«ЖАЛОВАТЬСЯ-ТО МЫ ВСЕ УМЕЕМ»

Даже для урожайного на такие встречи по системе «бизнес-власть» прошлого года вчерашняя встреча, прошедшая в конференц-зале минэкономики РТ, была из ряда вон выходящей. Как обычно проходят подобные мероприятия? Приходит государственный чиновник, минут 15 распространяется об удивительной, баснословно щедрой и, главное, системной поддержке малого бизнеса. Затем некоторое время докладчика атакуют предприниматели с наболевшим: что называется, «практика» против «теории». Чиновник скромно выслушивает проблемы, записывает их на бумажке. Обещает разобраться, подумать над решением, усилить поддержку… И все расходятся до следующих встреч: чиновник, удовлетворенный, ставит галочку в своем расписании; бизнесмены, неудовлетворенные, даже уже не удивляются бесплодности только прошедшего митинга, однако раз за разом на подобные встречи приходят, надеются и чего-то ждут.

Глава минэкономики РТ Мидхат Шагихаметов сыграл вчера в старую игру по новым правилам – несмотря на то, что изначально инициатива встречи исходила от главы ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Хайдара Халиуллина.

Халиуллин жизнерадостно сообщил, что ассоциация уже встречалась и с президентом РТ («Рустам Минниханов всегда обещает встречаться ежеквартально, но встречаемся мы с ним отчего-то всегда от силы раз в год»), и с минземимуществом РТ, и с минторгом, и с прокуратурой РТ, и с исполкомом Казани. Он даже не побоялся съязвить в адрес хозяина встречи (Шагихаметов за круглым столом сидел ровно напротив Халиуллина): мол, встречалась власть с бизнесом в декабре, от всех структур были люди, а от минэкономики, мол, никого не было. Тем не менее он попросил участников ассоциации особо не атаковать министра жалобами (разумеется, безуспешно…), а высказывать больше конструктивные предложения. «Жаловаться-то мы все умеем», - грустно кивнул министр.

Свою приветственную речь Шагиахметов начал с традиционных для республики упоминаний о всяческих «лизинг-грантах». Однако сразу оговорился, что теперь властям хотелось бы как-то заняться и другими формами поддержки, созданием инфраструктуры для развития бизнеса. Проанализировав прежние меры поддержки, глава минэкономики обнаружил, что в неделю ему приходят три - четыре письма с просьбами как-то «скорректировать» выданные бизнесменам гранты (срок подходит, денег, как обычно, для возврата нет). Шагихаметов заявил, что в этом году министерству хотелось бы разработать такие меры, которые получили бы реальную отдачу. Тогда как вопросы по проведению конкурсов на получение грантов остались (от «точечной» поддержки в РТ не отказываются - авт.). Пытаясь их как-то решить, минэкономики РТ подготовило и к концу недели обещало опубликовать некий Единый регламент, который будет регулировать порядок проведения конкурсов, где вроде бы прежние ошибки были бы учтены и устранены.

3.jpg
Мидхат Шагихаметов (в центре) выразил надежду, что круглый стол не превратится в обмен критикой, потому что, как он признал, «мы все без труда найдем кучу оправданий»

ГЛАВОЙ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НАЗНАЧЕН АРТЕМ НАУМОВ 

Министр также напомнил о создании при минэкономики центра поддержки предпринимательства (создана 15 января по инициативе самого министерства - авт.). Он выразил надежду, что Центр не превратится в очередное чиновничье достижение: «создали какую-то структуру, сами сидим, радуемся, а бизнес от этого ничего не получил». Два с половиной месяца вопрос о руководителе центра висел в воздухе.

Вчера Шагиахметов впервые назвал имя главы центра. «Мы определились и считаем, что руководителем должен быть представитель от бизнеса, от организации бизнеса. И лучшей кандидатуры, чем Артем Юрьевич Наумов, наверное, мы не найдем. Он согласился». В зале тут же зашумели «ОПОРА России!» Наумов действительно исполнительный директор Татарстанского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».  

Еще один шаг в направлении сотрудничества с бизнесом: создание экспертной группы, которая бы оценивала, как те или иные решения республиканской власти отражаются на жизни бизнеса (или же не отражаются вовсе - авт.). «Я бы хотел не просто слышать вас, но чтобы мы стали единым механизмом!» - страстно заявил министр. И под конец речи выразил надежду, что круглый стол не превратится в обмен критикой, потому что, как оно обычно бывает, признал он, «мы все без труда найдем кучу оправданий»…

КАК РЕЗОЛЮЦИЯ КРУЖИЛА ПО МИНИСТЕРСТВАМ И СГИНУЛА… 

Член ассоциации, директор ООО «Маркетинг сервис бюро» Рафик Шайхутдинов выступил с самым длинным докладом, где системно представил все недовольство бизнесом господдержкой малого и среднего предпринимательства: «У нас тут достаточный уровень открытости, скрывать нам нечего», - объяснил Шайхутдинов. «Тем более что мы и так все друг о друге прекрасно знаем», - угрюмо добавил министр.

Главный тезис доклада: власть слышит бизнес не в полной мере. Шайхутдинов привел пример, как на предыдущем подобном совещании по системе «власть-бизнес» стороны успешно приняли резолюцию. И эта принятая резолюция затем успешно же и начала кружить по министерствам и ведомствам, пока, наконец, мистическим образом не растворилась в столе очередного чиновника окончательно. «Это пример, как власть относится к бизнесу», - заметил докладчик, министр лишь тяжело вздохнул.

Критике подвергли члены ассоциации и то, что публичного осуждения программы поддержки МСБ практически нет. И то, что муниципалитеты самоустранились от решения проблем малого бизнеса, за исключением Елабуги, Набережных Челнов и Бугульмы. Да и то, что сам бизнес часто пассивен и принимает правила игры как есть. Шайхутдинов заявил, что задача социального-экономического развития РТ, чтобы к 2015 году увеличить долю МСБ до 34% (об этом заявил Минниханов весной прошлого года - авт.) – «под угрозой срыва», и сегодня «План 34» почти «невыполним». «При такой ударной сдаче объектов крупного бизнеса как ТАНЕКО, доля МСБ будет лишь неуклонно падать. Минувший год представитель ассоциации назвал «проигранным» в части поддержки предпринимателей. Да и веры в то, что 2013 таким не окажется, у бизнеса особо нет: «Вы собираетесь представлять нам программу поддержки МСБ, но уже конец квартала!» - с укоризной посмотрел докладчик на министра экономики, который почти все время доклада молчал и, не отрываясь, исподлобья смотрел на Шайхутдинова.

2.jpg
Хайдар Халиуллин (слева) был не меньше впечатлен разгромом, который устроили министерству экономики РТ его коллеги по ассоциации

«МЫ ОТКРЫЛИ СОГЛАШЕНИЕ – А ТАМ ПУСТОТА!» 

Затем члены ассоциации представили министру данные опроса 142 татарстанских предприятий. Ничего нового выяснено не было, впрочем, 32% отмечают сращивание власти с бизнесом, 15% - «контроль власти над бизнесом без возможности обратного влияния». А как хотелось бы? Большинство хотят, конечно, прозрачности и независимости бизнеса от власти. Бизнесмены в очередной раз высказали недоумение «сезонностью» программ поддержки (когда, например, фермерам, собственно делать в ней уже нечего – госденьги поспевают, разве что к страде…) Что 80% экономических отделов муниципалитетов заняты бессмысленным «бумажным производством», и времени на то, чтобы заниматься собственной экономикой, не говоря уже о том, чтобы помогать бизнесу, у них нет.

Предприниматели удивились, что власти то ли случайно, то ли намеренно путают два разных понятия: программа поддержки и план работы. Чему результат: ни одного документа о поддержке МСБ к концу марта ни у одного бизнесмена республики нет.

Ассоциация призвала «срочно» нарисовать план действия департаменту поддержки предпринимательства минэкономики РТ. Напомним, департамент был создан специально под задачи, которые ранее решало агентство инвестиционного развития РТ. Его руководитель (ранее возглавлявший центр финобеспечения МВД по РТ) Рустем Сибгатуллин сидел по левую руку от министра, но за все время встречи, кажется, не проронил ни слова. «Хотелось бы, чтобы сегодня было подписано нормальное соглашение с вашим министерством. А то я помню соглашение четырехлетней давности. Мы открыли, а там пустота!» - закончил свой доклад Шайхутдинов.

Халиуллин, кажется, был не меньше впечатлен разгромом, который устроили министерству экономики РТ его коллеги по ассоциации, и примирительно резюмировал: «Вы уж не обижайтесь, Мидхат Рафкатович, критика…» Однако Шагиахметов тут же встрепенулся и твердо заметил, что никакой обиды нет. И все выводы… совпадают со взглядами министерства! «Мы готовы на любые формы взаимодействия, которые выгодны бизнесу. Времени осталось мало. Я предлагаю нам всем вместе садиться и отрабатывать совместную программу на 2013 год», - заявил он. И объяснил, что отсутствие министерских чиновников на декабрьской конференции вовсе не было «красноречивым», а было «процессом взаимной притирки». Он согласился и с критикой в адрес федералов в части поступления средств по программам поддержки бизнеса, пожалел селян, и выразил надежду, что федералы должны-таки найти возможности выделять деньги вовремя. Наконец, Шагиахметов фактически признал, что «по развитию предпринимательства у министерства нет системного подхода» (как отметил один из членов ассоциации), заявив, что «системность работы быть должна».

460.jpg
Переделывать программу министерство будет совместно с экспертами ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ «ДА» МИДХАТА ШАГИАХМЕТОВА 

Но просто так от министра, конечно, не отстали! Гендиректор ОАО «СКАТ», член Общественной палаты, вице-президент ассоциации Мунир Гафиятуллин заявил, например, что власти, в частности минэкономики, «медленно реагируют на процессы, происходящие в экономике». Хваленые лизинг-гранты привели Гафиятуллина к мнению о том, что выгоднее не заниматься производственной деятельностью, а быть менеджером по продажам: «А сколько из-за налоговой политики ушло в тень малых предприятий?! А попробуйте-ка взять кредиты!» - без устали перечислял бизнесмен.

Шагиахметов заметил, что федерального уровня проблемы он решать не в состоянии, и выразил надежду, что с этим может помочь Рустам Минниханов, который является главой совета ассоциации инновационных регионов России (через нее, вроде бы, татарстанским лоббистам удалось успешно продавить отдельные поправки в принятый закон о федеральной контрактной системе).

Кроме того, в ответ на жалобу о невозможности взять дешевый кредит, министр обещал заявиться в ряд федеральных программ, которые направлены на субсидирование процентных ставок. Вообще, министр проявил себя во время встречи на удивление мудрым дипломатом. Почти ни разу не сказал слово «нет» предложениям предпринимателей. Ни разу не начинал оправдываться. То и дело раздавался голос Шагиахметова: «Давайте! Сделаем! Без проблем! Вместе соберемся и решим!»

«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ВЫ ОСТАЛИСЬ НАДОЛГО…»

Другой член ассоциации, член Общественной палаты, президент компании «Ваш Быт» Фарид Сафин с иронией перечислил организации, которые за последние годы брались за гуж поддержки малого и среднего бизнеса, а потом оказывалось, что они не сдюжили. Организации переименовывали, расформировывали, задачи передавались в другие агентства.

Вспомним их поименно. Агентство по развитию предпринимательства РТ. Комитет по развитию предпринимательства РТ. Агентство инвестиционного развития РТ. Департамент поддержки предпринимательства при минэкономики РТ. И, наконец, центр поддержки предпринимательства (и это еще не считая омбудсмена Тимура Нагуманова, - авт.).

«Хотелось бы, конечно, чтобы вы (минэкономики РТ - авт.) остались надолго…» - тяжело вздохнул предприниматель. Сафин вспомнил, как на одном из недавних мероприятий, у предпринимателей, занятых в бытовом обслуживании, глава Нацбанка РТ Евгений Богачев спросил, кто из них получал когда-либо дотации, помощь от государства. Выяснилось, что никто. «И Богачев резюмировал: у нас есть хорошие законы, интересные предложения, но, к сожалению, этими предложениями пользуется ограниченный круг людей. До предпринимателей предложения не доходят».

4.jpg
Шагиахметов предложил поработать вместе над «Планом 34», и расписать его по всем направлениям развития МСБ: «А вот уже к этой программе должно быть соглашение, как мы этот план будем реализовать» 

КОПЬЯ ЛОМАЛИ, РЕЗОЛЮЦИЮ ВЫРАБАТЫВАЛИ, И ВСЕ ОСТАЛОСЬ НА БУМАГЕ 

Спустя два часа критики, когда через одного члены ассоциации выражали надежду на то, что будет подписано некое соглашение между ассоциацией и министерством по совместной работе (соглашение, конечно, подписано не было - авт.) гендиректор ООО «Неон-Арт» Николай Мамаков скептично заявил, что никакая резолюция, соглашение или программа не означает автоматического решения проблем: «Я помню, на подобной встрече году в 2006 тоже программу какую-то вырабатывали совместную! Копья ломали! Резолюцию вырабатывали! И все в конечном счете осталось на бумаге…»

Мамаков как в воду глядел. Встреча закончилась, когда все уже порядком устали. И ни о какой совместной разработке программы поддержки МСБ никто уже не думал. Кроме… Шагиахметова! Как выяснилось, в минэкономики всерьез рассчитывают на помощь бизнеса в написании внятной и, главное, эффективной программы. Тогда как представители ассоциации, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», надеялись, что все обойдется неким абстрактным соглашением о совместной работе. У каждого, впрочем, были свои резоны. Бизнесмены, разумеется, не собирались отпускать министра после трехчасовой беседы без хоть какой-нибудь подписанной бумаги, которая зафиксировала бы шагиахметовское «Вместе соберемся и решим!» и поставила бы на слова жирную министерскую печать. Министр же не собирался отпускать бизнесменов и подписывать соглашение тоже поначалу не хотел, ссылаясь на то, что соглашение о совместной работе будет бессмысленным, когда нет собственно того, над чем можно совместно работать: то есть, программы на 2013 год. Ничего не значащая бумажка, кому она нужна?

Министр предложил поработать вместе над «Планом 34», и расписать его по всем направлениям развития МСБ. «А вот уже к этой программе должно быть соглашение, как мы этот план будем реализовать. Будет системный подход!» «Но это вариант сложный, ведь чтобы подготовить программу, требуется продолжительная работа!» - протянул Халиуллин. Что подписывать в первую очередь, решали несколько минут, пока все окончательно не запутались. Выручила готовность министра экономики бесконечно идти на уступки в этот мартовский день: он устало кивнул головой, мол, давайте текст соглашения, подпишу, мне не жалко. И тут выяснилось, что текста соглашения нет – Халиуллин лишь виновато улыбнулся. Шагиахметов даже не вздрогнул и предложил через неделю уже собраться в узком кругу, тогда и разобраться и с соглашениями, и с программами. На чем и разошлись.