- Султан Шавкатович, как вы пришли в бизнес по предоставлению услуг связи?
- Начать, наверное, стоит с того, что я создал одно из первых в СССР совместных предприятий с одним финским татарином. После этого купил здание Александровского пассажа на Кремлевской. Затем, через какое-то время, судьба занесла в такую специфическую организацию, как ТАИФ. Там была спящая компания РТК – «Радиотелекоммуникации». И меня поставили туда развивать интернет-направление.
- Так это вы были первым, кто притащил моток проводов с интернетом в Татарстан?
- Нет, сам интернет уже был, но ТАИФ всегда хотел, чтобы у него все было свое. А интернет-направления у него не было, хотя по связи они очень активно работали. Был «Сантел», какие-то другие сервисные компании. И понятно, что занимаясь этим направлением, я интересовался, как идет развитие смежных областей, куда они движутся. Там я и понял, что рано или поздно придет электронный документооборот. Это сейчас его можно так назвать. А вначале были первые шаги, подготовка к сдаче отчетности в электронном виде.
- Откуда шла эта идея?
- Вы знаете, с 2000 по 2004 годы был такой интересный министр по налогам и сборам РФ Геннадий Иванович Букаев и его зам – нынешний руководитель ФНС Михаил Владимирович Мишустин. И вот эти два человека довольно активно занимались внедрением информтехнологий в налоговые органы. А так как они вкладывали в это очень много сил и энергии, то я почувствовал, что это направление будет развиваться, и предложил организовать нечто подобное у нас, в Татарстане. Тогда, в 2001 году, была первая сдача электронной отчетности в Москве и потом в Казани началось. Мы были вторыми.
«ТАКСНЕТ» СТАРТОВАЛ С 3 - 5 МЛН. РУБЛЕЙ
- То есть идея организовать «ТаксНет» была лично вашей?
- Да, моей, но ее поддержало руководство нашей республиканской налоговой инспекции. При этом я был первым или вторым менеджером, который уволился из ТАИФа. Хотя из ТАИФа вообще-то не увольняются, туда, как говорится, с гробом приходят. Но мне захотелось заниматься своим делом, я видел, что это более перспективно. Там я был наемный менеджер, а здесь открыл свой бизнес.
- Вы пришли в «ТаксНет» с личными накоплениями? Сколько сняли со сберкнижки в Сбербанке?
- Вы можете смеяться, можете верить или не верить, но было действительно так… Я снял со сберкнижки очень много, потому что к тому времени уже продал здание пассажа. Город приказал его вернуть бесплатно, потом я с ними 20 месяцев судился, выиграл процесс, и, в конце концов, они его у меня выкупили. И большую часть вырученных денег я вложил в свою компанию. Первое время действительно снимал деньги с книжки и покупал компьютеры, средства связи, средства защиты информации, платил зарплату и так далее. Вот так в 2001 году начинался «ТаксНет», в основу которого легло, думаю, от 3 до 5 миллионов рублей. Кредиты для этого я не брал.
- На сегодняшний день что-то изменилось? Вы являетесь единственным владельцем компании?
- Нас два партнера. Моя доля в компании чуть больше контрольного пакета, 50,5 процентов.
«ТО, ЧТО С ВЛАСТЬЮ МОЖНО СПОРИТЬ, Я УЗНАЛ ИМЕННО ОТ ГАВРИЛОВА»
- Султан Шавкатович, все ваши друзья знают, что вы работали заместителем легендарного основателя и главреда «Вечерней Казани» Андрея Гаврилова. Как вы попали в «Вечерку»?
- Это был февраль 1979 года, когда «Вечерка» только начала выходить. Я к тому времени уже закончил отделение журналистики КГУ и работал редактором молодежных передач татарского радио. Поэтому на встречу с Андреем Гавриловым шел, не особенно переживая. Думал, откажут так откажут… Хотя хотелось, конечно, в «Вечерке» поработать. Все там тогда были молодые, талантливые, красивые… Но Андрей Петрович меня довольно быстро взял на работу. Я начал с отдела городского хозяйства, потом стал завотделом контроля за действенностью газетных выступлений, потом заведующим промышленным отделом. А потом и заместителем редактора.
- Каким вы вспоминаете Андрея Гаврилова? В чем, на ваш взгляд, заключался его феномен?
- Наверное, в том, что он показал нам, как «выдавливать из себя по капле раба». Он ведь, с одной стороны, был продуктом партийной системы, работал до этого заместителем заведующего отделом казанского горкома партии. То есть хорошо знал партийную кухню изнутри, процесс принятия решений, всю эту бюрократическую машину. Поэтому его отношения с горкомом были очень сложные. С одной стороны – «плоть от плоти», а с другой - он смог поставить себя с ними на равных, проводил самостоятельные решения, прикрываясь тем, что он выполняет волю подписчика. То есть он шел от народа, понимаете?
- Чему вы научились у Андрея Петровича?
- Видеть перспективу, видеть, для чего работаешь, не бояться принимать решения, не бояться спорить с властью. Последнее было, наверное, самым сложным, ведь в каждом из нас был заложен страх перед властью. А то, что с ней можно спорить, оппонировать ей, это я узнал именно от него.
- В 1988 году вы ушли из «Вечерки», почему?
- Уже работая в газете, я создал при редакции кооперативное объединение «Пассаж». Газета была зажата в свои лимиты, а нам нужно было развиваться – покупать вне фондов фотоаппаратуру, копировальные машины. На организацию встреч «В гостях у «Вечерки», куда мы приглашали артистов, общественных деятелей, тоже нужны были деньги. И наше кооперативное объединение дало газете какую-то финансовую независимость. А потом я не смог справляться с двумя делами сразу и ушел из редакции. С тех пор сам зарабатываю себе на хлеб и для других создаю рабочие места.
«С НАШЕЙ ПОМОЩЬЮ БОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ГОНЯЮТСЯ ПО МИНИМАЛЬНЫМ РАСЦЕНКАМ»
- Вы сказали, что почувствовали, что появилась некая тема, которую можно развивать. Но вы ее только почувствовали или явно увидели перспективы?
- Сначала, конечно, было ощущение общей идеи. Потому что если не видишь проблему целиком, то тяжело понять, как это будет развиваться. А потом эта идея стала очень сильно дробиться на очень много ответвлений. Мы даже сейчас видим только одну десятую или одну сотую того, что будет через три, пять лет, настолько быстро развивается эта форма документооборота и передача данных между физическими и юридическими лицами. Скоро между государствами будет возможна передача данных в электронном виде.
- При этом вы использовали опыт отечественной или зарубежной компании?
- Мы смотрели на опыт отечественных компаний, которые к тому времени уже были на рынке. Просто называть, рекламировать их не хочу. Они до сих пор «живы», и мы сначала пользовались их разработками, но потом пришли к выводу, что все это закончится поглощением нас. И после этого мы пошли другим путем, стали разрабатывать свой продукт. Сертифицировали, защитили, выпустили на рынок и стали внедрять.
- За 11 лет компания заметно развилась. Чем она сегодня занимается?
- Разработкой и внедрением системы электронного взаимодействия между государственными органами и хозяйствующими субъектами по предоставлению отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, по обмену счет-фактурами, актами и другими документами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, оказанием физическим лицам и хозяйствующим субъектам услуг по изготовлению и сопровождению средств электронной подписи (услуги Удостоверяющего центра). Вы представляете, какое дикое количество бумаги тратится по всей стране, сколько времени! Любое письмо, которое отправляется даже с одним листком бумаги, обходится в 30 - 40 рублей. А у нас по минимальным, можно сказать, по символическим расценкам «гоняются» большие объемы информации между компаниями. И через одну-две минуты можно закрыть договор и подать документы в налоговую, отчитаться. А теперь все эти документы налоговая принимает и при зачете НДС.
ОБЩАЯ ДОЛЯ РЫНКА - 45 - 50% ОТ АКТИВНЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
- Какую долю занимает электронный документооборот от общего количества отчетов, представляемых деловым сообществом РТ в различные контрольные органы?
- По оценкам государственных органов, отчетность в электронном виде предоставляют около 85 процентов активных предприятий Республики Татарстан, а в некоторых районах республики их доля приближается к 95 - 98 процентам. В нашей базе более 20 тысяч индивидуальных пользователей и более 20 тысяч организаций. Общую долю рынка при этом можно оценивать как 45 - 50 процентов от активных налогоплательщиков. По услугам Удостоверяющего центра мы являемся безусловными лидерами на рынке Татарстана. Нами выпускается и сопровождается ежегодно более 40 тысяч сертификатов электронных подписей, это пятое место среди российских удостоверяющих центров. С нами работают ОАО «Татнефть», КАПО им. Горбунова, Казанский вертолетный завод, ОАО «Оргсинтез», почти все предприятия нефтехима и многие другие.
- Так и хочется назвать вас монополистами. Во всяком случае, в Татарстане…
- В прошлом году у нас было две проверки – антимонопольной службы и Роскомнадзора. Так вот, антимонопольная служба как раз особое внимание заостряла на том, являемся ли мы естественными или неестественными монополистами. И она не нашла нарушений в наших действиях и в том, какое положение на рынке мы занимаем. Не мы одни присутствуем на рынке Татарстана и производим не один и тот же продукт. В целом между нами, компаниями, предоставляющими эти услуги, есть определенная миграция клиентов. Рынок сам по себе очень плотный, численность клиентов в республике не увеличивается, она даже уменьшается. По сравнению с 2011 годом, общая численность юридических лиц сократилась почти на две тысячи. Частично это объясняется кризисами, частично тем, что активно работает налоговая, прикрывая фирмы-однодневки. Кто-то, может быть, мигрирует за пределы республики.
- Кто же является вашими конкурентами?
- Я не хотел бы так прямо отвечать на этот вопрос. Зачем им делать рекламу? Дело в том, что такого рода конкурентов можно разделить на две части: есть технологические конкуренты, чьи продукты распространяются на территории Республики Татарстан, а есть непосредственные коммерческие конкуренты, которые занимаются именно распространением этих продуктов. И в той и в этой части конкуренция достаточно высока. Но мы пока держимся и даже развиваемся при этом. Согласно последним аналитическим обзорам независимых экспертов, наша компания уверенно входит в пятерку крупнейших IТ-компаний республики по объему реализации продуктов и услуг собственного производства.
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ РТ ЧУВСТВУЕТ НАС СВОИМ АВАНГАРДОМ
- Есть ли человек в правительстве Татарстана, который является фанатом вашей компании? Которому вы очень нравитесь, который поддерживает вашу компанию?
- Ну, такого человека, я думаю, нет. Вот министерство информатизации и связи РТ чувствует нас своим авангардом. У нас были неплохие отношения и с предыдущим министром, Николаем Никифоровым, и Роман Шайхутдинов, который сейчас пришел, тоже понимает, что мы нужны, мы востребованы. И я еще раз хочу подчеркнуть, что мы компания, которая распространяет на территории Татарстана свой, «татарский» продукт. Тем более что мы абсолютно прозрачная компания, которая выплачивает «в белую» все зарплаты, все премии. Это тоже накладывает отпечаток на отношение к нам.
- Насколько, на ваш взгляд, сегодня автоматизирован процесс общения бизнеса с органами власти в РТ и в России в целом?
- Автоматизация идет поступательно. За последние два года рынок электронного документооборота вырос в полтора – два раза. Однако он не резиновый и имеет свои границы. Это подталкивает нас искать новые направления, и одним из них является обмен между контрагентами электронными счетами фактурами и накладными. Специалисты оценивают общий объем бумажных счетов-фактур в 25 миллиардов единиц ежегодно.
Татарстан всегда движется в авангарде регионов, разрабатывающих и внедряющих инновационные технологии. Разработками наших специалистов пользуются 80 процентов крупных субъектов РФ. Новые разработки в настоящее время активно используются в федеральной программе «Электронное правительство». Тем не менее этот процесс автоматизирован все же не настолько, насколько хотелось бы.
ЗА ПОРЯДКОМ В СЕТИ СЛЕДИТ ПРОГРАММА-РОБОТ
- Бывают ли какие-то эксклюзивные просьбы у клиентов компании? О чем именно вас просили?
- Клиенты из глубинки просили нас организовать консультирование на татарском языке. С тех пор в нашей клиентской службе постоянно работают специалисты, готовые прийти на помощь и пообщаться с жителями республики на их родном языке. Я думаю, что среди операторов систем электронного документооборота, работающих на рынке РТ, это уникальное явление.
С другой стороны, нам иногда приходится выступать в роли арбитра между госструктурой и хозяйствующим субъектом. Иногда клиент в таких спорах просит встать на его точку зрения. Но поймите, все эти лицензии, которыми мы владеем, они ведь не с неба упали. А такое потворствование клиенту разрушит весь бизнес. Мы же не сумасшедшие.
- Расскажите про самый яркий момент в работе компании, что вам запомнилось больше всего и почему?
- Наверное, самым ярким моментом стал первый федеральный закон об электронной цифровой подписи, подписанный 10 января 2002 года. Почти через год после старта нашего проекта. Тогда наш бизнес стал официальным. Вторым таким моментом стал наш переход на собственную программную платформу. Тогда, в 2006 году, мы очень быстро, оперативно и максимально безболезненно перевели на электронный документооборот более 6 тысяч организаций.
- Одно из направлений – это обеспечение информационной безопасности. На ваш взгляд, можно ли полностью исключить утечку инсайдерской информации из компании и какими средствами? Приходилось ли вам сталкиваться с хакерскими и DOS-атаками?
- Вся утечка инсайдерской информации во всем мире связана с утечками от сотрудников самих компаний. Просто так довольно сложно зайти в чужую систему. Конечно, попытки хакерских атак были и у нас. Но у нас есть в сети специальная программа-робот, который постоянно проверяет систему безопасности. Те же самые разработчики программных продуктов проводят какие-то свои мероприятия. Но случаев, когда хакер добивался бы желаемого, проникнув в наши сети, у нас не было. Мы уделяем очень большое внимание информационной безопасности, более того – и другим оказываем такие услуги.
- Были ли случаи подделки ЭЦП? Ваши действия?
- Случаев подделки ЭЦП у нас не было, ее и невозможно подделать. А вот попытки получить ЭЦП по подложным документам бывают. Однако мы предусмотрели достаточно серьезные требования, выполнить которые законным представителям не сложно, а мошенникам очень сложно. Это и проверка по базам ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и выписка из реестра, и при необходимости запросы в специализированные органы.
«ТАКСНЕТ» ДЕЙСТВУЕТ УЖЕ В 40 РЕГИОНАХ РОССИИ
- В августе прошлого года управлением Роскомнадзора по РТ проверена лицензионная деятельность оператора связи ЗАО «ТаксНет». По итогам проверки компания получила четыре предписания об устранении нарушения законодательства РФ в области связи, а также одно предупреждение о приостановлении деятельности лицензии. Что стало причиной этой проверки, и какие именно нарушения были выявлены?
- Ну это же хорошо, значит есть в чем совершенствоваться! А на самом деле все это касалось чисто технических вопросов, которые уже решены. Мы уже написали отчет в Роскомнадзор, что все нарушения, выявленные в ходе этой плановой проверки, устранены.
- Какое количество сотрудников у вас работает?
- В настоящее время в компании задействованы более 120 человек. Представительства компании зарегистрированы в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске. С января этого года филиал компании начал работать в Москве. Вообще мы действуем уже в 40 регионах России. Наша структура соответствует требованиям времени и качеству сервиса. С учетом требований законодательства сформировано специализированное подразделение – Удостоверяющий центр. Отдельно выделен департамент программных разработок, где мы собираем молодых ребят и девушек, которые формируют наше будущее.
- Какими вы видите перспективы компании?
- Мы хотим прийти во все города с населением от 100 тысяч человек. Мы должны продавать там свои продукты, мы должны быть там интересны. В некоторых случаях будем работать через партнеров, в некоторых – создавать собственные филиалы. Нам есть куда расти. Тем более что от бумаги мы все равно уйдем, как бы она сейчас кому-то ни нравилась. Это неизбежно.
- Назовите три совета для успешного ведения бизнеса.
- Не врать и всегда выполнять обещанное. Работать с теми, кто умнее тебя. Самому ковать свое счастье, не ждать удачи, а делать свое будущее самому.
Визитная карточка предприятия ЗАО «ТаксНет» работает на рынке информационных технологий с 2001 года. Специализируется на разработке и внедрении высокотехнологичных интернет-решений с применением электронной цифровой подписи и средств криптографической защиты информации для организаций бизнеса и государственных органов. С 2002 года ЗАО «ТаксНет» обеспечивает представление организациями, индивидуальными предпринимателями и бюджетными учреждениями Республики Татарстан отчетности в налоговые органы в электронном виде с использованием СКЗИ и ЭЦП. В компании трудится около 120 человек. Годовой оборот трех компаний: ЗАО «ТаксНет», ЗАО «ТаксНет-Сервис» и ОАО «ТаксНет-Кама» составляет около 185 млн. рублей. Совладельцы – два физлица, 50,5% компании контролирует Султан Салимзянов. |
Визитная карточка руководителя
Султан Салимзянов - первый заместитель генерального директора ЗАО «ТаксНет». Родился 13 июля 1954 года в г. Оренбурге. 1971 - 1976 – учеба в Казанском госуниверситете на отделении журналистики историко-филологического факультета. 1976 - 1978 – корреспондент многотиражной газеты Казанского компрессорного завода, редактор молодежных передач татарского радио. 1979 - 1989 – корреспондент, заведующий отделом, заместитель редактора газеты «Вечерняя Казань». 1989 - 1993 – генеральный директор ЗАО «ПОИНТ». 1993 - 1999 - генеральный директор ЗАО «Александровский пассаж». 1999 - 2001 – генеральный директор ОАО «Радиотелекоммуникации». 2001 - по настоящее время – первый заместитель генерального директора ЗАО «ТаксНет», председатель Совета директоров ЗАО «ТаксНет». Женат, двое детей, трое внуков. |
Спонсор проекта "Персона"
«ТМС групп» УК ООО «ТМС групп» – многофункциональная сервисная компания, занимающая заметную позицию на рынке нефтесервиса в РТ и в России в целом. Год основания: 2005 Отрасль: нефтегазодобывающая, машиностроение. Предлагаемые услуги: специализированное обслуживание, аренда, изготовление нефтепромыслового и бурового оборудования, изготовление металлоконструкций и трубной продукции. Директор: Ренат Нугайбеков Число сотрудников: более 4 тыс. человек. КООРДИНАТЫ Адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, 1д |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.