«ТУПОЛЕВ» ПЕРЕЕХАЛ В КАЗАНЬ…
Изначально на 11 марта планировалась встреча кандидатов на должность ректора КНИТУ-КАИ с работниками и учащимися университета. Напомним, что на пост руководителя прославленного вуза претендуют директор его нижнекамского филиала Ильгиз Гафиятов и нынешний и.о. ректора Альберт Гильмутдинов. Третий кандидат – завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов, профессор Владимир Гайнутдинов был снят с гонки при весьма загадочных обстоятельствах. Но запланированная встреча плавно трансформировалась (теперь в расписании она значится перенесенной на 12 марта) в посещение вуза президентом РТ Рустамом Миннихановым и представление своей предвыборной платформы одним лишь Гильмутдиновым.
Для начала Минниханов осмотрел в холле перед актовым залом небольшую выставку достижений каистов. Пояснения давали Гильмутдинов, проректор по научной деятельности Сергей Михайлов, руководители проектов. Президента сопровождала свита ученых и промышленников, среди которых были замечены генеральный директор ОАО «КВЗ» Вадим Лигай и президент ОАО «Туполев», а с недавних пор по совместительству еще и генеральный директор ОАО «КАПО им. Горбунова» Александр Бобрышев. В фойе и в зале корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил советника президента ОАО «ОАК», экс-директора «КАПО им. Горбунова» Васила Каюмова, генерального директора ОАО «ПОЗиС» Радика Хасанова, генерального директора ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Рената Мистахова, директора казанского филиала «Туполева» Эдуарда Соркина. ВПК-бомонд, в общем…
Президент, указывая на экспозицию, вел с Бобрышевым, которого приобнимал за плечи, активную агитационную работу. «Он наш друг, конечно. Был. А стал наш коллега!» - позже отметил в выступлении Минниханов. Вообще к теме объединения КАПО и «Туполева», которое президент РТ охарактеризовал как последнюю попытку спасти авиазавод, Минниханов обращался не раз. Если в общем, то его мысль можно сформулировать так: «Перспективы авиастроения в Казани? КАИ – имени Туполева. «Туполев» переехал в Казань. Какие могут быть другие вопросы? А мы чем можем, поможем на всех уровнях». Звучит оптимистически.
О ПОДХОДАХ К АГИТАЦИИ
В однозначно оптимистических тонах был построен и доклад Гильмутдинова на тему «Какой мы видим стратегию развития университета». Доклад почти слово в слово повторял предвыборную программу и.о. ректора, опубликованную на сайте КНИТУ-КАИ.
Отметим одну странность. Рядом «висит» программа другого кандидата – Гафиятова. Но каков контраст. У Гафиятова - набор общих фраз, никакой конкретики. Оцените сами: «Проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, повышающие общий потенциал университета и обеспечивающие высокое качество подготовки специалистов». «Обеспечить поддержку и развитие научных школ по междисциплинарным и приоритетным направлениям развития науки и техники». «Совершенствовать систему планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, организовать и поддерживать инновационные и молодежные научные предприятия». «Обеспечить участие работников и студентов в управлении университетом через общественные, студенческие и профсоюзные организации». И так – на пяти страницах. Даже оформлен этот, как предполагается, критически важный для будущего КНИТУ-КАИ документ весьма странно: никакого титульного листа, названия - только заголовок «Программа» и пять стандартных страничек в Word. Любому студенту или аспиранту за такое оформление любой работы поставили бы «неуд» (во всяком случае, в былые времена).
Другое – вывешенная рядом программа от Гильмутдинова. Тут и титульный лист, и все необходимые реквизиты, и логотип КНИТУ-КАИ, и 14 страниц текста. И даже эпиграф из американского экономиста, автора труда «Будущее капитализма» Лестера Туроу: «В XXI веке образование и навыки рабочей силы станут основным оружием конкуренции». Коротко пройдемся по тексту (он же и доклад).
«МЕРТВЫЕ ДУШИ», ЗАРПЛАТА И ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА СТАРЕЙШИН
В 2013 - 2020 годах Россия должна вернуть мировое лидерство в сфере инженерного образования, говорится во вступлении. И КНИТУ-КАИ должен стать важным участником этого процесса.
Гильмутдинов предлагает конкретные действия. Какие новые подразделения должны быть созданы в университете в соответствии с этими планами? Это, например, республиканская сеть «школ КАИ», инженерный лицей-интернат для одаренных детей со всей России, политехнический музей КНИТУ-КАИ как центр профориентационной работы. Предполагается создать сеть научно-технических кружков, заочный инженерный лицей, германо-российский институт новых технологий (для выхода на мировой уровень в области всего перечня инженерных направлений). В планах Гильмутдинова - высшая школа инновационного бизнеса, инжиниринговый центр «КАИ-парк» (связь между вузом и производством) и другое.
Грядет перестройка самой учебы. Наряду с традиционными естественно-научными и инженерными дисциплинами появятся такие предметы, как инноватика, основы предпринимательства, коммерциализация технологий. Учащимся обещают расширить студенческое самоуправление, но при этом ужесточить контроль успеваемости вплоть до ликвидации «прочно утвердившегося в российском образовании принципа «от сессии до сессии живут студенты весело». Обещан фонд поддержки научной и инновационной активности студентов и аспирантов. Еще о деньгах. К 2018 году уровень зарплаты профессорско-преподавательского состава решено сделать в два раза превышающей сегодняшнюю среднюю заработную плату по РТ (22 тыс. рублей). Старшему поколению обещана «разработка мер социальной защиты»: «Любой сотрудник КНИТУ-КАИ, честно проработавший на его развитие, должен быть уверен в завтрашнем дне».
Продекларированы избавление от бюрократии, «мертвых» структур и, соответственно, «мертвых душ»: «Центральной фигурой в университете является активно работающий преподаватель, и работа всех поддерживающих служб (экономических, финансовых, хозяйственных и т.д.) должна быть направлена на оказание ему всяческой помощи. Грядет повышение роли ученого совета университета как «верховного законодательного органа» и совета старейшин, экспертизу которого будут проходить все ключевые решения.
Что касается инфраструктурных преобразований, то среди них - строительство в «КАИ-граде» 19-этажного общежития для студентов и приглашенных преподавателей, третьей очереди учебно-лабораторного корпуса (конференц-центр с многофункциональными залами на 1000 и 300 мест, медиатека, научные, лабораторные и учебные аудитории, столовая, кафетерий), а также капитальная перестройка знаменитого лагеря «ИКАР», который должен стать круглогодичным.
Словно в качестве подтверждения серьезности заявлений и.о. ректора, тут же в актовом зале были подписаны соглашения о сотрудничестве с московскими компаниями «НТО-ИРЭ-Полюс» (лазерные технологии) и Parallels (IT-технологии), а также с зеленодольским заводом им. Горького.
Кстати, в качестве лозунга обновленной корпоративной культуры Гильмутдинов предлагает подремастированную крылатую фразу из горьковского «На дне»: «Сотрудник, студент КНИТУ-КАИ – это звучит гордо».
«АЛЬБЕРТ, ТЫ, ПО-МОЕМУ, КАИ ЗАКОНЧИЛ…»
Минниханов, начиная выступление, предупредил, что будет пользоваться аббревиатурой КАИ, а не КНИТУ-КАИ. «Так мы привыкли», - объяснил президент. «Не секрет, что у нас все стали юристами, экономистами, - сыронизировал Минниханов, но тут же извинился, указывая на сидящего рядом мэра Казани Ильсура Метшина. - Очень хорошие юристы есть – не будем принижать. Но инженер есть инженер. Это человек, который может переквалифицироваться и в юристы, и в экономисты - в кого угодно». В пример Минниханов тут же привел пришедшего на встречу генерального директора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова: «Альберт, ты, по-моему, КАИ закончил… – Шигабутдинов встал и, улыбнувшись, утвердительно кивнул. - Ему любой вопрос задашь, на все ответит, - рекомендовал руководителя ТАИФа Минниханов. - Потому что он выпускник КАИ! И таких у нас много».
Развивая тезисы, высказанные еще в декабре 2012 года на совещании на ОАО «КМПО», Минниханов рассказал о том, как сложно стать инженером, об уровне преподавания, материально-технической базе, кружках детского технического творчества («Надо возродить эту прекрасную форму работы!» - указал президент). Завершая выступление, президент напомнил, что выборы ректора назначены на 18 марта. «Самое главное – не должно быть конфликтов, - посоветовал Минниханов, очевидно, имея в виду сопровождающие выборы известные обстоятельства скандального характера. - Когда есть конфликты, вся энергия уходит у нас на борьбу, энергии не остается на созидание... И в этом созидательном процессе мы не сторонние наблюдатели, мы ваши помощники», - заявил президент и пообещал продвигать интересы КАИ на всех уровнях.
Вопросов от профессоров-преподавателей не последовало. В пришедших из зала записках спрашивали об оплате за степени, о жилье и о республиканском софинансировании КАИ. «По финансированию, - акцентировал внимание Минниханов. – Та-а-а-ак. Там есть некоторая сумма по софинансированию, которую мы до конца еще не выполнили, но которую будем выполнять. Грозные письма и.о. ректора пишет. Если выберете, задумаемся», - пошутил президент, зал добродушно засмеялся. Вопрос, судя по всему, уже решен железобетонно. Это видно и из ходящих по КАИ разговоров о включенном на полную мощь «административном ресурсе», и по настроениям самих профессоров, которые, похоже, уже готовы проголосовать за любого вменяемого кандидата. Из бесед с преподавателями КАИ у корреспондента «БИЗНЕС Online» сложилось такое мнение о царящих в вузе настроениях: «Да, выборы проходят некорректно. Но плохо и то, что КАИ уже столько времени без управления. Еще немного, и университет просто погибнет…»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.