КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГ
В очередной раз напомним читателям технологию составления нашего Топ-100. Рейтинг бизнес-элиты публикуется с лета 2008 года с периодичностью раз в квартал. Он готовится по заказу газеты «БИЗНЕС Online» ведущей социологической компанией РТ – центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР) под руководством доктора социологических наук Александра Салагаева в содружестве с компанией "Парадигма консалтинг".
Специально для рейтинга деловой элиты РТ разработана методика, которая основана на мнениях экспертов из Казани и Набережных Челнов, представляющих предпринимательское сообщество, власть и СМИ. Эксперты оценивают влиятельность участников Топ-100 по пяти критериям, таким как менеджерский профессионализм, авторитет среди коллег, значимость предприятия для экономики республики, лоббистские возможности и влияние на СМИ.
РОКИРОВКИ НА ОЛИМПЕ
При внешне стабильной политико-экономической обстановке в Татарстане на вершине нашего рейтинга по итогам первого квартала 2013 года произошли заметные и если не знаковые, то крайне любопытные изменения. Да, на первом месте по-прежнему находится гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов, буквально по пятам за ним идет рулевой КАМАЗа Сергей Когогин, который в минувшем году, напомним, пару раз занимал главенствующее место на местном деловом Олимпе. А вот дальше мы видим серьезные и интересные перемены.
На первом месте по-прежнему находится гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов (слева), буквально по пятам за ним идет рулевой КАМАЗа Сергей Когогин (на переднем плане) |
Во-первых, на третьем месте впервые за время существования нашего Топ-100 оказался председатель совета директоров «АК БАРС» Банка Роберт Мусин, потеснив там гендиректора «Нижнекамскнефтехима» Владимира Бусыгина. Плюс в десятку вошел Роберт Миннегалиев - предправления этого же банка, переместившись на 6-е место с 15-го, которое он занимал в нашем предыдущем рейтинге. Что же, крупнейший в Татарстане банк активно задействован в ряде проектов – в частности, известно, что он является генеральным партнером студенческих Игр и именно ему доверено выпустить 120 тыс. карт для участников и гостей Универсиады. АББ наращивает активность практически во всех сегментах рынка кредитования. Плюс Мусин, как считается, традиционно близок к команде президента Рустама Минниханова (уже хотя бы в силу величины бизнеса «АК БАРС» Банка).
Во-вторых, из первой десятки и вообще из рейтинга выбыл Васил Каюмов, покинувший пост гендиректора КАПО (кстати, новый шеф авиазавода Александр Бобрышев дебютировал в нашем Топ-100 и находится на 80-м месте). Увы, такова судьба наемных топ-менеджеров – сегодня ты вроде царь и Бог, а завтра тебя на Олимпе уже и забыли…
В-третьих, отметим, что в десятке уже прочно обосновались и уже продолжительное время не покидают ее два предпринимателя, построившие свой бизнес с нуля, - председатель совета директоров «Эфира» Андрей Григорьев и владелец «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что наша деловая элита состоит не только из руководителей бизнеса, созданного с участием государства или же компаний, возникших еще в советский период. В лице Григорьева и Зубарева мы имеем дело с классическим явлением, получившим на Западе название self-made-man – наличие таких людей на самом верху хоть как-то оправдывает гримасы того дикого капитализма, что мы вынужден в России терпеть уже два десятка лет. Впрочем, если внимательно посмотреть весь список из Топ-100, то с удивлением обнаруживаешь, что более половины его – это не генералы госкорпораций и не родственники сильных мира сего, а люди, которые сделали сами себя.
На третьем месте впервые за время существования нашего Топ-100 оказался председатель совета директоров «АК БАРС» Банка Роберт Мусин |
ДЕЛОВАЯ ЭЛИТА ПРИНИМАЕТ МАРАТА МУРАТОВА
Обратим внимание на другие изменения в Топ-100. На глазах растет влияние (а с ним и оценки наших экспертов) гендиректора «Связьинвестнефтехима» Валерия Сорокина. Напомним, что еще год назад он, несмотря на свою близость к президентской команде и на то, что СИНХ контролирует госпакеты акций практически всех ключевых предприятий республики, находился лишь в первой половине Топ-100. В этом основную роль играл непубличный стиль работы, которого он всегда придерживался. Но, став с подачи казанского Кремля президентом «Рубина», Сорокин сделал (скорее, по необходимости) немало шагов в сторону открытости. Например, можно вспомнить его недавнее подробное интервью газете «БИЗНЕС Online». И вот результат – шеф СИНХа вплотную приблизился к первой десятке нашего Топ-100, заняв 12-е место. Не удивимся, если по итогам 2013 года Сорокин войдет даже в Топ-10. Быть президентом «Рубина» - это дорогого стоит…
Из других заметных перемещений в рейтинге отметим резкое укрепление позиций Ильшата Фардиева, занимающего пост гендиректора Сетевой компании. Он сейчас находится на 20-м месте, поднявшись сразу более чем на 20 позиций. По сути, Фардиев стремительно возвращает себе позиции в Топ-100, которые он утратил, став министром энергетики (напомним, что в наш Топ-100 не включаются чиновники), и, похоже, это для него не предел. В свое время он был постоянно прописан в топовой десятке, входил в число пяти влиятельнейших деловых людей республики…
Резко усилил свои позиции Леонид Алехин (13-е место), в прошлом году сменивший пост гендиректора "Казаньоргсинтеза" на ТАНЕКО, – наши эксперты высоко оценили его в новой роли.
Один из самых интересных поворотов Топ-100 – это появление в нем Марата Муратова (в центре), занявшего в начале года пост исполнительного директора "ВАМИНа" |
Но, пожалуй, одна из самых интересных новостей нашего Топ-100 – это появление в нем Марата Муратова (62-е место), занявшего в начале года пост исполнительного директора "ВАМИНа". Кстати, из нашего Топ-100 исчез Вагиз Мингазов - бывший шеф молочной империи. "ВАМИН" сейчас лежит на боку, Муратов несколько месяцев назад был делегирован (причем неожиданно для всех) туда казанским Кремлем в качестве антикризисного менеджера. Масштаб процессов, идущих в агрокомпании, и величина задач, которую поставили перед бывшим шефом «Татмедиа», таковы, что эксперты сразу же поставили ему баллы, весьма высокие для человека, карьера которого до сегодняшнего дня строилась в госструктурах.
Еще один аграрий, совладелец «Красного Востока-Агро» Айрат Хайруллин, несмотря на свою медийную и политическую активность (напомним, он выступил с начала года с рядом статей в нашем издании, а также провел резонансное собрание федерального союза производителей молока, который он возглавляет), напротив, теряет позиции в нашем Топ-100. Еще недавно он прочно входил в первую десятку, но в предыдущем нашем рейтинге сместился на 17-е место, а теперь находится уже на 30-м. Судя по всему, эксперты связывают ухудшение его позиций в рейтинге с прохладными отношениями с минсельхозом РТ, установившимися в последнее время, а также с общим кризисом в сельском хозяйстве, о котором, напомним, в республике наиболее открыто говорит как раз сам Айрат Назипович. Возможно, на совладельца "КВ-Агро" падает тень банкротных агрохолдингов ("ВАМИН", "Золотой колос"). Цыплят, говорят, считают по осени. Осень 2013-го и покажет, где окажется Айрат Назипович, ведущий последовательную политику (как в публичном пространстве, так и помогая развивать свой холдинг), – на вершинах Олимпа или его ожидает судьба собратьев по агробизнесу. Что-то подсказывает, что последнее вряд ли ему грозит…
АВИАТОРЫ ИДУТ НА ВЗЛЕТ
Крайне примечательным явлением в рейтинге, на наш взгляд, является укрепление позиций представителей авиационной отрасли. Так, в наш Топ-100 впервые вошел гендиректор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Аксан Гиниятуллин (89-е место), а также в нем укрепил свои позиции гендиректор ОАО «Международный аэропорт «Казань» Алексей Старостин (75-е место). Во-первых, АКТ, как известно, выиграла крупный тендер на авиаперевозки в Приволжском федеральном округе. Во-вторых, ее авиапарк увеличивается в связи с этим на 15 самолетов Cessna - обе новости означают прорыв компании на новый рынок региональных авиаперевозок.
В Топ-100 укрепил свои позиции гендиректор ОАО «Международный аэропорт «Казань» Алексей Старостин. Сейчас к МАК приковано повышенное внимание перед Универсиадой, плюс долгожданный ввод в строй нового терминала |
Что же касается Старостина, то и укрепление его позиций в Топ-100 вполне логично: к МАК приковано повышенное внимание перед Универсиадой, плюс долгожданный ввод в строй нового терминала, который в корне меняет картину в аэропорту, долгие годы удивлявшую (в негативном смысле) гостей столицы Татарстана.
КТО УШЕЛ, НО МОЖЕТ ЕЩЕ ВЕРНУТЬСЯ
И несколько слов о тех, кто покинул наш Топ-100. На этот раз в нем нет Динара Насырова, до недавнего времени возглавлявшего казанский IT-парк. Напомним, что он перешел на пост генерального директора фонда региональных инновационных проектов, который создается с участием «Татнефтехиминвест-холдинга». Отрасль IT и связи понесла еще одну потерю в нашем Топ-100: в него на этот раз не попал Марат Шакиров, возглавляющий филиал МТС в Татарстане.
Впервые за долгое время в рейтинг не вошел Фарид Хамадеев – гендиректор ООО «Росгосстрах-Татарстан», крупнейшего игрока страхового рынка республики.
На наш взгляд, в ближайшем нашем Топ-100 (он будет опубликован в июле по результатам первого полугодия) найдут прежде всего отражение прежде всего события, связанные с Универсиадой. До нее осталось совсем немного времени, напряжение возрастает, на этом мероприятии завязаны многие отрасли республиканской экономики, и от того, насколько республика окажется готова к Играм, и будут расставлены силы в следующем рейтинге.
==table190==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.