460-3.jpg
Основным вопросом итоговой коллегии министерства культуры РТ был денежный вопрос

ЗАРПЛАТЫ РАСТУТ, НО МЕДЛЕННО

Прошлый год был объявлен указом президента РТ Годом историко-культурного наследия республики Татарстан. Отсюда, очевидно, взялась идея предварить заседание коллегии рекламным роликом, в котором очаровательный ребенок в тюбетейке черпал воду из родника. Родник, как можно было понять, - это наши истоки, наше культурное наследие. А дальше шли мажорные кадры фестивалей и конкуров, народных праздников и вернисажей. Мажорность ролика не снизила остроту другой проблемы – оплаты труда работников культуры.

Получасовой доклад министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина, по сути, и начался с этого животрепещущего вопроса. Понять его можно: в сфере культуры наметился отток кадров, далеко не все учреждения укомплектованы специалистами. Причина одна: мало платят.

Вот некоторые цифры, которые привел в своем выступлении министр культуры. «Средняя зарплата по отрасли в прошлом году составила 11,2 тыс. рублей. Причем в театрах республики средняя зарплата 17 336, а вот в музеях - только 7 815 рублей», - отметил Сибагатуллин.

Рост зарплаты в прошлом году был, она в сфере культуры выросла за год на 19,8%. Самый высокий показатель по отрасли сейчас в ГСО РТ, здесь средняя зарплата - 43 539 рублей. Далее по уровню зарплат идут ТГАТ театр оперы и балета им. Джалиля, КБДТ им. Качалова, ТГАК им. Камала, театр кукол «Экият». Но если сравнить эти цифры с зарплатой работников музеев или библиотекарей, радужной картины все равно не получается.

460-1.jpg
Айрат Сибагатуллин: «Средняя зарплата по отрасли в прошлом году составила 11,2 тыс. рублей. Причем в театрах республики средняя зарплата 17 336, а вот в музеях - только 7 815 рублей»

КАЖДЫЙ ВТОРОЙ – ЗРИТЕЛЬ

Сказать, что в Татарстане люди не ходят в музеи или на концерты нельзя. По статистике, например, в прошлом году в учреждениях культуры побывал каждый второй татарстанец, и это не такой уж плохой показатель. Некоторые учреждения культуры в прошлом году увеличили поток посетителей, это коснулось, например, цирка, оперного театра, кукольного театра «Экият».

С последним все понятно – театр получил весной прошлого года новое роскошное здание. Что касается цирка и оперного театра, которые работали в прежних предлагаемых обстоятельствах, то налицо усилия коллектива и грамотный менеджмент. Правда, доход театральных учреждений в целом в прошлом году, если сравнивать его с 2011 годом, вырос на символические 1,8% (то есть с учетом официальной инфляции в 6 - 7% можно говорить о падении).

Однако по словам министра, потенциал у работников культуры есть. И это касается всех без исключения. Просто надо активнее заниматься продажей билетов, в том числе через интернет. А для этого надо активнее создавать сайты своих учреждений и эффективно управлять бизнесом.

Но как точно вычислить эту эффективность? Ведь от нее сейчас будет зависеть и повышение зарплаты. Подходить к этому дифференцированно попросила выступившая на коллегии генеральный директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко.

460-4.jpg
Гульзада Руденко: "Как измерить эффективность трудового вклада? У сотрудников цирка он один, у работника библиотеки - другой. Нужен дифференцированный подход"

- На пороге новая оплата труда, но как измерить эффективность трудового вклада? У сотрудников цирка он один, у работника библиотеки - другой. Нужен дифференцированный подход, - сказала она под аплодисменты зала.

Кстати, музей-заповедник в Елабуге, признанный в прошлом году лучшим музеем РФ, сам хорошо умеет зарабатывать деньги, разработав десятки самых разнообразных проектов для своих посетителей.

КТО СЫГРАЕТ НА КУРАЕ?

Впрочем, в докладе министра культуры речь шла не только о вещах материальных. Сибагатуллин посетовал: надо более бережно сохранять культуру нематериальную. Деревянное зодчество, шитье золотом, кожаная мозаика – эти традиции надо передавать молодому поколению. В Татарстане, увы, не преподают игру на курае и кубызе, и скоро эти традиционные музыкальные инструменты могут быть забыты.

Коснулся министр в своем выступлении и дел в сфере кино. Речь шла о том, чтобы снимать фильмы, востребованные прокатом. Разумеется, мысль дельная, но далеко не новая. Но пока в Татарстане, по большому счету, нет своего конкурентоспособного кинематографа, все, что мы имеем, в большинстве случаев, это наши местные радости. Старейшая в стране студия кинохроники до сих пор находится в плачевном состоянии, но о ней на коллегии речь почему-то не шла…

Зато вспомнили многострадальный Казанский международный фестиваль мусульманского кино.

- Наш фестиваль входит в десятку лучших фестивалей России, хотя бюджет его всего 18 млн. рублей, тогда как аналогичные фестивали имеют бюджеты от 50 до 100 млн. рублей, - отметил Сибагатуллин. Он попросил у президента РТ изыскать возможность увеличить финансирование фестиваля и выделить ему… ежегодный грант.

Еще одна тема, которая прозвучала на коллегии – сохранение памятников истории и культуры, огромное количество которых было уничтожено или находится на грани исчезновения. Прокурор республики Кафиль Амиров призвал сотрудников министерства культуры, курирующих сохранность памятников, быть более бдительными, активными и принципиальными, твердо стоять на защите памятника, когда кто-то пытается уговорить их дать разрешение на снос. Подробнее об этом газета «БИЗНЕС Online» писала вчера.

«НАМ НЕ НУЖНЫ ПУСТЫЕ ЗАЛЫ»

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, присутствовавший на коллегии, начал свое выступление с перечисления успехов в области татарстанской культуры. Он отметил, что успехи республики в области культуры не могли бы быть таковыми, не будь пристального внимания к отрасли со стороны Рустама Минниханова.

6.jpg
Ильдар Халиков: «По итогам 2013 года мы уже должны суметь сказать, кто и как у нас работал...»

- Найдите мне еще такого губернатора (в этот момент хотелось воскликнуть: "Поэтому в Татарстане и не губернатор!" – ред.), который бы по воскресеньям выходит на улицы города и вместе с прокуратурой, вместе с министерством строительства и другими неравнодушными активными людьми решает вопросы сохранения культурного и исторического наследия. Не случайно, в течение года президент РТ провел обстоятельные встречи с министром культуры РТ Владимиром Мединским, с советником президента РФ Владимиром Толстым, с художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым. Эта встреча была запланирована на 30 минут, а в результате длилась почти три часа и за это время были решены многие вопросы, которые беспокоили президента республики, - напомнил Халиков.

Премьер отметил, что за последние годы было немало сделано в области сохранения памятников культуры и истории, и этот процесс происходил не только в Казани, но и по всему Татарстану. Особое место в этой области занимает инициатива первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, его фонд «Возрождение», и все то, что сейчас происходит в Болгаре и на Свияжске. Это не было бы возможным без систематической работы фонда и Минтимера Шаймиева.

По словам премьера, у минкульта, конечно же, много направлений деятельности, но сохранение объектов истории и культуры в будущем году должно стать одним из самых основных. Необходимо ускорить работу по определению границ историко-культурного поселения в Казани.

Касаясь вопросов заработной платы в сфере культуры, премьер напомнил и об эффективности труда, отметив, что на каждый вложенный в сферу культуры дополнительный бюджетный рубль должен принести максимальную отдачу. Пустые или полупустые холодные залы не могут быть признаны эффективной работой.

- По итогам 2013 года мы уже должны суметь сказать, кто и как у нас работал, - отметил премьер-министр. А также напомнил, что начался год, когда Казань принимает Универсиаду, и в этом мероприятии у работников культуры будет далеко не второстепенная роль.

«НА ОДНУ ПРОДАННУЮ МАШИНУ МОЖНО СОДЕРЖАТЬ ЦЕЛЫЙ ТЕАТР»

Как же реально увеличить доходы учреждений культуры и их сотрудников? Вот что по этому поводу думают эксперты «БИЗНЕС Online».

Фарит Мухамедъяров - директор концертного агентства «Сабантуй»:

- Просто взять и реально увеличить из бюджетных денег, из резервного фонда. Это неправда, что денег нет. У чиновников есть шикарные машины? Есть! Как в народе говорят, если продать одну машину, можно содержать целый театр. Но у нас ведь как – «сначала я, потом все остальные». Я в политику не лезу, но все же понятно. Зарплата музейщиков в 7 с небольшим тысяч – это же свинство! Не должны люди, которые работают в сфере культуры, жить на хлебе и молоке. Музеи у нас обшарпанные, в поликлиники не войдешь, люди там работают обозленные, они от такой жизни нам хамят. Нам нахамили, мы расстроились, едем на красный свет. Вот и получается замкнутый круг.

Шамиль Ибрагимов - совладелец продюсерской компании Ozon Pro:

- На государство вряд ли стоит надеяться, надо самим стараться зарабатывать деньги и тратить их на зарплату. Надо развивать как можно большее количество платных услуг. Например, у нас в школе ди-джеев одно занятие стоит 1 тысячу рублей. Кроме того, конечно, надо помогать людям, работающим в сфере культуры, они же подвижники, их там и так мало осталось из-за низкой зарплаты.

460-5.jpg
Еще одна тема, которая прозвучала на коллегии – сохранение памятников истории и культуры, огромное количество которых было уничтожено или находится на грани исчезновения

Марат Бухараев - генеральный директор культурно-развлекательного комплекса «Ривьера»:

- Для реального повышения зарплаты должна быть политическая воля. Должно быть отстаивание интересов работников сферы на уровне министра, когда верстается бюджет республики. Заниматься бизнесом людям искусства и культуры нельзя! Люди, занятые в культуре, науке, медицине – это же основа любого общества. Страшно видеть, когда они загнаны в условия зарабатывания денег, например, проводят коммерческие елки, продают билеты. Их очень мало остается из-за низких доходов. Вот у нас сейчас строят клубы, красивые, большие, а кто там будет работать? Там нет ни кружков, ни секций. Ну, кто пойдет туда на такую зарплату? Нет, выход один – политическая воля.

РУКОВОДИТЕЛЯМ НАДО ДАТЬ СВОБОДУ, ПРЕДУСМАТРИВАЯ КОММЕРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Рашид Калимуллин – председатель Союза композиторов РТ:

- Культуру и образование нельзя взять на хозрасчет. У нас очень хорошо поддерживается оперный театр, симфонический оркестр, но такие организации, как мы, которые работают непосредственно на свою республику, испытывают трудности. А как должны наши композиторы работать, если их не поддерживать? Они уйдут в другие профессии. Кто будет писать музыку? Есть ошибочное мнение, что творец должен жить впроголодь, чтобы творить. Это неправильно. Неужели Верди, Вагнер были небогатыми людьми?

Глава ТНВ Ильшат Аминов как-то сказал в публикации газеты «БИЗНЕС Online», что нужен позитив. Но откуда его взять, если в обществе образовывается культурный вакуум, избавиться от которого можно только спустя тысячелетия. Когда люди видят, что культура не приносит достаточно средств, то профессии становятся непопулярными. А деятели культуры – штучный товар. Таких людей надо беречь.

Например, как могут себя обеспечивать библиотеки? Есть, конечно, театрально-зрелищные мероприятия, которые могут приносить доход. Но ведь не зря в годы войны открывали Союз композиторов, консерваторию...

Бизнес может нам помогать, но не надо надеяться только на него, ведь бюджет у республики достаточный. Для того, чтобы бизнес поддерживал эффективно, нужно организовывать не стихийную помощь - нужен совокупный подход. Как, например, в спорте: одно крупное предприятие поддерживает одну команду. Культура - это как лакмусовая бумажка: показатель не только благосостояния, но и здоровья нации.

Алексей Курамшин - директор ДК Химиков:

- На коллегии поднимался вопрос о доходах от внебюджетной деятельности для организаций в сфере культуры. Но здесь двоякая позиция.

С одной стороны для учреждений культуры это огромное подспорье в условиях очень ограниченного финансирования, крайне дефицитного бюджета. Есть возможность зарабатывать какие-то деньги, предоставляя услуги, сдавая площади в аренду. Но министр культуры поддержали идею того, что нельзя поощрять коммерческую деятельность в непрофильных направлениях. Например, та же самая сдача площадей в аренду или торговля. Действительно, с точки зрения блага общества, этого быть не должно. Но ведь это вынужденная мера. Так что если это не мешает выполнению основных задач, то почему бы и нет.

Как руководитель коммерческой организации я могу сказать, что на наших площадях развиты все направления деятельности, и все они являются коммерческими. Практически одну треть – это доходы, которые перекликаются с направлениями деятельности ДК. Это платные кружки, секции, организация мероприятий в концертном зале. Мы живем на эти деньги и сами распределяем наши доходы. Но это исключительно в условиях ограниченного финансирования на необходимые нужды. Не секрет, что многие ДК находятся просто в плачевном, аварийном состоянии. В такой ситуации нельзя делать заложниками руководителей организаций, им нужно давать свободу, предусматривая коммерческие направления.