МУЛЬТИПЛЕКСЫ ДЛЯ МЕСТНЫХ КАНАЛОВ
В Казани вчера состоялось расширенное совещание «Об итогах работы республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» в 2012 году и задачах на 2013 год». В совещании приняли участие президент РТ Рустам Минниханов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, руководитель аппарата президента РТ Юрий Камалтынов, председатель союза журналистов РТ Римма Ратникова и др.
С главным докладом на коллегии агентства выступил руководитель агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов. Он отчитался о деятельности агентства впервые после назначения на эту должность. По его словам, по состоянию на 1 января 2013 года в Татарстане осуществляют деятельность 768 СМИ, при этом на татарском языке издаются 122 газеты и 33 журнала. В отрасли официально работают 5 114 человек, при этом количество работающих в электронных СМИ (2 004) превышает количество работающих в печатных СМИ (1 720). Говоря о СМИ, Миннахметов отметил, что по рейтингу независимой компании «Медиалогия» лидерами цитируемости являются информационное агентство «Татар-информ» и газета «БИЗНЕС Online».
Выступающий озвучил ежегодные темпы сокращения рынка печатных СМИ в тиражах. В России – минус 7%. Рассказал он и об итогах подписки на первое полугодие 2013 года. «Совокупный тираж всех газет – федеральные, республиканские и районные – составил 1,7 миллиона экземпляров – 438 экземпляров на 1 тысячу человек. Нельзя забывать и о бесплатных изданиях: необходимо думать, как продвигать социально-значимые темы в них», - отметил он. По словам Миннахметова, вполне возможно, что подавляющее большинство изданий перейдут в цифровой формат уже к концу этого десятилетия.
Коснулся руководитель «Татмедиа» и темы телевидения. «Телевидение остается главным источником информации для жителей», - сообщил он и напомнил о запуске спутникового телеканала «ТНВ-Планета» с потенциальной аудиторией в 17 млн. телезрителей. «Актуальной проблемой остается сохранение регионального телевещания, - остановился подробнее на этом вопросе Миннахметов. – Сохранить местное телевещание возможно путем формирования третьего асинхронного мультиплекса и возможности включения в него местных телеканалов. В малых городах есть необходимость расширения географии вещания через кабельные сети и интернет-телевидение».
ГАЗЕТА ДЛЯ УНИВЕРСИАДЫ
Глава агентства озвучил данные минсвязи РТ, согласно которым доступ к широкополосному интернету в Татарстане имеет 70% населения. Миннахметов отметил, что среди пользователей интернета планшеты и другие устройства занимают все более прочные позиции. Так, по одному из исследований 6 из 10 пользователей планшетов утверждают, что устройства заменили им новостные газеты и журналы. В связи с этим одной из задач (для бюджетных СМИ – ред.) руководитель «Татмедиа» назвал развитие сайтов печатных СМИ.
Что касается книгоиздательской деятельности, то в 2012 году Татарским книжным издательством по госзаказу издано 209 наименований книг. Совокупный объем продукции составил 2,7 тыс. издательских листов, 616 тыс. экземпляров.
Рекламный рынок в Татарстане, как посчитали в «Татмедиа», по итогам 2012 года вырос на 14% и составил 3 млрд. рублей. «По распределению рекламных бюджетов в республике на первом месте – телевидение (51 процент), далее идут пресса (22,5 процента), интернет (16,5 процентов) и радио (9,5 процентов).
По словам Миннахметова, во время Всемирных студенческих игр в Казани планируется издавать ежедневную официальную газету Игр на русском, татарском и английском языках общим тиражом 40 тыс. экземпляров. Учредителем станет ОАО «Татмедиа». Всего на Универсиаде будут работать 1350 представителей СМИ.
Среди задач на 2013 год спикер назвал освещение социально-значимых тем в РТ, организацию работы мирового медиасообщества в дни Универсиады, продвижение республики в федеральных и международных СМИ, модернизацию районных и городских газет, создание на их основе сайтов, развитие и сохранение местного ТV, подготовку квалифицированных работников медиаотрасли.
Итогом выступления Миннахметова стала презентация Минниханову обновленного портала tatmedia.ru. Было видно, что это является предметом особой гордости нового главы агентства. Миссия сайта - объединить все СМИ в одной точке. «Чтобы узнать все новости о Татарстане, пользователям интернета больше не надо блуждать по сети: республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и ОАО «Татмедиа» представляют обновленный ресурс tatmedia.ru», - говорится в одной из новостей, размещенных на этом интернет-портале.
«НАКАПЛИВАЕТСЯ ОТСТАВАНИЕ»
Генеральный директор ОАО «Татмедиа» Рустам Бикмухаметов отчитался о финансовых показателях агентства. Для него это тоже стало первым выходом в свет после декабрьского назначения. «По итогам 2012 года выручка ОАО «Татмедиа» составила 1 миллиард 218 миллионов рублей, в том числе выручка по государственным контрактам - 351 миллион рублей, выручка от коммерческой деятельности - 867 миллионов рублей», - отметил он.
В состав ОАО «Татмедиа» входят 130 средств массовой информации, крупнейший в Поволжье полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс», работают 2329 человек. Бикмухаметов также привел данные по подписным тиражам в республике. Подробнее вы можете ознакомиться с ними в недавней публикации «БИЗНЕС Online».
Средняя заработная плата работников филиалов выросла на 8,6% по сравнению с 2011 годом, добавил Бикмухаметов.
«В РОССИИ ЕСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЧТО У НАС НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ПО УЛИЦАМ БЕГАЮТ ВАХХАБИТЫ»
С коротким спичем выступил и гендиректор ТНВ Ильшат Аминов. Забавно, но, заявив недавно о реконцепции телеканала в формат «позитивное ТV», Аминов начал не с позитива, а с проблем медиаотрасли. «Постепенно накапливается техническое и технологическое отставание. Нам нужно телевидение высокой четкости – формат HD, – уточнил он. – Особенно это касается спортивных трансляций грядущей Универсиады. ТНВ все трансляции будет показывать в старом формате». Он также отметил важность производства собственного контента.
«Говорят, что на СМИ тратят много денег. Но ведь у многих задача – развитие уникальной татарской культуры. Кроме нас никто этим заниматься не будет, а это недешево. Сегодня главное – победить в информационной войне, а все остальное потом», - рассказал Аминов. Отметил он и тенденции в республике: «Сегодня стоят новые информационные вызовы. Есть тенденция намеренно исказить образ Татарстана. В России есть представление, что у нас нестабильность и по улицам бегают ваххабиты. Татарстану в разных рейтингах отводится не самое лучшее место. Большую опасность представляет религиозная тема. В целом я считаю, что у нас задачи кардинально меняются. Поэтому недавно мы объявили концепцию позитивного вещания».
Гендиректор ПИК «Идел-Пресс» Ришат Хасанов сообщил, что в 2012 году было выпущено продукции на 429,6 млн. рублей. В этом году издательство планирует взять кредит на 195 млн. рублей для покупки новейшей книжной линии и печатной машины. Эти приобретения дадут возможность увеличить выручку до 1 млрд. рублей в 2015 году.
Выступление Ратниковой получилось довольно эмоциональным. Периодически ее прерывал Минниханов, чтобы добавить свои мысли и замечания. Ратникова, возглавляющая фактически профсоюз журналистов, неожиданно озвучила проблему профессионализма в журналистике. «Телевизионщики перебегают с одного мероприятия на другое, не вникают в тему. Просто приходят и просят рассказать о том, что произошло, а затем повторить то же самое на татарском языке, - иронизировала она. – Журналистам нужны стажировки в российских СМИ и за рубежом. Нужна переподготовка (или пересменка? – авт.) редакторского корпуса».
Во время ее выступления возник один довольно любопытный момент. Римма Атласовна положительно отозвалась о новой команде «Татмедиа», отметив, что теперь «никто не будет посылать журналистов». (Это было похоже на дежавю: в начале нулевых при появлении на свет "Татмедиа" во главе с Муратовым Ратникова их в первые несколько лет очень сильно поддерживала – в противовес предыдущим кураторам СМИ в госвласти – ред.). Президент с удивлением спросил, неужели такое было раньше, и миролюбиво заметил, что сейчас не стоит вспоминать о прошлом. При этом Минниханов подчеркнул, что у прежнего руководства «Татмедиа» (имелся в виду, конечно же, Марат Муратов) были свои многочисленные плюсы – в частности, сам факт того, что ему удалось создать такую мощную структуру, объединив большое число госСМИ.
Минниханов также отметил, что в работе нужен и кнут, и пряник. «Если будет только пряник, то сразу захотят спать», - пошутил он. На замечания Ратниковой по работе почты президент РТ предложил ей донести свои замечания до Николая Никифорова - министра связи и массовых коммуникаций РФ.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЕРНЫЙ ПОДХОД – МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ
Волин в своем выступлении еще раз отметил, что медиаиндустрия живет в конкуренции СМИ, глобальной борьбе за читателей. «Главное оружие – создание собственного интересного контента для потребителя. Кто сделает лучше и быстрее, тот и получит своего потребителя. Мультимедийность – единственный правильный подход, - отметил он. – И потребитель хочет соучаствовать в создании контента. Но мы при этом не должны опускаться до его уровня».
Что касается рекламного рынка, Волин отметил, что в Татарстане показатели хорошие, но его структура отличается от общефедеральной. Он отметил, что вернулись рекламные бюджеты на радио, что связано с запретом рекламы алкоголя в печати.
«Если в информационной среде говорят о недостатках, значит мы не доработали. Надо бороться и на чужих площадках. Профессионализм – наверное, главный вопрос и проблема. Проблема некомпетентности журналистов будет до тех пор, пока перед редакциями не будет толпа безработных журналистов. Журналистов должны кормить ноги. Сегодня журналист – универсальный солдат». Тут Волин неожиданно сделал поворот на 180 градусов и заявил: «Мы зачастую перекармливаем журналистов за счет полных условий труда, соцпакетов и так далее. Поэтому не соглашусь, что нужны более долгие сроки контрактов». Это был фактически ответ на тему, поднятую в выступлении Ратниковой, она уже не в первый раз высказывалась на тему слишком короткого (на год) действия договоров с редакторами, практикуемого в «Татмедиа».
Минниханов, завершая своим выступлением совещание, сообщил, что в целом прошедший год был позитивным, хотя было много вещей, которые не прогнозировали. Упомянул он и опыт реорганизации агентства «Татмедиа», когда его то расформировывали, то вернули назад из небытия. «Лучшей формы, какая сегодня есть, мы не придумаем», - уточнил он.
Коснулся президент и подачи информации. «Потребитель имеет перекос на сенсацию, но это должно пройти. Новая концепция ТНВ - не знаю, как к ней отнесутся, но это хорошо. В новостях должен быть позитив, он формирует настроение и нашу перспективу», - рассказал он. (Аминов в этот момент был счастлив).
«То, что ты сегодня скажешь, через 15 минут – уже достояние общественности. Раньше статьи писали по три дня, а сейчас огромные потоки информации. Когда показывают твои недостатки, и это правда, это надо воспринимать», - философски отметил президент, продемонстрировав не только знание технологий современных медиа, но широкий либеральный подход.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.