Челнинский-филиал-IT-парка-отчитался-о-первых-крупных-и
Челнинский филиал IT-парка отчитался о первых крупных инвестициях своих резидентов

7% МИРОВОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Вчера спустя полгода работы челнинский филиал IT-парка представил первые результаты своей деятельности: три стартап-проекта парка получили инвестиции в общей сложности более $2 миллионов. По этому поводу в IT-парке состоялась пресс-конференция с директорами двух стартапов, получивших инвестиции, и руководителем челнинского технопарка Рамилем Ибрагимовым.

Оба представленных проекта переехали в Набережные Челны из Уфы и прописались в IT-парке в первой обойме стартапов, в августе. Самый громкий из проектов бизнес-инкубатора парка – транспортная биржа Gruzobzor – получила на развитие $1 млн. от венчурного фонда Runa Capital, о чем фонд официально объявил 11 февраля. Runa Capital – это международный фонд, который специализируется на инвестициях в высокие технологии. Управляет им создатель компании Parallels Сергей Белоусов, с которым Татарстана сложились хорошие деловые отношения с эпохи работы здесь главы минкомсвязи РФ Николая Никифорова.

– Наш сервис оптимизирует логистику грузоперевозок, – рассказал директор проекта Загир Рашитов. – Мы помогаем перевозчикам искать попутные грузы, сокращать процент порожних рейсов, предоставляем возможность документально оформить транспортировку груза прямо в рамках нашей системы, а также предлагаем закрытые информационные каналы для обмена заявками и информацией между партнерами-операторами рынка. Мы снижаем издержки в логистике. Мы выходим на подготовленный рынок, по миру сейчас свыше 500 тысяч пользователей транспортных бирж, они генерируют выручку более 330 миллионов в год. 35 тысяч пользователей из общего числа зарегистрированы на нашем сайте – это 7 процентов рынка. Наши клиенты – это в первую очередь российские компании, но довольно много представителей и из стран Восточной Европы и СНГ.

Загир-Рашитов,-Gruzobzor-_-Мы-оптимизируем-логистику-грузоп
Загир Рашитов, Gruzobzor: "Мы оптимизируем логистику грузоперевозок"

Как рассказал Рашитов, работать над проектом их команда из трех человек начала в Уфе, бета-версия сервиса была запущена в январе 2011 года на собственные средства участников. Приняв участие в отборе и проектах IT-парка, Gruzobzor заинтересовал нынешнего инвестора. После двух месяцев переговоров и трех месяцев оформления сделки. Работая над развитием сервиса в бизнес-инкубаторе технопарка, команда Рашитова специально купила грузовик, чтобы изучить рынок грузоперевозок изнутри. Сегодня за компанией, кроме челнинской площадки, сохраняется и уфимский офис.

По словам Ибрагимова, после бизнес-инкубатора команда проекта Gruzobzor, вероятно, окажется в числе резидентов строящегося Иннополиса.

МАГАЗИН ЗАПЧАСТЕЙ ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ»

Вторым из представленных проектов стал сервис Avtozaper – и он тоже создан уфимской командой. Торгово-информационная площадка по поиску и купле-продаже автозапчастей получила в 10 раз меньше денег – $100 тыс., однако вложился в проект не фонд, а реальный участник рынка.

Первую версию своего продукта команда представила в июле прошлого года после очередного конкурса от IT-парка, и уже осенью данный проект получил первые деньги – $35 тыс. на разработку сервиса. Сейчас ведутся переговоры о следующей сделке на сумму $100 тысяч. Амин Шаяхметов – гендиректор проекта Avtozaper, считает свой проект уникальным: «Отличие нашего сервиса от подобных заключается в том, что он позволяет находить нужные запчасти, не зная их названия и маркировки, благодаря интеллектуальному поиску по складским базам продавцов». На данный момент сервис готов на 80%, полный запуск Шаяхметов рассчитывает осуществить за три месяца.

РђРјРёРЅ-Шаяхметов,-Avtozaper_-Рљ-концу-РіРѕРґР°-охватим-рынок-ТатарС
Амин Шаяхметов, Avtozaper: "К концу года охватим рынок Татарстана"

По мнению Ибрагимова, Avtozaper может быстро войти в число основных электронных площадок купли-продажи запчастей в России. До конца года Шаяхметов планирует охватить соответствующий интернет-рынок в Татарстане.

И еще одна сделка на миллион с еще одним стартапером челнинского филиала IT-парка сейчас в процессе. Название проекта пока не раскрывается, как и данные инвестора, однако Ибрагимов сообщил, что резидентом являются два челнинских программиста, чей продукт заинтересовал известную российскую компанию, профессионального участника IT-рынка. Первый транш по сделке прошел, а полная презентация третьего результативного продукта, вышедшего из стен технопарка, ожидается в мае.

Отметим также, что все три проинвестированных проекта в свое время выигрывали и государственные гранты. Безымянный челнинский стартап получал 500 тыс. рублей от АИРа РТ, Gruzobzor – ту же сумму от минэкономики РТ, а Avtozaper – 2 млн. рублей от инвестиционно-венчурного фонда РТ.

НА НАШЕМ РЫНКЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ НЕ РАБОТАЮТ

Популярностью единственного из трех презентованных проектов, который уже представлен на реальном рынке – транспортной биржи Gruzobzor – корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» поинтересовался у потенциальных клиентов сервиса.

Леонид Штейнберг – гендиректор ООО «Кама-Тракс»:

– 35 тысяч пользователей? Странно, впервые слышу про этот сервис. А нужен ли он? Для перевозчика актуальная проблема – загрузиться и получить деньги, интернет-сервис вряд ли за это отвечает. Конечно, мы обмениваемся заявками с другими операторами и машинами меняемся, сотрудничаем в разных аспектах. Но мы имеем дело только с проверенными партнерами, потому что иначе начинаются проблемы с платежами. С коллегами из других предприятий мы обмениваемся информацией по электронной почте – это тоже закрытый канал. Решение всех вопросов занимает часы. В целом нам достаточно наработанных контактов, проверенных десятилетиями, и сервис по обмену заявками нам особо не нужен. Иначе как отвечать за партнеров перед грузоотправителем?

Радий Маликов – президент ассоциации грузоперевозчиков «Закамье»:

– Мы пользуемся подобными сервисами, но только при крайней необходимости, если срочно нужна загрузка. Порожними-то ездить нельзя, для нас максимальная планка порожних прогонов – это 7 процентов от всего километража. Однако в этих системах неизвестно с кем сталкиваешься, основная масса пользователей – это спекулянты, которые просто перепродают грузы. Заказчика приходится перепроверять, риски очень большие. Поэтому мы стараемся работать напрямую, по традиционным договорам.

Что касается такой услуги, как закрытый информационный канал с партнером, то тут надо просто смотреть, что дешевле - этот канал или обычный телефон.

Светлана Посаженникова – начальник отдела логистики ОАО «Транспортно-экспедиционная фирма «КАМАтранссервис»:

– Я знакомилась с программой Gruzobzor, но пользоваться ею не стала. Сервис не показался мне удобным: во-первых, интерфейс слишком закрытый. Чтобы просмотреть контакты предприятий, например, необходимы дополнительные действия, а при нашей работе диспетчеру нужно видеть всю информацию сразу, как в других программах. Не хватает расширенной информации о грузе. Возможно, это входит в платную версию, но, к примеру, на сервисе «Автотрансинфо» те же функции предлагаются бесплатно. Кроме того, я просмотрела несколько предприятий, у всех указано по одному контакту. Это неправильно, а если человек из партнерской фирмы заболеет, пропадет, кому счет выставлять, с кем связываться? У нас в отделе логистики работают 8 человек, и все они должны быть в базе, таково неписаное требование рынка. Сложно доверять фирме, которая предлагает один контакт. В целом неплохой сервис, но мы предпочли остаться на старом.