Сегодня стало известно, что фильм «Сухая река» Алексея Барыкина попал во внеконкурсный показ Short Film Corner Международного каннского кинофестиваля. Таким образом, лента «Сухая река» станет третьей казанской работой, прошедшей в Канны, после фильма «Брелок» Ильдара Ягофарова, который принял участие в 64-м Международном каннском кинофестивале в 2010 году, и «Он, его муза и одноклассники» Салавата Юзеева в 2011-м.

Фильм «Сухая река» - это короткий метр. Отсняв его, Барыкин связался с отборочной комиссией Каннского фестиваля, который в этом году работает на известном курорте с 15 по 26 мая. Попасть во внеконкурсный просмотр пока еще не раскрученному режиссеру – дело нелегкое. К сведению, в прошлом году во внеконкурсном показе были заявлены всего три фильма из России. Сколько их будет в этом году, пока не известно, но «Сухая река» уже попала во внеконкурсный показ Short Film Corner, о чем сегодня Барыкин получил уведомление.

- В Татарстане с документальным кино происходит то же самое, что и во всей России. Оно умирает от недостатка финансирования – и республиканского, и федерального. В нашей стране пытаются скопировать американскую модель, где публицистика – развлекательные проекты по заказам телеканалов – практически убила кинодокументалистику, то есть глубокое авторское искусство. Между тем в Европе, например, модель совсем другая. Там документальное кино финансируется и процветает. В этом году в российском конкурсе на весь Татарстан прошел только один фильм. Это мой проект с Денисом Осокиным - «Сухая река». А заявок подавалось очень много, - рассказывал Барыкин прошлым летом нашему изданию, начиная работу над лентой.

Бюджет фильма - всего лишь 1 млн. рублей, деньги были получены от министерства культуры РФ в качестве субсидии на проект. Снимался фильм на «Регион-студии» - это дочернее предприятие казанской киностудии.

Фильм снимался всего 10 дней, но подготовка шла не один месяц. По словам Барыкина, Осокин на съемках не присутствовал, но все места, где проходила работа, были заранее согласованы с автором сценария. Он объехал их вместе с режиссером. Жанр у ленты не совсем обычный – это фантасмагория.

«СКАЗКА О ЛЮБВИ»

Фильм «Сухая река» - это причудливая сказка о любви, в которой события разворачиваются практически без слов. Картина полностью держится на пластике изображения и актерской игре. Главные роли в фильме исполнили молодые актеры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров.

- В «Сухой реке» много необычных образов, символов, ритуалов, которые пришли в картину из поэтического мира Дениса Осокина, каждый зритель сможет по-своему интерпретировать происходящее на экране, - рассказывает Барыкин.

Кстати, важную роль в фильме играет симфоническая музыка, написанная самим режиссером фильма. Интересно, что в «Сухой реке» впервые в истории татарстанского игрового кино присутствуют эротические сцены. Однако существует и полностью «целомудренная» версия фильма, которая подходит для показа перед любой аудиторией или по телевидению.

Сотрудничество режиссера и сценариста продолжается. Сейчас Осокин и Барыкин работают над новым проектом полнометражного художественного фильма «Воронья каша». Заявка на этот фильм готовится в том числе и в министерство культуры РТ. Сам Барыкин заканчивает монтаж фильма «Заступница» о Казанской иконе Богородицы, главные роли в котором исполняют Дмитрий Дюжев, Ирина Купченко, Николай Бурляев и Ольга Будина. Премьера запланирована на начало мая.

«НОВОЕ КИНО ПОЙДЕТ ИЗ ГЛУБИНКИ»

Насколько значимое событие для татарстанского кинематографа то, что фильм покажут в Каннах? Вот что думают эксперты «БИЗНЕС Online».

Владимир Батраков - директор «Татаркино»:

- Конечно, это успех нашего кинематографа, конечно, это значимо. Будет приятно, если «Сухая река» затем попадет в конкурсный показ Казанского международного фестиваля мусульманского кино. По формату мы берем ленты не старше двух лет со времени создания, так что «Сухая река» как раз проходит.

Андрей Богданов - фотохудожник:

- Мне приходилось четырежды бывать в Каннах, но не на кинофестивале, а по другим поводам. Что касается фестиваля, я любою смотреть представленные на нем фильмы немецких и французских кинематографистов в интернете. Конечно, кинофестиваль в Каннах - это очень высокий уровень. Даже просто попасть в одну из его внеконкурсных программ - это прорыв нашего кино.

Фарид Давлетшин - кинорежиссер:

- Если фильм попадает на любой международный фестиваль, это знаковое событие. А тут Канны! Пора уже татарстанскому кино выходить на мировой уровень. Кстати, недавно слушал выступление сценариста Одельши Агишева, который сказал: «Новое российское кино пойдет из глубинки». Главное - не упускать шансы и принимать участие, пусть поначалу даже во внеконкурсной программе.

Справка

Денис Осокин родился в 1977 году в Казани. Учился на факультете психологии Варшавского университета (1994 - 1996), закончил филологический факультет Казанского университета (2002). Работал редактором творческого объединения «Панорама» на телеканале «Новый век» (Казань), автор и режиссер цикла фильмов «Солнцеворот» о традиционной культуре народов Поволжья. Руководил казанским центром русского фольклора. Проза публиковалась в журналах и альманахах «Знамя», «Вавилон», «Октябрь», «Улов», «Топос», «Волга — XXI век», «Воздух», «Дирижабль» и др., сборнике произведений лауреатов и финалистов премии «Дебют» «Война и мир-2001». Повесть «Овсянки» (опубликована в журнале «Октябрь» под псевдонимом Аист Сергеев) легла в основу одноименного художественного фильма (2010 год, режиссер - Алексей Федорченко). Член Российской академии кинематографических искусств «Ника». Член киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона (The Asia Pacific Screen Academy).

Алексей Барыкин – режиссер, сценарист, руководитель Казанской киностудии. Родился 10 мая 1980 года, в 2002 году закончил факультет ВМК Казанского государственного университета. Работает в жанре документального и короткометражного кино, ведет курс режиссуры в Казанском государственном университете культуры и искусств.