ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЛНОГО ЦИКЛА – КАК В СТАРЫЕ ДОБРЫЕ СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА
– Владимир Вячеславович, с чего начинался ваш бизнес? И почему вы выбрали именно таксомоторные перевозки?
– Изначально мы с компаньоном занимались автобусными перевозками. Этот бизнес организовали в 2005 году, у нас было несколько «пазиков». Но после того как Казань взяла ориентир на «красные» автобусы, решили открыть компанию таксомоторных перевозок. Был перерыв – с 2008 года готовили «плацдарм», а к новой работе приступили в июне 2012-го. Сначала открыли диспетчерскую службу – тщательно готовили для нее специалистов, а в сентябре запустили первую машину-такси.
– Сегодня на рынке множество компаний, и зачастую – с непонятным парком. У вашей компании - собственные машины или арендуете?
– Никакой аренды. Мы сразу решили, что компания будет полного цикла: с собственными автопарком, диспетчерской службой, механиками, медперсоналом. Знаете, как в старые добрые советские времена. Сегодня у нас в лизинге 250 автомобилей Renault - от экономичного до премиум класса. Мы работаем с компанией «Автофрамос» – российским производителем Renault.
– Почему именно Renault?
– Выбирали очень долго и пришли к выводу, что именно эта марка подходит нам по соотношению «цена – качество». В Москве многие таксомоторные компании специализируются именно на Renault. Мы побывали в одной из таких фирм, у нее более двух тысяч Renault, и столичные коллеги говорят, что машины этой фирмы спокойно ездят в течение трех лет без поломок.
– Вы сразу решились на приобретение такого большого автопарка?
– Мы поехали на завод и сказали, что хотим с ним работать – в перспективы намерены купить от пятисот до тысячи машин. Пока взяли 250 плюс два микроавтобуса и кроссовер Duster.
– Вы сотрудников набираете так же, как, к примеру, нанимают водителей автобусов?
– Да, официально, по трудовому договору, с полным соцпакетом.
– Средняя зарплата водителя?
– Около 9 тысяч рублей.
- И кто-то работает за такие деньги?!
– У водителя есть определенный план. Он его привозит, а все что свыше – идет ему. И плюс к этому - оклад в 9 тысяч, оплачиваемые больничный лист и отпуск.
– Всем удается выполнять план?
- Конечно. За сутки они спокойно зарабатывают чистыми по три-четыре тысячи рублей – это те деньги, что идут сверх плана. Но есть и ленивые – выйдут, например, только на четыре часа. Между тем, у водителя машина находится в полном распоряжении 24 часа - мы ее передаем по договору ответственности. А если водитель уходит в отпуск или на выходной – автомобиль ставит на базу. Так что каждый из них сам решает – сколько ему работать.
ЗАКОН О ТАКСИ И ТЕРРИТОРИЯ «БОМБИЛ»
– С какими трудностями столкнулись, начиная бизнес?
– Трудность только в одном – закон «О такси» не работает! Его приняли в 2011 году, официально он вступил в силу 1 января 2013-го. Но закон не работает вообще!
– Какие пункты конкретно не работают?
– Да все! Вот вы звоните в так называемый call-центр, вам присылают машину, но никто не дает гарантию, что водитель адекватен, что он прошел предрейсовый медосмотр, а автомобиль у него исправен. И много вы видели казанских такси, у которых были бы соблюдены все требования закона - цвет, опознавательные знаки такси, наличие таксометра, систем безопасности? И чем они отличаются от обычных «бомбил»? Ничем! А «бомбилы» – это настоящий бич.
– Они что, реальные конкуренты официальным предприятиям? Демпингуют?
– Нет, конкуренцию не создают, а просто мешают работать. Допустим, стоит наша машина, ждет клиента, к ней подходят «бомбилы»: «Здесь не стойте - это наш участок». А вы знаете, что сегодня по статистике в Казани 10 тысяч «бомбил»?! Опять же эти call-центры… У них же непонятные машины, у них нет своих парков. Полагаю, что в call-центрах водителей и в глаза не видят. Кто к вам на заказ приедет, на какой машине (грязной, поломанной и так далее) – за это никто ответственности не несет! То есть все, что связано с законом – там сплошные нарушения.
– Кто должен отслеживать требования закона?
– Минтранс, естественно. ГИБДД же лицензию не выдает.
«Этот рынок требует жесткого упорядочения. В этом бизнесе очень много рисков – это же перевозки людей |
– Но ведь сотрудники минтранса не могут стоять на дороге и полосатой палочкой махать…
– Нет, конечно. Но, думаю, что должна создаваться совместная бригада - сотрудники ГИБДД и минтранса. Схема проверки простая: сделать заявку, вызвать машину и посмотреть, соответствует автомобиль требованиям законодательства или нет. Хотя, думаю, со временем такие call-центры уйдут в прошлое. Потому что этот рынок требует жесткого упорядочения. В этом бизнесе очень много рисков – это же перевозки людей.
– Мы понимаем, что, с одной стороны, такси должно стать официальным, но, с другой - этот рынок кормит армию людей, это та самая ниша, которая позволяет зарабатывать. Можно ли найти компромисс?
– Думаю, должны остаться солидные компании, таксопарки. Люди должны понимать - это время все равно придет. Поэтому сегодня тем, кто занимается частным извозом, нужно подумать и решить для себя, как и с кем им работать дальше. Мы работаем в своей нише, никому в этом бизнесе дорогу не переходим. За пять месяцев, что существуем на рынке перевозок, «обросли» более 50 тысячами постоянных клиентов. Так что клиенты тоже стали разборчивее. Согласитесь, когда приезжает чистенькая иномарка белого цвета (а у нас все машины белого цвета), когда водитель опрятен и вежлив, это всем приятно.
- А если еще и дешевле…
- У нас самые низкие цены на перевозку: посадка, к примеру, - 40 рублей, в том время как у других – 60.
– Многие еще жалуются на аэропортовую таксистскую мафию. Есть ли такая?
– «Бомбилы»! Вот простой ответ на ваш вопрос. Наша компания в конце прошлого года заключила договор с аэропортом Казань и сейчас мы официальное такси аэропорта. Тем не менее нашим таксистам неоднократно угрожали, подходили накачанные парни и говорили: «Мы здесь как работали, так и будем работать, это наша земля, наш участок». Доехать до Казани у нас стоит, в среднем, 500 рублей, а «бомбилы» берут тысячу. Наверное, кто-то их покрывает, вы же понимаете, что многие работают под криминальными структурами. Так что понятно: своими ценами мы наступили кому-то на «хвост».
Я сказал своим: «Ребята, ни на никакие провокации не поддавайтесь, со всеми случаями будет разбираться служба безопасности»… Но «бомбил» из аэропорта уже начинают выдавливать. Думаю, в марте-апреле, все это будет зачищено.
ЧТО ЗНАЧИТ УДАЧНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД
- Насколько цивилизованное такси в Татарстане? И кто ваши конкуренты?
– До этого еще далеко. Многие ведь пришли на рынок просто тупо заработать деньги, чтобы потом уйти. А мы пришли, чтобы развиваться дальше. И если все компании будут работать так, как мы, можно будет говорить о цивилизации. У нас все открыто - сотрудники устроены официально, платим налоги, водители перед выездом проходят медосмотр…
В Казани работают и другие таксопарки, где соблюдаются все требования законодательства. Например, «Такси-24»: у них также все машины – иномарки. Или такси «Премьер». Кстати, обе эти компании, как и наша, стали официальными перевозчиками Универсиады.
– В итоге, кого сегодня больше: call-центров с нанятыми водителями или предприятий с полным циклом работы?
– Сall-центров, конечно. Объясню, что из себя предоставляет call-центр. Там есть директор, программист и диспетчерская служба – человек 10 - 20 (в зависимости от того, насколько крупная компания и как долго она на рынке). И все. Почему они не покупают свои автомобили? Потому что не хотят вкладываться. Потому что удобно – дал заявку и за это получил деньги. И никакой ответственности! Помните случай, когда девушка погибла в Азино на мосту? Она же находилась в автомобиле, а сказали, что она вышла, хотя вещи ее лежали в машине! Тогда две машины такси обгоняли друг друга, вот и произошло столкновение. А пассажирка погибла… О какой ответственности в этом случае может идти речь?
На время Студенческих игр будет организован единый call-центр |
– Кто ваши конкуренты: таксопарки или «нелегалы»?
– Официальные таксопарки мы считаем своими коллегами. И чем больше их будет, тем цивилизованнее станет рынок перевозок. Однозначно, конкуренты – это call-центры и нелегальные такси. Называть фирмы не буду, их и так все знают.
– Многие ваши коллеги сетуют на то, что бизнес серьезно подорвал закон, который обязывает идти на определенные траты – перекраску кузова, установку дополнительного оборудования. Это действительно так?
– Не могу обсуждать мнение других перевозчиков. Конечно, затраты есть. Но если говорить о нашей компании, то мы изначально приобретали машины белого цвета, так что перекрашивать не пришлось. Теперь по ценам. Я уже говорил, что у нас они одни из самых низких по городу. Сейчас нарабатываем клиентскую базу, поэтому держим цену и пока балансируем на грани рентабельности. Кстати, цены в Казани на порядок ниже, чем в других городах-миллионниках. Я не беру в расчет Москву и Питер, но сравним с Екатеринбургом. Если у нас средний чек по городу – 200 рублей, то там как минимум на сотню дороже…
– А какой должна быть стоимость поездки, чтобы такси стало рентабельным?
– Все зависит от класса автомобиля. На стоимость поездки влияет стоимость автомобиля и его обслуживания.
– А если увеличить стоимость поездки, будут люди продолжать пользоваться услугами такси?
– Будут. Вот посмотрите, на общественный транспорт уже повысили цену, но ездят. Стоимость на топливо растет, отсюда и цена. Хотя, полагаю, в ближайшее время взлета цен не произойдет.
– Как вам удалось за столь короткий промежуток времени наработать такую клиентскую базу – 50 тысяч человек?
– Просто надо работать. И есть тонкости бизнеса. Вот наши машины – белые, красиво, в одном стиле раскрашенные Renault. С этого и началось - мы сделали запоминающийся продукт. По сути, это удачный маркетинговый ход. Далее. Кто один раз заказал наше такси, понял, что имеет дело с ответственной компанией: в каждой машине - кондиционер, на видном месте - информация о водителе и так далее. Вы заметили, что во многих службах такси при вызове спрашивают – будет с вами ребенок или нет? Мы никогда не спрашиваем, потому что детское кресло всегда в багажнике – ими укомплектованы все машины. Так что, думаю, и сарафанное радио на нас работает.
С КАДРАМИ ПРОСТО БЕДА!
– Какие требования предъявляете к сотрудникам?
– Вежливость – в первую очередь, опрятность – мы следим, чтобы наши водители хорошо выглядели и умели разговаривать. Естественно, стаж работы - не менее трех лет. Возраст предпочтительней от 23 до 50 лет. Ну, и знание города. Отбор очень строгий. Наша служба безопасности тщательно проверяет каждую кандидатуру, в том числе и на наличие судимости. Люди же часто скрывают, что имели судимость. Конечно, речь идет о тяжких преступлениях – убийство, разбой, наркотики… И с кадрами, признаюсь, просто беда.
– Неужели нет охотников работать в такси? Да только позовите - набегут сотни!
– Набегут, да не те. Мы столкнулись с этой проблемой в самом начале работы. Брали всех подряд – стаж вроде есть, водительское удостоверение – тоже, а в итоге оказалось… Люди приходят себе денег заработать, машину разбить и уйти – ответственности никакой вообще. Часто бывает так: водитель поработал в одном такси, потом побежал в другое, в третье – везде оставил после себя либо штрафы неуплаченные, либо клиентов обманутых. Мы создали базу данных таких людей и делимся информацией с коллегами из других такси, полагаем базы всех такси на таких, мягко говоря, недобросовестных водителей надо объединить… Хороших водителей не хватает. Это острейшая проблема. Через компанию прошли более тысячи водителей, работают 100, а в перспективе необходимо 500.
- Как реагируете на жалобы клиентов?
– Моментально. Действует цепочка: если жалоба поступила диспетчеру, он докладывает старшему диспетчеру, тот - начальнику отдела АСУ, он, в зависимости от причины конфликта, связывается либо с клиентом, либо с главным инженером, либо со службой безопасности. Бывали случаи, когда водители денег больше чем надо просили, грубили клиентам - у нас это жестко карается. И мы обязательно позвоним, извинимся, лишние деньги вернем клиенту. Водителю – выговор с приказом за моей подписью. Это одно из правил, иначе работать нельзя. Но это исключения - водители у нас адекватные.
«Официальный перевозчик – это все же что-то значимое. К тому же приятно помочь республике» |
– Подмечено, что нередко водители специально притормаживают перед светофором или в пробке плетутся, чтобы счетчик побольше накрутил. Это не очень приятно…
– Это все водительские хитрости. Мы их изучаем и пресекаем. У меня есть помощники, которые анализируют, как работают машины. И в конце недели на совещании или на совете директоров мы это обсуждаем. Так что если «кое-кто кое-где у нас порой»… Наказываем рублем.
– Есть ли у вас водители-женщины? И бывает ли, что клиенты предпочитают именно такое такси?
- Бывает такое. У нас есть договоры, по которым мы возим детишек в школу, на секции, в кружки. И кто-то просит, чтобы именно женщина-таксист ребенка сопровождала... Женщины у нас работают, и я очень доволен сотрудницами. Они, как правило, более дисциплинированы.
– Можете ли составить «портрет» идеального клиента?
– Клиенты идеальные все. За исключением тех, кто не может внятно объяснить, куда ему нужно ехать из-за того, что пьяный. Конечно, не нравится, когда клиент хамит или курит в машине. Мы жестко боремся с курением. Если я узнаю, что кто-то из водителей курит в салоне!.. Водители много чего о клиентах рассказывают. Подвыпивши в ночных клубах девушки любят ноги на панель задирать, истерики устраивать. Пытаемся вежливо успокоить, но в особых случаях приходится высаживать.
НА КАЗАНСКИХ ДОРОГАХ ВСЕ ЕЩЕ НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ РАСПАЛЬЦОВКИ
– «Белый Барс» стал одним из официальных перевозчиков Универсиады. Какие требования выдвигал заказчик?
– В конкурсе могли участвовать только таксопарки. Обязательные требования: оформление, соответствие закону по цветовой гамме, квалифицированные диспетчерская служба и водители (на каждого из них мы выставляли данные), средства безопасности, лицензии. И цена за услуги - фиксированная на все время проведения Универсиады.
– Вы будете возить гостей, а платить кто будет - дирекция Универсиады?
– Если машина будет задействована в перевозке гостей, то, вероятно, платить будет дирекция, а если будем просто подвозить на объекты Универсиады, то тогда - по счетчику с пассажира. Но этот вопрос пока обсуждается с дирекцией. Кстати, на время Игр организуют единый call-центр, куда и мы откомандируем своих диспетчеров. И еще специально под Универсиаду приобретаем машины VIP-класса – провели переговоры с компанией Hyundai на покупку автомобилей класса «С».
– Чего ждете от Универсиады? Планируете неплохо заработать?
– Заработать-то мы и так заработаем, главное – имидж. Официальный перевозчик – это все же что-то значимое. К тому же приятно помочь республике.
В автопарке компании 250 автомобилей Renault. Специально под Универсиаду дополнительно будут приобретены машины VIP-класса |
– Кстати, почему вы назвались «Белым Барсом»? Это связано с гербом республики?
– У вас - такие ассоциации, другие полагают, что мы связаны с хоккейным клубом (очень мною уважаемым) или с банком. Ни то, ни другое, ни третье. Просто нравится и все. Барс – это крупная кошка, а у меня дома три кошки живут. Удивительные существа! Опрятные, быстрые и в то же время – осторожные. Машины у нас белые, вот и появилось название – «Белый Барс».
– Как оцените водительскую культуру в Казани?
– Именно в Казани культуры у водителей нет. Даже в той же Москве культуры больше. «Распальцовка» на казанских дорогах по-прежнему не редкость.
– Традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: три совета для успеха в бизнесе?
– Первый: нужно просто работать. Второй: не бояться трудностей - в любом бизнесе есть риски, подводные течения, к ним надо быть готовым, искать новые подходы и не опускать руки. Третий: порядочность. Если сказал, что сделаешь, обязательно должен сделать. И для мужчины и для бизнесмена, считаю, это главное качество.
Справка Визитная карточка предприятия. ООО «Такси Белый Барс». Создано в 2012 году. Предприятие полного цикла – с диспетчерской службой, службой технического и медицинского обслуживания. Автопарк - 250 собственных автомобилей Renault эконом-, бизнес- и премиум-класса. Количество сотрудников – 300. Годовой оборот компании – 30 млн. рублей. Согласно данным ЕГРЮЛ, предприятием в равных долях владеют: Фирдинант Садыйков и Владимир Кудряшов. Визитная карточка руководителя. |
Спонсор проекта "Персона"
«ТМС групп» УК ООО «ТМС групп» – многофункциональная сервисная компания, занимающая заметную позицию на рынке нефтесервиса в РТ и в России в целом. Год основания: 2005 Отрасль: нефтегазодобывающая, машиностроение. Предлагаемые услуги: специализированное обслуживание, аренда, изготовление нефтепромыслового и бурового оборудования, изготовление металлоконструкций и трубной продукции. Директор: Ренат Нугайбеков Число сотрудников: более 4 тыс. человек. КООРДИНАТЫ Адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, 1д |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.