КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ ЧИТАТЕЛЕЙ «БИЗНЕС ONLINE» ПРЕДЛАГАЕТ
Большое спасибо всем за множество отзывов на мои предыдущие материалы (ссылки ниже – ред.). Среди комментариев немало весьма дельных и конструктивных. Раз уж мы хотим коллективным разумом прийти к оптимальным решениям, надо с самого начала уяснить: на что-то мы с вами можем повлиять, на что-то - нет, но те позиции, которые изменить не в наших силах, надо также обязательно учитывать, иначе изменить ситуацию не получится. К примеру, мы не можем сократить количество машин, которые ездят по казанским дорогам, очень маловероятно, что у нас введут ограничения на передвижение на личном транспорте. Точно так же мы не можем и не вправе запретить пешеходам переходить улицы. А вот изменить взаимодействие пешеходов и водителей мы в состоянии, и помощник в этом - российский и зарубежный опыт.
К проблеме надо подходить здраво: когда мы говорим о том, что надо ограничить возможности водителей или пешеходов на каком-то участке дороги, это не значит, что мы против кого-то из них. Никакого камня за пазухой! Но если хочешь что-то изменить к лучшему – за это надо платить. Если мы хотим уменьшить пробки, за это придется расплачиваться деньгами на эстакады, либо на светофорное регулирование, ограничивать права пешеходов или водителей. Ведь, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Скажем, пешеходам придется спускаться и подниматься по переходу, ждать, группируясь, зеленого сигнала светофора. Водителям дольше стоять у светофора, но зато не попадать в пробки. Но что же делать, для того, чтобы город не стоял в пробках, на каких-то участках придется на это пойти.
За рубежом расстояние между пешеходными переходами в городах, как правило, 150 - 250 метров, в России случается разрыв в 500 метров, и более. Конечно, пройти 500 метров для пожилых, больных, инвалидов тяжело, да и для здоровых это далековато. Но ведь на самом деле человек не идет от одного перехода до другого, чтобы перейти улицу. Он выходит на улицу на каком-то участке и решает, до какого перехода ему ближе дойти. В худшем случае придется пройти 250 метров, если выйдет на середину расстояния между переходами. Хотя и это много, за границей всего 75 - 125 метров.
КНОПОЧНЫЕ СВЕТОФОРЫ РАЗГРУЗЯТ ПЕРЕКРЕСТКИ
В откликах говорится, что мы забыли о привычных уличных «зебрах». В своих блогах я, действительно, привлекал внимание к подземным и надземным переходам, но это вовсе не значит, что нужно отказываться от зебр. Ежу понятно, что это самый удобный переход. В городах, особенно в старом центре на узких дорогах, надо изыскивать возможность организации "зебры", тем более, если на этих участках невозможно уйти "под землю", да и для надземного перехода условий нет. Кстати, когда организуют переходы, нельзя их делать абы где. Нужно выяснить, в каких местах люди чаще переходят улицу, и как сделать так, чтобы они менее всего препятствовали машинам.
Так, в Казани примером грамотно построенного надземного перехода может служить тот, что сделан на улице Вахитова у магазина «Метро». Это широкая 8-полосная магистраль, где на переходе установлены светофоры с кнопкой. Сам переход, замечу, не на перекрестке. Кнопка работает по определенному алгоритму: зеленый загорается или после того, когда ее нажало определенное количество людей или через какое-то время после нажатия. Люди группируются у светофора, затем им дается время, чтобы перейти дорогу. Это время должно быть не с потолка взято, его надо рассчитывать, ведь физические возможности у всех разные. Есть молодые, здоровые, а есть пенсионеры, инвалиды. Необходимо, чтобы пенсионер с клюкой успел пересечь дорогу, пока горит зеленый свет. Для точности расчетов следует периодически отслеживать ситуацию, в том числе зимой и летом, после чего делать выводы. Тогда светофор будет работать корректно, а водителям не надо будет останавливаться, чтобы пропускать пешеходов, не спеша идущих по одному.
Кнопочные светофоры могут разгрузить и другие проблемные места. К примеру, на перекресток улиц Карла Маркса и Театральной, у КАИ, такой светофор давно просится. Улицу в этом месте переходит много людей, но идут они с интервалами, машины вынуждены останавливаться и пропускать каждого пешехода. Аналогичная ситуация на улице Лобачевского возле Черного озера, там тоже немноголюдно, машины постоянно тормозят, потому что хоть один человек да переходит дорогу. Схожая картина на улице Московская у ЦУМа... Думаю, немало еще есть аналогичных мест, где пешеходный трафик на нерегулируемом переходе редкий, но постоянный. Один пешеход ушел с дороги в 16 метров шириной, в этот момент другой поставил на нее ногу. По правилам водитель обязан ждать. А еще через 16 метров идет следующий пешеход.
КОЛДОБИНЫ И РЫТВИНЫ – ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПРОБОК
Организация безопасного дорожного движения - главная задача ГИБДД. Может, часть денег "от радаров" пустить на оборудование для "умного" регулирования светофоров, программы расчета движения без пробок и оборудования, позволяющего его организовать?
Интересный опыт наработан в Самаре и в Санкт-Петербурге, где пробок меньше, чем у нас. Надо сделать так, чтобы поток машин нигде «не спотыкался». В первую очередь ГИБДД следует обратить внимание дорожников на дорожное покрытие в зонах перекрестков. Ведь дорожников тоже можно штрафовать, а для "юрлиц" штрафы больше. Сегодня дорожное покрытие на пересечении улицы Татарстан и Булака – в колдобинах и рытвинах. В частности, дорога разбита на повороте с улицы Татарстан на улицу Салимжанова и при выезде с улицы Лево-Булачная на Салимжанова, там тоже ямы. Машины вынуждены тормозить, скорость движения на перекрестке снижается. Навести порядок можно быстро, достаточно наложить «заплатки». Думаю, читатели подскажут, где еще необходим так называемый ямочный ремонт. В первую очередь надо ремонтировать перекрестки, которые стали проблемными зонами, а во вторую - дороги. Ведь лучше плохо ехать, чем хорошо стоять.
СЛОЖНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК: ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
Как бороться с пробками, которые практически ежедневно возникают на перекрестке улиц Чернышевского и Лево-Право-Булачная, волнует многих читателей. Это очень сложный перекресток. По Булаку движение идет в три полосы в обе стороны, а на подъезде к Булаку в две полосы в обе стороны, причем крайние полосы не работают, поскольку там припаркованы машины. Читателями предлагаются различные варианты, из которых следует выбрать оптимальный, а может и комбинированный, а затем в течение некоторого времени еще наблюдать, действительно ли ездить стало комфортнее.
Сейчас движение организовано так, что если на Булаке горит красный свет, то на улице Чернышевского - зеленый, и наоборот. Это самая примитивная организация дорожного движения, и на простых перекрестках она работает. Но здесь перекресток сложный. Специфика движения на этом перекрестке такова: левый поворот уводит с Булака по улице Чернышевского наверх на Кремлевскую. Дальше поток разделяется, часть машин устремляется на улицу Дзержинского, часть идет по Кремлевской. Задача обоих этих потоков попасть на улицу Горького. В реальном режиме времени левая полоса полностью уходит в этом направлении, вторая - пытается пробиться туда же. Основной поток идет прямо, мало, кто поворачивает направо. Рассчитывать интенсивность движения следует по специальным методикам.
Вторая проблема этого перекрестка – машинам нельзя поворачивать налево на Ташаяк, им надо за квартал до этого уйти на Чернышевского. Сейчас машин, поворачивающих на Чернышевского, немало, а когда на Ташаяк начнут лишать прав, их число увеличится в разы. Мы получим еще одну пробку до улицы Мусы Джалиля, а может и дальше.
Еще одна особенность этого перекрестка: мощный поток идет по улице Чернышевского вниз с улицы Кремлевской.
Беда перекрестка в том, что короткий мост через Булак вмещает 8-10 авто и блокирует левый и правый Булак. Надо, чтобы для потоков, въезжающих на мост одновременно, горел зеленый для съезда с него, и в этот момент не было пешеходов, которых надо пропускать, блокируя движение. Учитывая эти нюансы, может, имеет смысл просчитать альтернативные варианты разгрузки перекрестка?
Важно не забыть вернуть существующее регулирование перекрестка в часы "не пик", ведь рано утром, вечером и ночью оно справляется хорошо. Днем и ночью одинаково организовывать движение нельзя. Если днем человек готов ждать три минуты на светофоре, но не стоять 15 - 30 минут в пробке, то ночью он будет проклинать тех, кто это придумал.
Булак 1 |
ДАЕШЬ КВАРТАЛЬНЫЙ ОБЪЕЗД
Один из вариантов - замена левого поворота на квартальный объезд. Тогда машины проедут по улице Прав-Булачная вперед до мостика, повернут направо на Тази Гиззата, направо на улицу Московская, направо на Чернышевского и пересекут Булак по прямой на двойной зеленый, не останавливаясь на мосту. Это решит проблему улицы Лево-Булачная, но проблему улицы Право-Булачная - нет. Вариант для улицы Право-Булачная: нужно доехать до перекрестка с улицей Ташаяк, подняться по безымянной улице до улицы Профсоюзная, где будет организовано двустороннее движение, по Чернышевского повернуть направо и спуститься опять к Булаку и пересечь его прямо на двойной зеленый. В итоге получится квартальный объезд. При этом нужны указатели для водителей, как проехать на Чернышевского, чтобы они понимали схему движения.
Огромный минус данного варианта в том, что эти потоки очень "насыщены", то есть эти направления нужны многим водителям. Квартальный объезд хорошо работает, когда налево надо немногим. Значит, это крайний вариант, и надо искать другой. Замечу, я сам его и предлагал, так как это самый простой способ решить проблему.
Булак 2 |
РЕВОЛЮЦИЯ НА БУЛАКЕ
Пешеходных переходов на Булаке 6 штук на одном перекрестке, нужно думать, как их развязать. Желательно сделать так, чтобы когда машина на зеленый свет поворачивает направо, для пешеходов горел красный, иначе смысл теряется. Сейчас для водителя и пешехода зеленый свет горит одновременно, и водитель вынужден пропускать пешеходов, поэтому успевают проехать две-три машины. Интервалы очередности движения тоже нужно считать корректно, опираясь на статистику.
Надо запретить в зоне этого перекрестка парковку машин в радиусе 75 - 100 метров. А водителям, чтобы не возмущались, надо объяснять, что запрещают, потому что иначе от пробки не избавиться. Чтобы с ней распроститься, надо освободить вторую полосу. Но надо решить, где же машинам парковаться. Ближайший паркинг находится в торговом центре «Родина», его можно организовать и у памятника Мусе Джалилю, пожертвовав частью газона у Ташаяк, или сделать парковку на стадионе. Можно также договориться с владельцами парковок у Пирамиды, у Джокера, чтобы они работали за деньги на муниципальные нужды.
На схемах показано, как организовано движение сегодня. Схема простая зеленый 60 секунд + зеленый 30 секунд = ПРОБКА.
Рисунок 1 и 2 - режим работы "зеленый свет". Видно, что в ЦИКЛ 1 поток на Чернышевского попасть не может. Красный свет и зеленый пешеходам, которых надо пропустить. В ЦИКЛ 2 поток не может попасть на Булак по тем же причинам. Перекресток затыкается. "Траурная кайма" - припаркованные авто.
На третьем рисунке ситуация в целом. Красный - пробки, оранжевый - движение затруднено, зеленый – ну, он и в Африке зеленый.
Далее приведен вариант изменения режима работы светофоров. Вместо двух циклов - четыре. Акцентирую внимание - В ЧАСЫ ПИК, ни в коем случае не круглосуточно!
Появляются стрелки и отдельные светофоры для пешеходов, которых сегодня нет. Переключение не синхронное, то есть переключаются не все светофоры разом, а только те, которые нужно, стрелки загораются по своему алгоритму. Организуется сквозной проезд через перекресток основных потоков без "затыков". Обязательно нужна разметка, причем не дешевой односезонной краской, а светоотражающим полимером, хотя бы в зоне перекрестка. Эскизы в пропорции, от перекрестка до границы каждого рисунка 100 метров. Остановка автобуса смещается на 25 метров дальше от перекрестка. Выделенная линия для автобусов начинается и заканчивается в 50 - 75 метрах от перекрестка. Остановка и стоянка запрещена от 50-75 метров до и после перекрестка.
Ждать "зеленого" придется дольше, но зато перекресток можно будет пересечь за один раз, не останавливаясь в "раскорячку" на перекрестке или на мосту. Может, тогда в пробке стоять не придется от Пирамиды или ул. Профсоюзная.
Пешеходам придется ждать наравне с водителями.
Зеленым обозначено направление разрешенного движения в данном цикле светофора. Зеленые "зебры", где можно в данном цикле переходить дорогу.
Это всего лишь предложение.
Для начала время работы зеленого светофора, учитывая, что в зоне перекрестка останавливаться авто не будут, можно уменьшить на 20%, посмотреть будут ли успевать проехать и перейти. Наверняка, есть минусы, и можно улучшить. Пишите отзывы и предложения.
Как выяснилось, сотрудники ГИБДД «БИЗНЕС Online» тоже читают, кое-что мотают на ус и, что очень радует, используют предложения в работе по улучшению нашего с вами качества жизни. Впрочем, и их тоже, они ведь не по воздуху летают.
Александр Сергеев
Александр Сергеев: «Причиной многих пробок в Казани становится неправильная организация движения»
Александр Сергеев: «Сотни подземных переходов – вот что нужно Казани!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.