Для начала делегация посетила цех обработки двигателей "Камминз Кама" |
ВООРУЖЕНИЕ НА 30 ЛЕТ ВПЕРЕД
Челнинский сбор совета ВПК при правительстве России закончился вчера заседанием под председательством вице-премьера России Дмитрия Рогозина. Мероприятие в гендирекции КАМАЗа было посвящено развитию систем вооружения разных родов войск. Журналистов допустили в зал только на вступительные слова Рогозина, президента РТ Рустама Минниханова и гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, да и то только благодаря открытой позиции команды Рогозина – как организаторы визита вице-премьера федералы настояли на присутствии СМИ. Впрочем, как пост-фактум сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» участники заседания, основная обсуждаемая идея была озвучена Рогозиным в присутствии прессы, заключается она в принципе сервисного обслуживания производителем своей военной спецтехники до конца срока ее службы.
Изначально Рогозин заявил главной целью заседания желание свести госзаказчика и производителя военной техники в живом диалоге. «Нам необходима продуманная точка зрения госзаказчика на потребности армии, с учетом глубокого и перспективного – лет на 30 вперед – анализа эволюции форм вооружения, – обозначил концептуальную задачу Рогозин. – А от промышленности мы хотим добиться внятного и инициативного ответа на запросы армии. Нам нужна взаимная ответственность. Я бы хотел, чтобы совет ВПК занимался не только обсуждением разработок, но и контролем за выполнением промышленных задач».
Экскурсию для Рогозина по базе "Камаз-Мастера" провел Владимир Чагин |
Рогозин также напомнил во вступительном слове, что пора задуматься о заявках, которые войдут в программу вооружений на 2016 - 2025 годы. Двигаться дальше, по его словам, промышленность должна согласованно, предлагая военным уже готовые системы вооружения, а не агрегаты военной машины, которые не собираются в цельный пазл. При этом нужно соблюдать хронологическую синхронизацию, чтобы комплектующие новых разработок появлялись одновременно. Иначе говоря, Рогозин преподнес образ успешного будущего военной промышленности, как действительно единый комплекс оборонных предприятий, управляемый если не централизовано, то как минимум в тесной взаимной интеграции.
В совет ВПК вошло около 40 представителей предприятий, миноброны и МВД |
КАМАЗ ОБЫГРЫВАЕТ КОНКУРЕНТОВ ПО СЕРВИСУ
Для самих же производителей гораздо более насущным принципом, утвержденным на заседании совета ВПК, стало требование о «пожизненном» обслуживании техники изготовителем. Рогозин привел в пример принятый регламент, согласно которому каждый корабль отныне будет сопровождать капитан-наставник – представитель проектанта и производителя. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online» у участников заседания, сервисный вопрос решился заявлением Рогозина о том, что гособоронзаказ отныне будет передаваться предприятиям только при наличии законченной концепции сопровождения техники от момента поставки до утилизации. Вероятно, именно фактор сервиса и привел совет ВПК на КАМАЗ, а не к его конкурентам, потому что здесь у челнинского автогиганта, похоже, имеется преимущество. В частности, обслуживанием военной техники КАМАЗа занимается его «дочка» - ЗАО «Ремдизель», гендиректор которого Фаиз Хафизов весьма однозначно заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что требуемая концепция сегодня есть только у КАМАЗа и ни у кого больше.
На заседании совета военно-промышленной комиссии председательствовал Дмитрий Рогозин |
– Мы обслуживаем выездными бригадами автомобили в 973 воинских частях, начиная с Южных Курил, заканчивая Калининградом. Обслуживаем самые удаленные точки – Мирный, Барнаул, Таджикистан, Армению, Азербайджан, Украину, – перечислил Хафизов. – Одновременно к работе приступили 300 выездных бригад, и на сегодня пополнение объемов гособоронзаказа по году у нас составляет 37 процентов – это за один квартал. Под обслуживание ЗАО «Ремдизель» и сервисной сети КАМАЗа попадет более 45 тысяч автомобилей в год. Конкретно по Южному округу сегодня была видеоконференция, и командующий доложил, что с сервисным обслуживанием техники на шасси КАМАЗа никаких проблем нет. А такой спецтехники в армии сегодня более 200 наименований – это «Панцирь», «Тунгуска», краны и много чего другого. Работа по техническому надзору началась четыре года назад и сегодня мы несем полную ответственность за состояние машин. У меня сегодня гарантии на 22 тысячи автомобилей, которые проходят по плановому обслуживанию, и никаких претензий по ним нет – сервис реализуется по графикам, подписанным командирами частей и бригад.
Добавим к этому, что не далее как в декабре прошлого года «Ремдизелю» было предложено обслуживать военную технику и некамазовской номенклатуры, что свидетельствует о доверии военных КАМАЗу в наиболее актуальном тренде ВПК.
Открытая выставка образцов НТЦ КАМАЗа включала гражданскую технику |
РОГОЗИН ЛЮБИТ БЕЗ КАПОТА?
Между тем, сервис – не единственное веяние, которое Когогин успел подхватить на лету, опередив конкурентов по оборонзаказу. Рогозин, опробовав камазовский бронированный грузовик «Тайфун», с особой настойчивостью обратил внимание журналистов на такое условие боевой стратегии, как минимизация человеческих потерь. И именно в этом ключе сегодня позиционирует свою военную технику КАМАЗ. Рогозин - в первую очередь имея в виду «Тайфун» - рассказал журналистам, что КАМАЗ может уберечь военнослужащих «и от фугасной мины, и от стрелкового оружия, даже крупнокалиберного». Безопасность личного состава при транспортировке с подачи Рогозина была принята как основной критерий оценки качества спецтехники.
Вторя куратору оборонзаказов, Когогин тоже не преминул в своем вступительном слове сделать акцент на приоритете безопасности солдат. Гендиректор КАМАЗа сумел в данном контексте заявить и о желании перевести военную технику на шасси КАМАЗа, не уточнив при этом желаемые объемы номенклатуры.
Рогозин сравнил камазовский "Тайфун" с боевым слоном |
Защита от мин, упомянутая Рогозиным, – это одна из точек столкновения в интересах двух конкурентов, КАМАЗа и автозавода «Урал». «Урал» параллельно с КАМАЗом разрабатывает свой вариант темы «Тайфун», и оба предприятия сработали на опережение госзаказа, о чем Рогозин тоже упомянул, похвалив КАМАЗ за участие собственными деньгами в инициативных разработках для нужд минобороны. Главное отличие конкурирующих машин в том, что камазовский «Тайфун» – безкапотный, а уральский - с капотом. Военные, как стало ясно из слов руководителя пресс-службы КАМАЗа Олега Афанасьева, предпочитают капотную машину – при наезде на мину взрыв происходит под передней частью грузовика, нанося меньший урон кабине и пассажирам. Однако полевые испытания, по словам Афанасьева, показали обратное. Без конкурента в виде «Урала» камазовский «Тайфун» вообще не вызывал бы вопросов у госзаказчиков, поскольку это первая машина, в которой защита личного состава (а броневик вмещает 20 человек) обеспечена на качественно новом уровне. Впрочем, визит Рогозина на КАМАЗ и заявленный им «мальчишеский восторг от управления «Тайфуном» уже о многом говорит. Во всяком случае, член совета ВПК и гендиректор ОАО «Урал» Виктор Корман в комментариях об осмотре камазовского продукта корреспонденту «БИЗНЕС Online» отказал наотрез, выглядя при этом крайне напряженно.
Гендиректор ОАО "Урал" Виктор Корман выглядел напряженным |
Военные из числа участников заседания делиться впечатлениями и тем более сравнивать «Тайфуны» «Урала» и КАМАЗа отказались, как, впрочем, и гражданские эксперты. Но вообще делегаты остались довольны осмотром челнинской продукции. Так, председатель совета директоров ЗАО «Брянский автомобильный завод» Александр Елисеев резюмировал корреспонденту «БИЗНЕС Online»:
– Считаю, что увиденная сегодня техника – большой прорыв в военном автомобилестроении. Это касается как бронированного класса машин, так и нового направления, связанного с «Платформой-О» (программа создания перспективного грузового шасси – ред.). Думаю, что за этой техникой будущее – возможно, ряд функций избыточен, но направление выбрано правильно и своевременно. Надеюсь, что эти модели будут реализованы. Особую новизну придают технике КАМАЗа электроходные функции и мотор-колеса (6 независимых колес реализованы в «Тайфуне» – авт.), что очень перспективно для тяжелых машин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.