Основным вопросом итоговой коллегии министерства культуры РТ был денежный вопрос |
ЗАРПЛАТЫ РАСТУТ, НО МЕДЛЕННО
Прошлый год был объявлен указом президента РТ Годом историко-культурного наследия республики Татарстан. Отсюда, очевидно, взялась идея предварить заседание коллегии рекламным роликом, в котором очаровательный ребенок в тюбетейке черпал воду из родника. Родник, как можно было понять, - это наши истоки, наше культурное наследие. А дальше шли мажорные кадры фестивалей и конкуров, народных праздников и вернисажей. Мажорность ролика не снизила остроту другой проблемы – оплаты труда работников культуры.
Получасовой доклад министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина, по сути, и начался с этого животрепещущего вопроса. Понять его можно: в сфере культуры наметился отток кадров, далеко не все учреждения укомплектованы специалистами. Причина одна: мало платят.
Вот некоторые цифры, которые привел в своем выступлении министр культуры. «Средняя зарплата по отрасли в прошлом году составила 11,2 тыс. рублей. Причем в театрах республики средняя зарплата 17 336, а вот в музеях - только 7 815 рублей», - отметил Сибагатуллин.
Рост зарплаты в прошлом году был, она в сфере культуры выросла за год на 19,8%. Самый высокий показатель по отрасли сейчас в ГСО РТ, здесь средняя зарплата - 43 539 рублей. Далее по уровню зарплат идут ТГАТ театр оперы и балета им. Джалиля, КБДТ им. Качалова, ТГАК им. Камала, театр кукол «Экият». Но если сравнить эти цифры с зарплатой работников музеев или библиотекарей, радужной картины все равно не получается.
Айрат Сибагатуллин: «Средняя зарплата по отрасли в прошлом году составила 11,2 тыс. рублей. Причем в театрах республики средняя зарплата 17 336, а вот в музеях - только 7 815 рублей» |
КАЖДЫЙ ВТОРОЙ – ЗРИТЕЛЬ
Сказать, что в Татарстане люди не ходят в музеи или на концерты нельзя. По статистике, например, в прошлом году в учреждениях культуры побывал каждый второй татарстанец, и это не такой уж плохой показатель. Некоторые учреждения культуры в прошлом году увеличили поток посетителей, это коснулось, например, цирка, оперного театра, кукольного театра «Экият».
С последним все понятно – театр получил весной прошлого года новое роскошное здание. Что касается цирка и оперного театра, которые работали в прежних предлагаемых обстоятельствах, то налицо усилия коллектива и грамотный менеджмент. Правда, доход театральных учреждений в целом в прошлом году, если сравнивать его с 2011 годом, вырос на символические 1,8% (то есть с учетом официальной инфляции в 6 - 7% можно говорить о падении).
Однако по словам министра, потенциал у работников культуры есть. И это касается всех без исключения. Просто надо активнее заниматься продажей билетов, в том числе через интернет. А для этого надо активнее создавать сайты своих учреждений и эффективно управлять бизнесом.
Но как точно вычислить эту эффективность? Ведь от нее сейчас будет зависеть и повышение зарплаты. Подходить к этому дифференцированно попросила выступившая на коллегии генеральный директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко.
Гульзада Руденко: "Как измерить эффективность трудового вклада? У сотрудников цирка он один, у работника библиотеки - другой. Нужен дифференцированный подход" |
- На пороге новая оплата труда, но как измерить эффективность трудового вклада? У сотрудников цирка он один, у работника библиотеки - другой. Нужен дифференцированный подход, - сказала она под аплодисменты зала.
Кстати, музей-заповедник в Елабуге, признанный в прошлом году лучшим музеем РФ, сам хорошо умеет зарабатывать деньги, разработав десятки самых разнообразных проектов для своих посетителей.
КТО СЫГРАЕТ НА КУРАЕ?
Впрочем, в докладе министра культуры речь шла не только о вещах материальных. Сибагатуллин посетовал: надо более бережно сохранять культуру нематериальную. Деревянное зодчество, шитье золотом, кожаная мозаика – эти традиции надо передавать молодому поколению. В Татарстане, увы, не преподают игру на курае и кубызе, и скоро эти традиционные музыкальные инструменты могут быть забыты.
Коснулся министр в своем выступлении и дел в сфере кино. Речь шла о том, чтобы снимать фильмы, востребованные прокатом. Разумеется, мысль дельная, но далеко не новая. Но пока в Татарстане, по большому счету, нет своего конкурентоспособного кинематографа, все, что мы имеем, в большинстве случаев, это наши местные радости. Старейшая в стране студия кинохроники до сих пор находится в плачевном состоянии, но о ней на коллегии речь почему-то не шла…
Зато вспомнили многострадальный Казанский международный фестиваль мусульманского кино.
- Наш фестиваль входит в десятку лучших фестивалей России, хотя бюджет его всего 18 млн. рублей, тогда как аналогичные фестивали имеют бюджеты от 50 до 100 млн. рублей, - отметил Сибагатуллин. Он попросил у президента РТ изыскать возможность увеличить финансирование фестиваля и выделить ему… ежегодный грант.
Еще одна тема, которая прозвучала на коллегии – сохранение памятников истории и культуры, огромное количество которых было уничтожено или находится на грани исчезновения. Прокурор республики Кафиль Амиров призвал сотрудников министерства культуры, курирующих сохранность памятников, быть более бдительными, активными и принципиальными, твердо стоять на защите памятника, когда кто-то пытается уговорить их дать разрешение на снос. Подробнее об этом газета «БИЗНЕС Online» писала вчера.
«НАМ НЕ НУЖНЫ ПУСТЫЕ ЗАЛЫ»
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, присутствовавший на коллегии, начал свое выступление с перечисления успехов в области татарстанской культуры. Он отметил, что успехи республики в области культуры не могли бы быть таковыми, не будь пристального внимания к отрасли со стороны Рустама Минниханова.
Ильдар Халиков: «По итогам 2013 года мы уже должны суметь сказать, кто и как у нас работал...» |
- Найдите мне еще такого губернатора (в этот момент хотелось воскликнуть: "Поэтому в Татарстане и не губернатор!" – ред.), который бы по воскресеньям выходит на улицы города и вместе с прокуратурой, вместе с министерством строительства и другими неравнодушными активными людьми решает вопросы сохранения культурного и исторического наследия. Не случайно, в течение года президент РТ провел обстоятельные встречи с министром культуры РТ Владимиром Мединским, с советником президента РФ Владимиром Толстым, с художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым. Эта встреча была запланирована на 30 минут, а в результате длилась почти три часа и за это время были решены многие вопросы, которые беспокоили президента республики, - напомнил Халиков.
Премьер отметил, что за последние годы было немало сделано в области сохранения памятников культуры и истории, и этот процесс происходил не только в Казани, но и по всему Татарстану. Особое место в этой области занимает инициатива первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, его фонд «Возрождение», и все то, что сейчас происходит в Болгаре и на Свияжске. Это не было бы возможным без систематической работы фонда и Минтимера Шаймиева.
По словам премьера, у минкульта, конечно же, много направлений деятельности, но сохранение объектов истории и культуры в будущем году должно стать одним из самых основных. Необходимо ускорить работу по определению границ историко-культурного поселения в Казани.
Касаясь вопросов заработной платы в сфере культуры, премьер напомнил и об эффективности труда, отметив, что на каждый вложенный в сферу культуры дополнительный бюджетный рубль должен принести максимальную отдачу. Пустые или полупустые холодные залы не могут быть признаны эффективной работой.
- По итогам 2013 года мы уже должны суметь сказать, кто и как у нас работал, - отметил премьер-министр. А также напомнил, что начался год, когда Казань принимает Универсиаду, и в этом мероприятии у работников культуры будет далеко не второстепенная роль.
«НА ОДНУ ПРОДАННУЮ МАШИНУ МОЖНО СОДЕРЖАТЬ ЦЕЛЫЙ ТЕАТР»
Как же реально увеличить доходы учреждений культуры и их сотрудников? Вот что по этому поводу думают эксперты «БИЗНЕС Online».
Фарит Мухамедъяров - директор концертного агентства «Сабантуй»:
- Просто взять и реально увеличить из бюджетных денег, из резервного фонда. Это неправда, что денег нет. У чиновников есть шикарные машины? Есть! Как в народе говорят, если продать одну машину, можно содержать целый театр. Но у нас ведь как – «сначала я, потом все остальные». Я в политику не лезу, но все же понятно. Зарплата музейщиков в 7 с небольшим тысяч – это же свинство! Не должны люди, которые работают в сфере культуры, жить на хлебе и молоке. Музеи у нас обшарпанные, в поликлиники не войдешь, люди там работают обозленные, они от такой жизни нам хамят. Нам нахамили, мы расстроились, едем на красный свет. Вот и получается замкнутый круг.
Шамиль Ибрагимов - совладелец продюсерской компании Ozon Pro:
- На государство вряд ли стоит надеяться, надо самим стараться зарабатывать деньги и тратить их на зарплату. Надо развивать как можно большее количество платных услуг. Например, у нас в школе ди-джеев одно занятие стоит 1 тысячу рублей. Кроме того, конечно, надо помогать людям, работающим в сфере культуры, они же подвижники, их там и так мало осталось из-за низкой зарплаты.
Еще одна тема, которая прозвучала на коллегии – сохранение памятников истории и культуры, огромное количество которых было уничтожено или находится на грани исчезновения |
Марат Бухараев - генеральный директор культурно-развлекательного комплекса «Ривьера»:
- Для реального повышения зарплаты должна быть политическая воля. Должно быть отстаивание интересов работников сферы на уровне министра, когда верстается бюджет республики. Заниматься бизнесом людям искусства и культуры нельзя! Люди, занятые в культуре, науке, медицине – это же основа любого общества. Страшно видеть, когда они загнаны в условия зарабатывания денег, например, проводят коммерческие елки, продают билеты. Их очень мало остается из-за низких доходов. Вот у нас сейчас строят клубы, красивые, большие, а кто там будет работать? Там нет ни кружков, ни секций. Ну, кто пойдет туда на такую зарплату? Нет, выход один – политическая воля.
РУКОВОДИТЕЛЯМ НАДО ДАТЬ СВОБОДУ, ПРЕДУСМАТРИВАЯ КОММЕРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Рашид Калимуллин – председатель Союза композиторов РТ:
- Культуру и образование нельзя взять на хозрасчет. У нас очень хорошо поддерживается оперный театр, симфонический оркестр, но такие организации, как мы, которые работают непосредственно на свою республику, испытывают трудности. А как должны наши композиторы работать, если их не поддерживать? Они уйдут в другие профессии. Кто будет писать музыку? Есть ошибочное мнение, что творец должен жить впроголодь, чтобы творить. Это неправильно. Неужели Верди, Вагнер были небогатыми людьми?
Глава ТНВ Ильшат Аминов как-то сказал в публикации газеты «БИЗНЕС Online», что нужен позитив. Но откуда его взять, если в обществе образовывается культурный вакуум, избавиться от которого можно только спустя тысячелетия. Когда люди видят, что культура не приносит достаточно средств, то профессии становятся непопулярными. А деятели культуры – штучный товар. Таких людей надо беречь.
Например, как могут себя обеспечивать библиотеки? Есть, конечно, театрально-зрелищные мероприятия, которые могут приносить доход. Но ведь не зря в годы войны открывали Союз композиторов, консерваторию...
Бизнес может нам помогать, но не надо надеяться только на него, ведь бюджет у республики достаточный. Для того, чтобы бизнес поддерживал эффективно, нужно организовывать не стихийную помощь - нужен совокупный подход. Как, например, в спорте: одно крупное предприятие поддерживает одну команду. Культура - это как лакмусовая бумажка: показатель не только благосостояния, но и здоровья нации.
Алексей Курамшин - директор ДК Химиков:
- На коллегии поднимался вопрос о доходах от внебюджетной деятельности для организаций в сфере культуры. Но здесь двоякая позиция.
С одной стороны для учреждений культуры это огромное подспорье в условиях очень ограниченного финансирования, крайне дефицитного бюджета. Есть возможность зарабатывать какие-то деньги, предоставляя услуги, сдавая площади в аренду. Но министр культуры поддержали идею того, что нельзя поощрять коммерческую деятельность в непрофильных направлениях. Например, та же самая сдача площадей в аренду или торговля. Действительно, с точки зрения блага общества, этого быть не должно. Но ведь это вынужденная мера. Так что если это не мешает выполнению основных задач, то почему бы и нет.
Как руководитель коммерческой организации я могу сказать, что на наших площадях развиты все направления деятельности, и все они являются коммерческими. Практически одну треть – это доходы, которые перекликаются с направлениями деятельности ДК. Это платные кружки, секции, организация мероприятий в концертном зале. Мы живем на эти деньги и сами распределяем наши доходы. Но это исключительно в условиях ограниченного финансирования на необходимые нужды. Не секрет, что многие ДК находятся просто в плачевном, аварийном состоянии. В такой ситуации нельзя делать заложниками руководителей организаций, им нужно давать свободу, предусматривая коммерческие направления.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.