мы не можем себе позволить иметь такое разнотипье кораблей в промышленности. И очень важно, чтобы, когда об этом зайдет речь, «Гепард» остался, а не был секвестирован. Но над этим надо работать – самим людям из Зеленодольска, властям. И в этом смысле, конечно, заказ от вьетнамцев - это большой плюс… Само предприятие очень хорошее, и «Гепард» - очень удачный проект, плюс - новая система ПВО, которая на него впервые поставлена. Потому что когда мы смотрим на корвет, который построен по проекту ЦКБ «Алмаз» - «Стерегущий», то понимаем, что он ничем не отличается от любого натовского корабля 80-х годов, он отстал от своего времени, в частности, у него очень слабая ПВО. У «Гепарда» она лучше… И что бы мы там ни говорили про авианосцы, для нас в первую очередь важна защита побережья, поэтому корветы и фрегаты для нас – хлеб насущный.
ЧТО ЛУЧШЕ ДЛЯ КАПО – БЫТЬ ЖИВОЙ СОБАКОЙ ИЛИ ДОХЛЫМ ЛЬВОМ?
- Предположительно завод имени Горького «войдет» в объединенную судостроительную корпорацию. Насколько это вероятно и необходимо?
- ОСК после ухода Романа Троценко (в 2007 - 2012 годах - президент ОСК – авт.) находится в некоем философском тупике. Собрала огромное количество предприятий под свой контроль. Огромное количество было взято кредитов в банках на выкуп различных акций – долговая нагрузка на ОСК очень высокая. Поэтому может ли корпорация себе позволить и дальнейшее собирание верфей, и нужно ли это? Ведь целый ряд предприятий существует без этого и находит себе место под солнцем… Как известно, есть два пути развалить организацию – либо всем из нее выйти, либо всем в нее войти.
- Кстати, обсуждают то, что КАПО войдет в ОАО «Туполев»…
- Совершенно очевидно, что должна быть интеграция между серийным заводом и КБ. Но складывается впечатление, что КБ Туполева в значительной степени утеряло свой инновационный потенциал. Какой продукт будет делать это объединение? Ту-204/214? Вряд ли. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации? Я сомневаюсь, что ПАК ДА попадет в систему приоритетов следующей государственной программы вооружений, а если и попадет, то это будет первый кандидат на секвестр. Поэтому есть сомнения…
Рустам Минниханов: «Мы приложим все усилия, чтобы оборонно-промышленный комплекс четко работал по тем договоренностям, которые будут определены» |
- Готовиться к роли комплектатора?
- В этом нет ничего плохого. Почему в свое время не хотели делать модификации, а хотели делать новый самолет? Скажем, Ил-86 – замечательный самолет, если бы сделать что-то типа Ил-86-2.0. Но «гертруду» (так язвительно иногда называли советский орден «Герой социалистического труда» - авт.) давали только за новый самолет, поэтому стали делать Ил-96 и получили не совсем удачную машину… Нет ничего позорного в том, чтобы перейти от финалиста к комплектатору, только надо быть хорошим комплектатором и к этому идти осознанно. А у нас до сих пор все считают, что лучше быть полуобанкротившимся финалистом, чем хорошим комплектатором. Но, наверное все-таки лучше быть живой собакой, чем дохлым львом.
- Как объяснить едва ли не декларативный отказ министерства обороны от закупок зарубежной техники?
- Насколько понимаю, это был не декларативный отказ. Было сказано, что для нас приоритет – наша оборонная промышленность, и мы будем в нее верить и с ней работать до момента, пока она не дискредитирует себя окончательно по всем фронтам. Совершенно очевидно, что для России импорт вооружений и вообще сотрудничество в получении военных технологий с Запада (или с Востока, если речь идет о Сингапуре или Южной Корее) - это макроисторическая норма. Со времен Ивана III мы всегда получали технологии и развивались, получая где-то, покупая. В нашей истории был короткий период на протяжении 30 лет (частично – 60-е, 70-е - 80-е, частично 90-е годы), когда мы достигли в значительной степени независимости, хотя и тогда что-то делалось в странах Варшавского договора по разделению труда. Но Советский Союз развалился на пике своей технологической мощи, и мы уже никогда к этому не вернемся, и не надо, никто не может себе этого позволить. Поэтому ряд систем неизбежно будет покупаться за границей. И это правильно, это дешевле, чем ждать долго и мучительно, когда что-то будет сделано. Надо расставить приоритеты, понять, где проходит красная линия, на которой обязательно надо упираться и делать самим. Мне кажется, в каких-то случаях эта красная линия пройдет естественным путем. По беспилотникам я уже сказал. Если «Сокол» с «Транзасом» не смогут в полной мере соответствовать тому техническому заданию, которое перед ними поставили, думаю, МО махнет рукой и перекинется за рубеж. А что касается легких вертолетов, то если Ка-226 и «Ансат» в обозримом будущем не достигнут уровня зрелого продукта, то, думаю, покупка «Еврокоптеров» или каких-то других вертолетов неизбежна. Кстати, в МЧС «Еврокоптеры» себя хорошо зарекомендовали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.