122 ПОГИБШИХ - ПЯТЕРО ОБВИНЯЕМЫХ

Стало известно, что расследование уголовного дела по факту крушения теплохода «Булгария» завершено. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя следственного комитета по Татарстану Андрей Шептицкий, следственный комитет России отчитался о завершении расследования. Оно продолжалось почти полтора года.

«Материалы уголовного дела и обвинительные заключения направлены на утверждение прокурору Татарстана», - рассказал Шептицкий.

«Законом установлен срок, как долго дело может изучаться прокуратурой, – 10 дней с момента передачи этого дела к нам. То есть это максимальный срок рассмотрения. Фактически после 21 февраля прокуратура обязана передать дело или в суд или вернуть следователям на доследование», - пояснил газете «БИЗНЕС Online» Равиль Вахитов, руководитель пресс-службы прокуратуры РТ.

По делу проходят пять обвиняемых - это помощник капитана судна Рамиль Хаметов, субарендатор «Булгарии» Светлана Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов и два сотрудника Ространснадзора Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев. После того как материалы уголовного дела и обвинительные заключения будут утверждены в республиканской прокуратуре, они сядут на скамью подсудимых. Уголовное преследование по статье 263 («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена») было прекращено в отношении капитана корабля и старшего механика. Они погибли вместе с судном. Напомним, жертвами крушения теплохода в Куйбышевском водохранилище 11 июля 2011 года стали 122 человека.

По версии следствия, именно совокупные действия обвиняемых явились причиной крушения теплохода «Булгария» 10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища и гибели 122 человек, находившихся на борту. Следствие полагает, что непосредственной причиной затопления дизельэлектрохода «Булгария» явились негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа; несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года. При этом авария и ее последствия обусловлены именно совокупностью этих нарушений.

96 ТОМОВ, 250 ЭКСПЕРТИЗ, 1 ТЫС. СВИДЕТЕЛЕЙ

Объем уголовного дела составляет 96 томов, сообщили газете «БИЗНЕС Online» в следственном комитете. По делу проходят более 200 потерпевших. Допрошено более тысячи свидетелей. Проведено более 250 различных экспертиз, наиболее сложной из которых стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза, проводившаяся с августа 2011 года по март 2012 года, определившая круг подозреваемых. Следователи считают, что собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и последующего направления в суд для рассмотрения по существу.

Напомним, дело «Булгарии» могло дойти до суда еще до Нового года, но один из обвиняемых – Тимергазиев (по версии следствия, будучи ответственным за предлицензионную проверку, дал положительное заключение о готовности компании-субарендатора «Булгарии» к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом) – затянул сроки ознакомления с материалами уголовного дела, в то время как остальные фигуранты уже изучили 96 томов уголовного дела и успели сделать это буквально за несколько месяцев. Известно, что Инякина все лето приезжала в следственный комитет из изолятора с адвокатом и до самого вечера читала показания свидетелей, внимательно штудировала результаты расследования. Учитывая, что сроки следствия продлевались уже не раз, следователи решили ограничить процесс ознакомления с материалами уголовного дела через суд. Суд принял решение в пользу следователей и ограничил время ознакомления с материалами уголовного дела – 25 января оно должно быть закончено.

Вследствие необходимости завершения ознакомления с материалами дела Тимергазеевым в январе Верховный суд РТ был вынужден удовлетворить ходатайства следствия о продлении на месяц - до 10 марта - срока содержания под стражей троим обвиняемым по делу о крушении теплохода «Булгария». В связи с тем, что сроки троих арестов – Ивашова, Тимергазеева и Семенова – истекали 10 февраля. Продлено содержание под стражей до 10 марта и Инякиной.

Впрочем, дело изначально будет направлено по принципу территориальной подсудности в районный суд Камскоустьинского района, то есть в то место, где собственно и произошла трагедия. А потом, по желанию участников, может быть перенесено в Верховный суд Татарстана – и по вместимости залы там больше, и территориально расположен он более удобно.

ЗАБЫЛ КАК СТРАШНЫЙ СОН

Этим летом минует уже два года с тех пор, как были задержаны основные фигуранты дела, а максимальный срок наказания по статье, по которой многие из них обвиняются, достигает 7 лет.

Борис Маслов – адвокат:

- Насколько вероятно, что дело по истечении 10 дней будет возвращено на доследование? Вопрос вероятностный. Обычно возврат происходит в связи с неполнотой, некачественным расследованием. Но надо понимать, что прокурор на протяжении всего расследования дела внимательно наблюдает за следствием. Поэтому возвраты – явление скорее редкое, чем частое. Дело ведь не просто где-то там расследуется, никто про него не знает. За делом идет надзор, какие-то ключевые решения принимаются, прокурорами проводятся проверки по жалобам. То есть прокурор в течение следствия понимает, что делается, кем делается, поэтому какие-то нарушения он способен устранять в ходе расследования, а не пользоваться возможностью вернуть дело на доследование. Но формально закон 10 суток дает прокуратуре и дает возможность вернуть дело. Скорее всего, на мой взгляд, дело «Булгарии» будет направлено в суд.

Айрат Хикматуллин – адвокат:

- В последнее время возвращают дела намного реже, нежели это было раньше, уж не знаю, с чем это связано: кто-то может сказать, что менее тщательно проводятся проверки дел, кто-то может сказать, что более качественно работает следствие. Так или иначе, возврат на этой стадии бывает очень редко. А учитывая, что дело резонансное и затрагивает общественное мнение очень сильно, то хотелось бы верить в то, что следствие проведено качественно, и оснований для возврата дела не будет.

Юрий Тучин
– капитан сухогруза «Арбат» (признан виновным по статье «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие» и оштрафован на 130 тыс. рублей в конце 2011 года - прим.ред.)

- Мое дело закончилось уже год как. Был суд по моему делу, я со всеми рассчитался. Выплатил штраф - и все… Какого исхода от процесса по «Булгарии» я жду? Уже ничего не жду! Уже забыл про этот теплоход: куда его поставили, где он там находится. Забыл про все как страшный сон! И, конечно, я не слежу не за каким процессом. Понятия не имею, кто виноват, что случилось с пароходом. Я вообще думал, что дело «Булгарии» уже давно закончилось.

Ринат Габидинов - радист теплохода «Булгария»:

- Собственной особой точки зрения на то, каким должен быть исход дела, у меня, если честно, нет. Как суд решит, так пусть и будет. Естественно, виновные должны быть наказаны – по жизни так должно быть. А уж кого именно накажут, суд решает. Верю ли я в справедливость нашего правосудия? Ну будем надеяться, суд решит по справедливости…