Foto-V.Godin.jpg
 

ВСЕ ПОСТРОЕНО НА ИНФОРМАЦИИ!

- Владимир Викторович, ваш семинар посвящен информационному обеспечению жизнедеятельности компаний. Вы можете слегка приоткрыть, о чем хотите рассказать татарстанцам?..

- Любая компания – абсолютно любая – существует на основе информации. Если говорить о возможности функционирования компании, о снижении риска и уменьшении неопределенности функционирования, о реализации власти, реализации взаимодействия, то все построено на информации. Но сама по себе информация в любой компании содержится в трех формах.

Первая – некоторые сведения о работе компании, которые мы собираем и куда-то складываем. Например, в магазине есть терминал для продавца. Тот, продавая товар, вводит в свой терминал определенную информацию. Фактически это некоторый поток данных - о том, что продали, по какой цене, сколько денег получили и так далее… И в любой компании есть огромное число таких так называемых информационных систем, которые - хочет она того или не хочет - возникают по мере целенаправленной деятельности.

Вторая часть – когда такие данные превращают в то, что можно как-то интерпретировать. Скажем, когда мы по продажам в магазине выбираем товары, которые пользуются наибольшим спросом, пытаемся решить какие-то задачи позиционирования товаров на рынке, смотрим, насколько прибыльны те или иные наши рекламные ходы… То есть пытаемся получить ту информацию, которая позволяет на основе первичных данных сделать то, что полезно для бизнеса, определить, успешен он или не успешен, туда мы движемся или не туда. Иными словами, сформировать набор ключевых показателей, которые характеризуют, куда же все-таки мы двигаемся…

И третья часть, наконец, – это то, что позволяет нам осуществлять наши действия, – знания.

Поэтому на нашем семинаре мы будем говорить о трех вещах – об информационных транзакционных системах (данные), о том, что связано с обработкой этой информации, и о том, что связано с формализованными и неформализованными знаниями. Проблема всех компаний в том, что лишь небольшая часть информации в ней задана формально, то есть находится на каких-то носителях, записана в виде текстов, инструкций… Все остальное держится в головах сотрудников, это так называемые неформализованные знания. Вот мы и будем обсуждать, каким образом можно всем этим управлять. Как создавать условия для того, чтобы компания существовала и развивалась. Будем говорить про искусство управлять информацией, про электронный документооборот…

- К слову, Татарстан признан в России одним из лидеров в этой сфере, у нас действует электронное правительство, и бизнес прямо-таки подталкивают к введению электронного документооборота… Вы будете говорить про то, чем это выгодно предпринимателям?

- Разумеется, это будет один из фрагментов нашего разговора. Но все, о чем я сейчас говорил, будет работать, только если мы в состоянии построить эффективную модель бизнес-процессов в компании. Как это сделать в современной компании – об этом расскажем на семинаре.

И СИСТЕМА ПОМОГАЕТ ВАМ ПРИНИМАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ,
А НЕ ВЫЛИВАЕТ УШАТ НЕНУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

- Вы упомянули искусство управления информацией. Почему именно искусство, а не просто мастерство? 

- Тут можно спорить о терминах… Но речь идет о чем? О том, что руководителю любой фирмы нужно научиться так выстраивать внутри нее процессы, чтобы разного рода разрозненные данные превратить в эффективный инструмент. Тогда любой сотрудник сможет максимально результативно их использовать.

- Владимир Викторович, вы будете приводить своим слушателям какие-то примеры, когда именно искусство управления информацией позволило какой-то фирме стать лидером в своей сфере? Есть такие примеры?

- Конечно. И эти примеры ярко показывают, что управление информацией - это такая серьезная вещь, которая создает мощное конкурентное преимущество.

- В программу семинара включена лекция о персонализации информации. Как это может использовать бизнес?

- А возьмем хотя бы вашу редакцию – у вас собирается масса информации…

- Ужас, сколько!

- И вот представьте себе, что на вашем рабочем месте ваш компьютер, используя всю ту информацию, которая есть в редакции, предоставляет вам ее в том виде, какой нужен именно вам для работы по темам, которые ведете вы. И так для каждого из ваших журналистов… Вот это и есть персонализация информации.

- Чрезвычайно полезная вещь…

- В нашей сфере это обычно называется портальным решением, когда разрозненная и стихийная информация используется так, что позволяет вам принимать эффективные решения. Она резюмируется под наши потребности.

- А пример?

- Вот я захожу на какой-то сайт, который продает… ну не знаю, что – скажем, детские игрушки. Обычный сайт покажет мне всю огромную массу игрушек, все их типы, попытается заставить меня «ходить» по разным направлениям, которые товаровед сформировал, как каталоги… Но если использована персонализация информации, то портал меня сначала спросит: вы папа, мама, дедушка, бабушка?.. Я отвечаю: дедушка. – А у вас внучка или внук? – Внучка. – А сколько ей лет? – Четыре года. – А вы хотите ее просто порадовать или порадовать и дальше развивать?.. Ну и так далее. То есть целая серия вопросов, которые заставят вас осознать собственные информационные потребности. В результате почти вся информация на сайте будет отброшена, и мне подскажут ровно то, что нужно. И я смогу выбирать уже не из тысяч игрушек, а, например, всего из 15… Вот это и есть персонализация информации – когда сама система помогает вам принимать правильное решение, а не выливает на вас ушат совершенно ненужной информации…

СЕРЬЕЗНЫЙ СПОСОБ БОРЬБЫ В ИНФОРМАЦИОННЫХ «ДЕВЯТЫХ ВАЛАХ»

- Получается, если бизнесмен использует персонализацию информации, то и его сотрудники будут работать намного эффективнее, и клиенты останутся чрезвычайно довольны. Вы правы, это станет большим конкурентным преимуществом… 

- Могу привести еще один очень показательный пример. Представьте, что вы руководитель банка…

- О, спасибо!

- И вам дают огромный отчет в 300 страниц о работе банка в последний квартал. Но на самом-то деле вы жаждете, чтобы в правом уголочке первой страницы отчета была наклеена маленькая желтая бумажка, на которой бы было написано: «Уважаемый председатель правления, у нас все хорошо». Вот это «у нас все хорошо» – и есть главный, самый серьезный результат работы. И не надо читать все эти 300 страниц.

Вот это сжатие информации до некоего показателя, который в данную минуту нужен руководителю для принятия решения, – это и есть персонализация информации. И она является серьезным способом борьбы в этих информационных «девятых валах» информации, которых обрушивается на нас все больше, и больше, и больше… И мы вынуждены принимать решение, когда этой информации страшный переизбыток. Но на самом-то деле там не так уж много полезного – просто надо уметь это полезное находить…

ТАТАРСТАН НА САМОМ ДЕЛЕ – ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ РЕГИОН

- Интересно, какие вопросы задают слушатели на ваших семинарах?

- Это зависит от того, кто они – собственники бизнеса или менеджеры? Какая у них задача – выстраивать информационное обеспечение или использовать его? Очень часто это те, кто вынуждены принимать решения в своей фирме. От них масса вопросов: где взять, куда поставить, кто виноват… Другая часть – это рынок. Что является эффективным и что неэффективным в соотношении «цены и результат», как всем этим управлять, кто нужен, сколько и так далее…

- Вам довелось проводить свои семинары по всей России. Чем отличается наш Татарстан?

- Я уже не в первый раз буду в Татарстане – и на самом деле это очень серьезный регион. Недаром российский министр связи Николай Никифоров – из вашей республики. И не случайно именно у вас решили построить Иннополис. Довольно много интересного делается в Татарстане. И я с огромным удовольствием общаюсь с татарстанцами… Мне вообще нравится проводить семинары в российских регионах, поскольку там люди основательные. Возможностей у них, может быть, чуть-чуть меньше, чем в столице, но то, каким образом они принимают решение и как доводят их до реализации, – с этим в регионах гораздо лучше. 

"РУКОВОДИТЕЛЬ БИЗНЕСА ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В БЫСТРО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ"

- И последний вопрос: пожалуйста, назовите три причины, по которым руководителю бизнеса нужно прийти на ваш семинар?

- Во-первых, потому что руководитель бизнеса должен уметь принимать решения в быстро меняющемся мире, во все большей неопределенности и риске. Надо уменьшать эти риски, то есть научиться выживать в условиях растущей неопределенности мира. Руководитель должен помогать своей компании эффективно работать в любых условиях.

Во-вторых, думаю, что обсуждение такого важнейшего вопроса, как информационное обеспечение жизнедеятельности компаний, имеет смысл провести именно в группе, где есть представители массы предприятий, массы компаний, которых решают похожие, но одновременно разные задачи в области информационного обслуживания. Поэтому им интересно вместе. Я же не буду только говорить сам, мы будем общаться.

В-третьих, хотел бы он того или не хотел, прятался бы от этих проблем или не прятался, – они все равно догонят любого руководителя любой фирмы. Мы живем в информационную эпоху, в информационном мире – и борьбу с сетями мы уже проиграли. Это реальность, которую надо учитывать.

Business Alignment (в пер.с англ.яз.) – выстраивание бизнеса

18+

Справка

Семинар для руководителей ««Информационное обеспечение жизнедеятельности компаний».

Дата: 17 февраля 2013 года.

По адресу: г. Казань, ул. Подлужная, 3а.

тел.: (843) 299-51-93, 264-28-81

Ознакомиться с программой семинара и оставить заявку на участие можно здесь.

Ведущие семинара:

Владимир Годин - проректор, заведующий кафедрой информационных систем Государственного университета управления, партнер компании Business Alignment, первый вице-президент, председатель совета РАБО (российская ассоциация бизнес-образования)

Анна Терехова - к.э.н., доцент, руководитель проекта центра систем управления инфраструктурой ОАО "РЖД".